*Способность любить - высшая человеческая способность: это именно творческая способность души, которая лежит на вершине человеческих возможностей.
"Встреча со смертью - и избавление от нее - делает все таким бесценным, таким бесценным, таким прекрасным, что я сильнее, чем когда-либо, чувствую желание любить, обнимать, покоряться. Моя река никогда не выглядела такой красивой... Смерть и вечно присутствующая рядом с нами ее возможность делают любовь, страстную любовь, более возможной.Я сомневаюсь, что мы были бы способны страстно любить, вообще испытывать экстаз, если бы знали, что никогда не умрем" (из письма Абрахама Маслоу, написанного после перенесенного инфаркта).
*Быть личностью - значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.
*Эрих Фромм в своей книге "Искусство любить" пишет, что "едва ли кто-нибудь действительно осознает необходимость учиться любви". Поэтому "первый шаг, который необходимо сделать, это осознать, что любовь - искусство, такое же, как искусство жить". Поразительно, насколько легкомысленны и беспечны бывают люди, полагающие, что любовь - это нечто само собой разумеющееся.
*Главным заменителем человеческого счастья, счастья от единения в любви, стало удовольствие от потребления. Потребляется и поглощается все: зрелища, пища, напитки, сигареты, лекции, книги, картины, кинофильмы и люди - как вещи. Испытывая волнение и радость от красиво упакованных вещей, мужчина и женщина становятся вещами, добычей друг для друга.
Поэтому требования, которые они предъявляют друг к другу при выборе, те же, что к вещам: привлекательность, товарный вид, функциональность, социальная значимость, доступность ("по одежке протягивай ножки"). В итоге человеческие отношения оказываются подчиненными тем же законам, что управляют рынком.
*Ошибочное представление о любви формируется первоначальным чувством влюбленности.
Если в этот момент сексуальное влечение встречает взаимность, то вызванное этим волнующее переживание принимается за любовь. В результате любовь сводится к правильному сексуальному поведению партнеров, к "технике секса". Отсюда уверенность в том, что стоит только, изучив инструкции и советы, в совершенстве овладеть техникой секса - и партнеры будут по-настоящему любить друг друга.
"Человек, на опыте убедившись, что половая (генитальная) любовь приносит ему самое большое удовлетворение, так что, фактически, она для него становится прототипом счастья, вынужден вследствие этого искать свое счастье на пути сексуальных связей, поставить генитальную эротику в центр своей жизни". Но когда мужчина и женщина пресытятся сексуальной близостью, наступает разочарование. Волна слепого влечения схлынула, когда пара узнала друг друга поближе.
*Страх или ненависть к другому полу служат причиной тех трудностей, которые мешают человеку отдаваться полностью, действовать стихийно, непосредственно и просто довериться сексуальному партнеру в физической близости. Если человек с сексуальными торможениями сможет избавиться от страха или ненависти и обретет способность любить - исчезнут и ее или его сексуальные проблемы. Если нет, то не поможет и знание сексуальной техники".
*Знание друг друга позволяет людям более глубоко ощутить их единство. Эту связь в единстве прекрасно выразила С. Вейл: "Одни и те же слова (например, когда мужчина говорит своей жене: "Я люблю тебя") могут быть банальными или оригинальными в зависимости от манеры, в какой их говорят. А эта манера зависит от того, из какой глубины человеческого существа они исходят, воля здесь не при чем.
И благодаря чудесному согласию они достигают той же глубины в том человеке, кто слышит их. Таким образом, слушающий, если он обладает хоть какой-либо способностью различения, различит истинную ценность этих слов".
*Из-за того, что половое желание в понимании большинства людей соединено с идеей любви, они легко впадают в заблуждение, что они любят друг друга, в то время, когда их физически влечет друг к другу.
Этим иллюзиям в значительной степени способствует обманчивый характер полового желания. Оно требует слияния, но может быть внушено не только любовью, но и тревогой, и одиночеством, жаждой покорить или быть покоренным, тщеславием и даже потребностью причинять боль и унижать. Половое влечение без любви только на краткий миг создает иллюзию единства, оставляющего чужих такими же чужими, какими они были прежде.
Иногда оно заставляет мужчину и женщину стыдиться или даже ненавидеть друг друга, потому что когда иллюзия исчезает, они ощущают свою отчужденность еще сильнее, чем прежде. Естественно, что такой союз имеет мало общего с любовью и не может быть источником жизненных душевных сил, вдохновения, успеха и счастья. Скорее всего, он источник всех несчастий человека.
*"Главное в жизни - любовь ко всему и ко всем, - считает известный американский психолог Джерри Ямпольски. - Для любви человек рождается, и она побеждает все. Об этом надо помнить не только в минуту благоденствия, но и в минуты ненависти. Любовь у человека есть всегда, пока он жив".
*Успех любого человека зависит от уважения к себе, осознания своей уникальности, ценности, своей неповторимости. Воздайте себе сполна за то, что вы делаете хорошо - и за что вы заслуживаете уважения. Постарайтесь поверить: то хорошее, что говорят о вас, справедливо, точно и правильно.
Воспользуйтесь советами американского психотерапевта Ф. Порат.
1) Принимайте себя таким, какой вы есть.
2) Принимайте себя таким, каким вы хотите быть.
3) Обретайте позитивные изменения всякий раз, когда вы в состоянии это сделать.
4) Полюбите свой образ, свой имидж: свое тело, манеру смотреть, двигаться, одеваться, ходить, танцевать, говорить, смеяться, плакать.
5) Уважайте свое тело, свою жизнь и свой выбор в этой жизни.
6) Будьте "позитивно" эгоистичны": любите себя не больше, но и не меньше других людей, осознавая при этом, что вы - человек "единственный в своем роде", другого такого нет на земле.
7) Уважайте свое время: время - это жизнь.
8) Разрешайте себе быть таким, какой есть. Вы несете ответственность за то, чтобы сделать себя счастливым.
9) Учитесь принимать решения и воплощать их в жизнь.
10) Не ждите, что кто-то вернет вам ваше самоуважение. Только вы сами можете с этим справиться!
*Парадокс соотношения между любовью и красотой заключается, на мой взгляд, в том, что пока любовь мужчины замыкается исключительно на внешней женской красоте и молодости, эта любовь лишена индивидуальности.
*Не в ту женщину мужчина влюбляется, которая на самом-то деле красивая, а та, в которую он влюбляется, и кажется ему красивой.
*Человек, способный любить, чувство которого в состоянии выдержать испытание временем, словно бы излучает особую энергию, нежность, преданность и внимание. Такой человек обязательно расположит к себе своего избранника, поскольку потребность быть любимым заложена в каждом из нас. Эту "передачу" чувств от любящего к любимой (или наоборот) называют эмоциональным воздействием.
*Что касается восприятия прекрасного, или внутренней красоты, красоты души, то здесь живое созерцание (зрение, слух, обоняние и осязание) бессильно. Как говорил Сент-Экзюпери: "Самого главного глазами не увидишь. Искать надо сердцем. Зорко только оно". Противоречие между внутренней и внешней красотой, а в еще большей степени - противоречие между разумом и чувством в восприятии любимой женщины - одна из главных тем в мировой литературе.
Особенно четко это противоречие показано Вильямом Шекспиром: Мои глаза в тебя не влюблены, Они твои пороки видят ясно. А сердце ни одной твоей вины не видит И с глазами не согласно. Мой слух твоя не услаждает речь, Твой голос, взор и рук твоих касанье, Прельщая, не могли меня увлечь На праздник слуха, зренья, осязанья. И все же внешним чувствам не дано, Ни всем пяти, ни каждому отдельно, Уверить сердце бедное одно, Что это рабство для него смертельно. В своем несчастье одному я рад, Что ты мой грех, и ты. мой вечный ад. В красивой женщине мужчина любит прекрасное как таковое, боготворит гармонию как таковую.
*Деловая женщина все умеет делать, однако домашняя работа ей в тягость. Ее главные интересы - на работе. Эти дамы могут быть очень женственны, привлекательны, кокетливы, но, по существу, это женщины с измененной половой ролью, они принимают мужскую роль.
Дело в том, что, играя мужскую роль, женщина пытается сидеть на двух стульях, раздваивается. Она может сделать блестящую карьеру, но не может одновременно быть и хорошей женой, и хорошей матерью. С деловой женщиной происходит страшная вещь - у нее ломается биологический инстинкт любви к ребенку. Женщина, делающая карьеру, и по сей день белая ворона. Она постоянно в напряжении, ведь ей все время приходится что-то кому-то "доказывать". Дома - что справляется со своей женской ролью.
На работе - что ей вполне удается роль мужская. Такие уверенные в себе, независимые - и такие, если присмотреться, ранимые. У деловых женщин, как правило, высокий уровень невротизации. Рядом с сильной женщиной должен быть еще более сильный и преуспевающий мужчина, а найти такого нелегко.