У нас -30, вдохновляет на написание разных умностей)) И еще накопилось, знаете ли, потому как я, иногда наблюдаю, кто как делает, так и хочется подойти и объяснить. Поэтому, еще один пост про премудрости эксплуатации авто зимой. Опять же, не бойтесь, никаких советов по экстремальному вождению. Просто, немного практики перед началом поездки и немного во время...
Значит, мы с вами машину подготовили и завели... Что дальше?
По моему, я уже писал про это, но лишним не будет. Самый острый вопрос. Греть, или не греть?
Греть однозначно! Даже вопреки инструкции и рекомендациям и если на улице холоднее -15 (когда ни будь же и у вас такое будет))), то даже при наличии подогревателя. Объясняю на пальцах.
Двигатель- это такая хитрая конструкция, которая состоит из четырех ключевых деталей. Это: 1. Блок цилиндров; 2 Головка блока (башка); 3. Коленвал с поршнями; 4. Распредвал.
Все это охлаждается ОЖ (Охлаждающая жидкость) и смазывается маслом, когда работает. Так вот, поскольку, эти детали- разные детали, которые промеж себя постоянно трутся (кроме блока и башки) и находятся в разных условиях, то и прогреваются они неравномерно. Добавляем сюда разность материалов, чем особенно грешат современные моторы (с начала нулевых годов)- это чугунный блок со стальными вкладышами, алюминевая башка, стальные коленвал с поршнями и распредвал.
Вспомнинаем школьный курс физики и понимаем, что у холодного двигателя, который только завелся, все это разного размера, отнюдь не соответствующего стандартам. (на холоде все сжимается, на жаре расширяется, знаете же, да?) Так вот, в цилиндрах у нас +300, а башка и блок снаружи -30, внутри по разному. Был бы мотор стеклянным, его, нахрен разорвало на куски. Металл поэластичнее, однако, нагрузки от этого меньше не становятся.
Результат будет- преждевременный износ и преждевремнная же кончина мотора. Ладно, если он еще на гарантии, а если нет...? Кап. ремонт, если, минимум провернет вкладыш, обойдется минимум в 30 тысяч рублей по курсу на 23.12.2015.
Небольшое отступление. Вообще, сейчас, только и слышно. Современные моторы- херня! Их делают маркетологи, а не инженеры! Ходят по 150 тыщ и все! Это для того, что мы быстрей покупали новые машины! Раньше делали, так делали! Все это ерунда. Современные моторы- отличные в своём большинстве. Просто, люди разучились их бережно эксплуатировать. Да, согласен, что с подачи тех же маркетологов. Почитайте инструкции к машине. Прогревать- две минуты. Масло менять раз в 15 тысяч. В АКПП вообще никогда. Всё для того что бы машина кое как отходила гарантийный срок, а потом всё. Сами моторы ни при чем, просто, им очень жестко достается в начале жизни, так что, потом, зачастую, они, действительно, за 250 тысяч не могут переехать.
Что надо делать? Надо завести машину заранее и хорошенько прогреть. Если не холоднее -10, то до нижнего деления стрелки, или пока не погаснет соответсвующий индикатор. Да, на едущей машине это произойдет быстрее, но нагрузка то! Мотору и так не сладко, а тут еще ехать. Греем в самом щадящем режиме- на холостых. И не забываем, что помимо мотора у нас ещё есть коробка передач, которой, тоже нужно прогреться.
Сколько греть? В холода, такие как сегодня и всегда, когда холоднее -10 я грею пол часа. Ну, минут 15 точно надо. Что бы тепло равномерно распределилось по мотору и его компонентам. Что бы равномерно прогрелось масло. Да и ехать на такой машине будет приятнее- в салон пойдет тепло.
Если у вас подогреватель. Большинство греет ОЖ. Некоторые подкапотное пространство. Да, они здоровски облегчают пуск и щадят мотор. Но ему надо дать время для того же равномерного прогрева всех компонентов.
Далее у нас идет трансмиссия. После прогрева мотора, если у вас "механика" выжмете несколько раз сцепление и погоняйте рычаг по скоростям. Если АКПП или "Робот", то, тоже после прогрева мотора погоняйте по режимам, задерживаясь на каждом, кроме "нейтрали" на 2-5 сек. Если вариатор, то тут все хуже. Эти любят тепло и полный прогрев, его не трогайте, но дольше грейте мотор.
Если у вас электроусилитель, то ему похрен, -50, или +100, можете не заморачиваться. Если, "Гидра", то, при наличии возможности порулите после начала движения "змейкой" чуть чуть, не от упора до упора, на пол оборота пять раз туда, пять сюда- достаточно. Если нет возможности, чуть покачайте руль на месте. Но еще меньше, буквально на 10 минут туда-сюда. Если для выезда надо рулить до "упора", то покрутите рулем на месте по нарастающей. От 10 минут до пол оборота. (10 минут- это не время, а угол поворота, как на циферблате часов)
Ну и ехайте спокойно. Минут 20 постарайтесь не жать газ в пол. Особенно, если у вас АКПП, "Робот", или вариатор. Они, кстати, первое время могут "пинаться", точнее "толкаться" при переключениях, особенно с 1 на 2... Это нормально, в начале движения.
Подвеска. Ей тоже надо размяться на морозе. Если есть возможность, проедьте плавно по неровному, но плавному рельефу. Масло в амортизаторах хоть немного "прогреется", а резинки "разомнутся". Будет гораздо меньше вероятности что ни будь сломать после таких процедур.
С "железом" разобрались. Вывод: Грейте и никого не слушайте. Продлите жизнь мотору и трансмисии в разы! В сочетании со своевременным и качественным обслуживанием, конечно.
Теперь, как ездить. Это наболело. И, кстати, грешат этим не только дамы. 50/50, как я заметил.
Температурный режим в салоне. Не надо его накочегаривать как в бане. От жары у вас будет заторможенная реакция и выйдя на улицу, вы задубеете быстро. 21-23 градуса на климате и кнопку "Auto". Я, за редким исключением, так езжу круглый год, летом, лишь, добавялю кондиционер. Если климата нет, то придерживайте такую же температуру. Так же, не надо врубать на максимум, что б сначала прогреть салон, а потом убавлять. Вам самим не комфортно будет, казаться, что, всё ж, прохладно. Обдув сначала на стекло и в ноги, потом просто в ноги. Климат сам переключится куда надо. Кстати, если нет климата, то включайте печку постепенно, а то, лобовое может треснуть, если на него сразу направить теплый воздух. Если кажется, что холодно, чувствуете сквозняки, или затягивает стекла, то поменяйте салонный фильтр. При движении по трассе его можно, вообще, вытащить. Если у вас старые "Жигули", или "Волга", то ничего не поделаешь... В тех всю дорогу зимой холодно, летом жарко. Зато, в гармонии с природой)))
Подогрев сидений- дело вкуса.
Одежда. Вот тут кто во что горазд! Многие ездят, как по улице ходят. Не надо так. Это неудобно и небезопасно. Головные уборы снять! Капюшоны тем более. В машине то тепло! Верхнюю одежду расстегнуть и немного распахнуть, прижав ремнем. Будет и комфортнее и безопаснее. Кстати, чем плотнее ремень к телу, тем меньше вероятность травм при ДТП, потому как "лететь" до ремня меньше. Поэтому, следите, что бы ремень контактировал с той одеждой, что под вашей шубой. Кстати, если вы "упакованы", то вам будет жарко, а из за этого будет затягивать стекла.
Так же, застегнутая и объемная зимняя одежда стесняет движения. Интенсивно рулить не получится даже в пуховике, а если в шубе, то вообще будете как медведь. Расстегивайтесь. Единственное, что допустимо- кожаные перчатки. Не варежки, не из шестсти, замши, а именно кожаные. И то, если руль нестерпимо холодный. А при стоянке в течении восьми часов при -30 он таковым будет. Ну, если подогрева нет.
При езде далеко и долго... Ну, ту спорный вопрос. Оно, конечно удобнее снять совсем, но если не дай Бог ДТП, то потеря сознания и разбитые стекла при -30 сократят шансы выжить в разы, тупо наступит переохлаждение, даже если травмы не смертельные. Класть куртку рядом смысла нет, при столковении и опрокидывании её зашвырнет куда ни будь, а если разобьются стекла, то и выкинет совсем. Так шта...
Лично я езжу в жилетке-безрукавке. Самый оптимальный вариант и не мешает и в случае, не дай Бог чего, не даст быстро замерзнуть.
Кстати, если у вас между пятой точкой и подушкой кресла шуба, или какая то еще длинная одежда, то при фронтальном столкновении, вы на этом как на санках ледианках с горки проскользите по креслу, поднырнув под ремень, что усугубит травмы. Задирайте, как пианисты полы фрака перед посадкой. А еще лучше, для езды в машине оденьте что ни будь короткое.
И еще. Это относится не только к зиме, а вообще к любой езде. Но зимой этот вопрос актуализируется из за одежды. Посадка за рулем.
Почему такой акцент на это. Я часто вижу, буквально кажлдый пятый автомобиль, сидит вполотную к рулю, закупоренный на все пуговицы, в шапке, а то еще в капюшоне. Ничего не вижу, не слышу, да еще и рулить не могу. Не иначе, уже приготовился к ДТП, по результатам которого можно замерзнуть. А заодно и предпосылки к нему создал.
Регулируйте сидение так, что бы рабочая нога была чуть согнута в колене, но при этом могла выжать тормоз до упора, не меняя положения. И так, что бы не менялось положение ноги при её переносе с газа на тормоз. Руки. Что бы рука, плотно сжав руль на 12 часах (сверху) была чуть согнута в локте. И регулируйте сидение каждый раз, когда переоделись. Зимой надо чуть отодвинуться, летом придвинутся. Вообще, в зависимости от того, что одето. И еще раз, ремень должен контактировать с "нижней" одеждой.