• Авторизация


Подписываюсь под всеми этими рекомендациями! 15-12-2020 19:48 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения СЕМЬЯ_И_ДЕТИ Оригинальное сообщение

Kаждый образованный человек должен это знать

Kаждый образованный человек должен это знать (533x700, 61Kb)Ceйчас буду замахиваться на святое: то, что должен знать каждый образованный человек. Я имею в виду программу средней школы, причём именно базовую, то есть то, что полагается изучать всем — и физикам, и лирикам. Ценность значительной части этой программы не то чтобы равна нулю, но очень низка.

Xимические свойства сульфатов, климатические условия Индокитая, проблемы нравственности в творчестве Тургенева, формула синуса двойного угла, признаки отряда непарнокопытных — всё это вы изучали в школе. Среди моих читателей немало окoнчивших школу с медалью. Вы всё это знаете? У меня была золотая медаль, но я не помню и половины. Что-то может стать профессиональной специализаций, ещё что-то — сферой любительского интереса, но большая часть всего этого — балласт.

Часто говорят, что школа учит учиться, прививает прилежание. Я сейчас даже не стану обсуждать, какие именно подходы к учёбе и вообще труду закладывает типичная школа — списывать, работать на оценку, «сдать и забыть», делать всё в последнюю ночь, заниматься не тем, что интересно, а тем, что спустили сверху.

Меня сейчас волнует другой аспект. Ведь если школа — это всего лишь тренировка самого процесса, то с этой точки зрения не очень-то важно, что именно изучать. Тогда почему именно это? Если уж мы принимаем постулат о том, что детям просто необходимо провести не меньше десяти лет жизни, что-нибудь изучая, то, может быть, мы можем выбрать то, что принесёт максимальную пользу?

Вот мои кощунственные предложения. Большинство предметов, изучаемых сейчас в старших классах, нужно безжалостно урезать. Физику, химию, биологию, географию объединить в предмет «естествознание», где давать лишь основы всего. Убрать из курса математики основы матанализа — всё равно в отрыве от физики никто не понимает, зачем это нужно и в чём смысл нахождения площадей под какими-то графиками. Убрать из курса литературы книги, которые можно оценить по достоинству, когда тебе 30-40 лет, а таких там чуть ли не большинство. В общем, много чего сократить. Я не против всевозможных классов с углублённым изучением, скажем, физики для тех, кому это интересно, и у кого получается. Я сейчас говорю об обязательном минимуме для всех, то есть о том, сколько физики должны знать «гуманитарии», и сколько истории — «математики».

Скажете, каждый образованный человек должен знать то, на что я тут покушаюсь? А почему именно это? Сейчас я вам перечислю несколько других вещей, которые хорошо бы знать образованному человеку, но которые в школьную программу почему-то не входят. Об этом вторая часть моих кощунственных предложений: что же преподавать в школе вместо всего перечисленного.

Во-первых, основы психологии. Взрослые, образованные люди должны уметь называть свои эмоции, распознавать эмоции других, знать, что такое манипуляции и уметь им противостоять, понимать, что такое личные границы, обесценивание, созависимость. Всё это очень полезно вне зависимости от того, интересуется подросток математикой или литературой.

Во-вторых, основы экономики. Взрослые, образованные люди должны понимать, откуда берётся зарплата, что такое налоги, уметь выполнять расчёты с процентными ставками, понимать в общих чертах, как устроены лотерея, финансовая пирамида, коммерческий банк, акционерное общество. Опять же, жить в мире, приводимом в движение экономикой, придётся всем без исключения.

В-третьих, нужно сильно расширить и разнообразить программу уроков труда. Взрослые, образованные люди обоих полов должны уметь вешать полочки на стены из различных материалов, готовить разнообразную здоровую пищу, знать, как стирать одежду из хлопка или шерсти, как сделать, чтобы не капало из крана, и уметь пришивать пуговицы. Всем полезно? Всем, у кого нет прислуги.

В-четвёртых, нужно культивировать умение работать с информацией. Взрослые, образованные люди должны знать, как проверять факты, как распознавать надёжные источники, уметь находить и читать научные публикации, делать и пользоваться рефератами (очень жаль, что нынешняя школа девальвировала реферат до ругательного слова, означающего «текст, который скачивают и сдают преподавателю для галочки»), понимать, чем колонка редактора отличается от пресс-релиза, а диссертация — от научно-популярной книги, распознавать когнитивные искажения (это вообще отдельная большая тема). Мир был бы совсем иным, если бы все владели этими основами.

B-пятых, английский язык (именно английский, а не какой-то другой) нужно преподавать так и в таком объёме, чтобы для выпускника школы не было проблемой поехать учиться на английском языке в иностранный вуз, вести деловую переписку, не говоря уже о таких пустяках, как заселение в гостиницу. Это вполне реально и во многих странах Европы осуществляется на практике. В XXI веке это полезно всем без исключения.

А как вы считаете, что полезно знать и уметь выпускникам школы? Что бы вы добавили в школьную программу, а что исключили из неё?

Feldgendler
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (11):
Пипетища 15-12-2020-20:16 удалить
АРИНБЕРД, точно!!!
Ну я бы включила сюда более подробное изучение истории не с датами, а с фактами и их последствиями.
Знание китайского и испанского, на которых говорит большая часть людей. Ну это в специализированнвх классах, наверное.
Медицинские, гигиенические знания, которые присутствуют только на уроках с темой "Как оказать первую помощь".
Кулинарные навыки для мальчиков в том числе))
nnadink 15-12-2020-20:19 удалить
Согласна с автором статьи. Про преподавание биологии сама уже давно сокрушаюсь на эту тему.
Зачем знать столько тонкостей про "плод костянка, не-костянка" ученику средних классов? Не лучше ли рассказывать ему о экологических системах, о том, как устроена Жизнь на планете?
greenscrabble 15-12-2020-22:36 удалить
Автор - умница! Подписываюсь!..
АРИНБЕРД 15-12-2020-23:40 удалить
nnadink, greenscrabble, Пипетища,
Как я жажду разумного подхода!
На дворе 21 век, давайте уже учиться по делу, а не для галочки!

Вспоминаю эту муру— Чернышевского с его « Что делать?». 8 кл. Я смотрю на учительницу и удивляюсь, как эта книга могла войти в учебный план. Учительница истории могла поставить пятёрку, если правильно назовёшь даты стачек.
А сколько из было и зачем это запоминать?
Уже 21 век на дворе, пора реформировать кардинально ПРОСВЕЩЕНИЕ!
krakaziabra 16-12-2020-19:18 удалить
Ответ на комментарий АРИНБЕРД # АРИНБЕРД, интересно, а "Что делать?" и сейчас изучают? Помню, что я была в тоске от этой книжки, хотя читать любила.
АРИНБЕРД 16-12-2020-21:08 удалить
krakaziabra,

На счёт « Что делать?» не знаю, Женечка.

Помню, когда в пятом классе попалась книга про Робинзона Крузо, тогда подумала: ой, не тому нас в школе учат!😀
krakaziabra 16-12-2020-21:16 удалить
Ответ на комментарий АРИНБЕРД # АРИНБЕРД, благодаря сравнению "Робинзона Крузо" и "Что делать?" складывалось стойкое впечатление о школе, как о чем-то закоснелом, очень сильно политизированном и заумном учреждении. И что всё интересное может быть только за пределами школы. Это я уже тогда так думала.
АРИНБЕРД 17-12-2020-03:38 удалить
krakaziabra,
А я, Женечка, всегда сидела сычом за партой и думала: какой гад придумал все эти правила, он это нарочно?
Глаголы с частицей «не» пишутся, раздельно, а прилагательные— слитно!
И при этом, дорогие деточки, запомните кучу других правил, когда это правило не действует.
Запомните наречия, « в глубь» пишите в таком случае раздельно, а в другом случае « вглубь» пишите слитно.

Сидела и думала: ну, точно гад придумал, но почему другие поддержали?
Ведь неоправданно совсем, с точки зрения логики!
А запятые ставить— это вообще песня!

Ой, права была моя мамочка, говорившая: эти учёные— дураки. Имея в виду то, что учебники для детей они пишут заумным языком, не понимая, что детки только входят в мир и с ними надо говорить не на лексиконе взрослых учёных мужей, да так, что родители сами впадают в ступор.

Поэтому двоечницей была ))))
krakaziabra 17-12-2020-19:34 удалить
Ответ на комментарий АРИНБЕРД # АРИНБЕРД, а моя учительниц а по русскому языку говорила моей маме: "У Жени врожденная грамотность! Мы еще это правило не проходили, а она уже правильно пишет!" Но я очень много читала. Очень. Такие дети просто визуально запоминают, как правильно.
АРИНБЕРД 17-12-2020-20:46 удалить
krakaziabra,
Женечка, так я тоже постоянно читала и читаю, все свои глазки положила на чтение.
Я о том, что правила придумали гады, вот! 😱😀
krakaziabra 18-12-2020-19:24 удалить
Ответ на комментарий АРИНБЕРД # АРИНБЕРД, нет, я думаю, что наличие правил свидетельствует. что язык перешел от стихийного своего формирования, к упорядоченному, ученому, что ли, формированию. И вообще, что-то я не замечала, чтобы ты писала с ошибками. Они мне глаз режут, я их сразу вижу.


Комментарии (11): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Подписываюсь под всеми этими рекомендациями! | АРИНБЕРД - Дневник АРИНБЕРД | Лента друзей АРИНБЕРД / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»