• Авторизация


То, о чём все давно знают, но боятся произнести вслух 06-03-2020 01:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения REMEUR Оригинальное сообщение

ТО, О ЧЕМ ВСЕ ДАВНО ЗНАЮТ, НО БОЯТСЯ ПРОИЗНЕСТИ ВСЛУХ.К воросу об образовании

"Я уверен, что сегодня главная забота  родителей должна заключаться не в том, чтобы их чадо ходило в школу и хорошо там училось, а в том, чтобы эта самая школа и учеба не принесли ему вреда.

Услышьте в моем призыве не голос консервативного священника, а голос человека, у которого из восьми дипломов, приобретенных после среднего образования, три педагогических: педуниверситет и две магистратуры – «Управление учебными заведениями» и «Педагогика высшей школы». Я сам одно время преподавал педагогику магистрам. Кроме того, я и сейчас работаю профессором и заведую кафедрой вуза. Поэтому имею право сказать, что думаю по поводу современной системы образования.

Современное образование забыло или, наверное, правильнее сказать «забило» осиновый кол на всем лучшем, что было создано педагогикой со времени ее основания. Сегодня Антон Семенович Макаренко – самый невостребованный учитель. Его нигде не цитируют, на него не ссылаются, его книги давно не издаются. Хотя за рубежом его система – самая востребованная.

Например, в Японии работы Макаренко переиздают массовыми тиражами и считают обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко. Сегодня его наработки к нам возвращаются в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Все это усердно изучают на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. Но это для элиты, вернемся к средней школе.

Я неслучайно начал статью с основоположника современной педагогики: все, что происходит сегодня в нашей педагогике, – это анти-Макаренко. Первое, самое важное, преступное разделение – это разделение образования и воспитания. Вернее, уничтожение воспитания в системе образования. Для А. Макаренко на первом месте было воспитание, и уже потом, как его следствие, шло образование. Вот, навскидку, лишь несколько цитат Антона Семеновича.

«Если мало способностей, то требовать отличную учебу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям». Это то, что я бы написал большими буквами на кабинете учительской, чтобы каждый учитель это видел и читал по несколько раз в день.

«Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». И в самом деле, зачем мы приобретаем знания? Не для того ли, чтобы прожить полноценную счастливую жизнь, или же для знаний как таковых? По этому поводу есть замечательная видеозарисовка.

А вот еще цитата, которая мне особенно нравится: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать?»

Но кому сейчас нужно изучать «сопротивление личности», и вообще, кто из педагогов или родителей этим занимается? Нужен результат. Самое глупое сегодня заключается в том, что выбрано в качестве оценки результата – ВНО.

Система тестов в качестве изучения результатов успеваемости – это что-то вроде ироничной улыбки диавола.

Множество экспериментов доказали, что современное поколение детей тупеет. Притом делает оно это очень активно. Да, они могут сдать на отлично тесты по языку – например, отметить крестиком, где какой падеж правильно поставить. Их на это натренировали. Но если дать им несколько десятков слов и попросить составить из них рассказ, они этого не смогут сделать. О чем это говорит? О том, что наша школа заменила мышление игрой в крестики-нолики. Т.е. мозг учеников перестал быть гибким. Все, что касается философии, искусства, литературы, поэзии, постепенно уходит. Потому что это область мышления, а не зубрежки.

После хорошей педагогической школы, которая была в СССР (можете бросать в меня камни, но я не откажусь от этих слов: образование в СССР было одним из лучших в мире для своего времени), перестроечная школа стала выпускать «поколение Pepsi», а постперестроечная – «поколение Google». А это еще на ступеньку ниже. «Поколение Google» – это переходная стадия от человека разумного к человеку жующему.

Почему ухудшается память, почему люди глупеют? А это, кстати, уже научный факт. Да потому, что человек не развивает память. Раньше за знаниями была охота, их надо было добывать. Когда я учился в университете, для того чтобы что-то узнать и, соответственно, получить зачет или сдать экзамен, нужно было по много часов кряду просидеть в библиотеке, перебрать горы карточек, заказать по ним десятки книг, пролистать их, суметь выделить суть, переписать от руки цитаты в конспект, заучить. Вот это цена хорошей оценки и полученных знаний. Сегодня информация добывается легко – достаточно тыкнуть пальцем в тачскрин. И при этом мало кого интересует, что она может быть неправдивой. Наивно думать, что Википедия дает достоверные данные. Следовательно, полученная информация ненадежна, хаотична и не способствует развитию интеллектуальных и аналитических способностей.

Какой практический совет дать родителям в этой ситуации? Учите детей читать. «Книги – это переплетенные люди» (А. Макаренко). Мозг, как и мышцы, нужно тренировать. Он должен делать тяжелую для него работу. Если мы будем лежать на диване месяц и не двигаться, то нам нужно будет заново учиться ходить. Если мы не будем читать, думать, размышлять, то превратимся в примитивную социальную человеческую стаю, что, собственно, и происходит.

Конечно, тем, кто хочет быть пастухом этой стаи, кто будет ее стричь и делать из нее котлеты, выгодно, чтобы было именно так. Тупой электорат лучше думающего, это давно известно. Он также выгоден и финансовым магнатам. Потому что тупой человек с примитивным мышлением будет гоняться за брендовыми вещами и видеть смысл своей жизни в бесконечном украшении своей обертки. Он будет жить и работать ради фантиков.

Учите детей читать не по планшету, а по печатным книгам, которые пахнут типографской краской, которые имеют вес, цвет и запах. Хорошая художественная книга развивает язык, фантазию. Философское чтение – мышление. В противном случае пройдет немного времени, и творчество А. Пушкина, Л. Костенко, А. Чехова и Л. Толстого станет для нас непонятной и сложной шумерской клинописью.

Мир реальный в сознании наших детей стал объединяться с миром виртуальным. А это новая и не изученная до конца тенденция. Мне рассказывал очевидец, как девочка лет пяти-шести пыталась большим и указательным пальцами расширить «экран» витрины магазина, на обратной стороне которой сидела какая-то муха.

Что здесь можно посоветовать? Если уж так необходимо покупать ребенку планшет, то покупайте его вместе с собакой. Только делайте так, чтобы не вы, а ваш ребенок эту собаку выгуливал, дрессировал, кормил и нянчил. Пускай у него будет велосипед, мяч и удочка. В общем, весь тот набор, который нужен ребенку для освоения мира. Планшет для него – больший враг, чем рогатка.

Нам уже должно быть стыдно и страшно за себя. В прошлом были цивилизации значительно более высокого интеллектуального уровня, со значительно более глубоким философским мышлением. Мы уже намного ниже уровня Древней Греции, Китая, Индии. Мы неминуемо превращаемся в примитивных аборигенов, только бусинки и стеклышки у нас иначе называются и имеют другой вид.

И еще совет. Не гонитесь за непомерными школьными требованиями, которые загоняют вашего ребенка в тупик психологического рабства, тревожности, сколиоза и потерянного детства. Все эти требования сочинили, по сути, враги вашего ребенка, не идите у них на поводу. Защитите себя и своих детей от тех-агрессии образования. Я знаю семьи, которые, распределяют школьные задания дочери по членам семьи. Дедушка отвечает за математику и физику, бабушка делает уроки по литературе, папа, мама, тети, дяди – по другим дисциплинам. То, что задают на трудах, вся семья делает вместе. Ребенок не тянет всего этого. Вся семья еле справляется, зато учится дитя в престижной школе. Кому это надо?

То, что писал Макаренко о своем времени, нужно умножить на 100 в нашем. Вот его цитата: «С вершин „олимпийских“ кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребенка, сделанная из самых легких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты».

Главное, что есть у вашего ребенка, – это его бессмертная душа. Душа, которая должна раскрыться в этой жизни подобно цветку. Заиграть красками неповторимого индивидуального разнообразия своей личности. К сожалению, современная школа через стандартизацию, бездушность, отсутствие индивидуального подхода и веры в Бога убивает этот процесс в самом его зародыше. Постарайтесь сделать так, чтобы школьное образование не травмировало душу вашего ребенка,

прот. Игорь Рябко

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (14):
Отрада 06-03-2020-01:33 удалить
Карина, всё относительно, во все времена было много тупых детей, всё зависит от изначального развития, которое ребёнок получает в семье и от собственных возможностей. Школа не может быть во все времена одинаковой...
Пипетища 06-03-2020-07:22 удалить
АРИНБЕРД, да, школа таааак загружает ребёнка дурацкими заданиями, что жить и учиться уже нет ни времени, ни энергии. Знания не скомпонованы разумно для их лучшего усвоения, а даны в такой последовательности, что не только детский ум, но и вполне себе учительский не в состоянии их систематизировать, а следовательно - усвоить. Это одна проблема, и она была ещё давно. Школа всегда шла по пути раздувания программы, когда гнались за количеством пройденного (мимо?) вместо качества усвоения материала. Это было ещё в советской школе, ну, позднего советского времени, которое я застала. Теперь этот процесс, увеличиваясь, превратил обучение в фарс, да так и во всём - показуха стала нормой. Как сейчас изучают английский в той школе, где я его когда-то преподавала? На неделю (это два-три урока) дают детям выучить сколько-то слов. Дети их зубрят дома, а на втором, например, и последнем в неделю уроке, проходит диктант. Дети слова "сдают", а потом с облегчением выбрасывают из головы. Так они "изучают" язык. Они прекрасно чувствуют, что занимаются бессмысленной тратой своей, такой важной для них, детской жизни, поэтому используют какой-то поверхностный слой своего внимания для такого "изучения", лишь бы отделаться. И окунуться в настоящую жизнь, где всё понятно и осмысленно, в жизнь, наполненную "обёртками и бусинами", я цитирую автора)))) О каком воспитании может идти речь? Может, у них так разовьётся аналитическое мышление, позволяющее им сложить самостоятельно два плюс два и не поверить тому мусору, который забивает информационные каналы? А вторая проблема, о которой пишет автор, это навык переключения внимания, это не дефекты воспитания. И девочка, расширяющая стекло, чтобы увидеть мушку, просто получала знания об окружающем, это очень хороший пример практического познания мира. Она постепенно поймёт эту разницу, это нормальный процесс. Как взрослый айтишник, проливший зелёнку в раковину, сразу ищет, как отменить это действие, где здесь кнопки контрл+зет? Или как не самый молодой даже водитель, идучи по дорожке, пытается рассмотреть пройденное в зеркале заднего вида, и вообще, ему очень неудобно, что ближний свет в темноте не работает! Это нормальные случаи постепенного переключения внимания. Я вот тоже обалдела на днях, собирая губкой убежавшую воду из-под картошки и обнаружив, что другая плита настолько ГОРЯЧАЯ!!! И губка к ней стала привариваться! Ведь недавно совсем пользуюсь индукционной, а уже и забыла, что есть нагревающиеся плиты))))))
АРИНБЕРД 06-03-2020-10:46 удалить
Пипетища, Оленька, спасибо за комент, доставивший мне безграничное удовольствие своей мудростью и потрясающим знанием подлинной жизни! Жаль, что в высоких кабинетах не сидят люди с таким умом и таким сердцем, как ты, моя голубка!
АРИНБЕРД 06-03-2020-11:15 удалить
Отрада, Мамочка, какими судьбами? Не верю глазам, что ты зашла ко мне. )) Уж сколько лет прошло, как закончили школу... но ведь человек учится всю жизнь, и мы продолжаем искать верные пути, правильные подходы в обучении детей. Вечная тема! Так хочется, чтоб последующее поколение было лучше нас! Я так мучалась в школе! А всё из-за природной тупости! Но ведь это природа отдохнула на мне! А в школе унижают таких, почём зря! То есть, нет подхода к маленькому человеку, который не может защитить себя. (Ну, вообще то, к моему тупому уму приложением был дан острый язык, поэтому меня лично никто не унижал, но к двоечникам-троечникам было отношение презрительное, конечно, и с этим чувством надо было долгие годы жить. Не во всех семьях были родители грамотными, чтоб помочь детям хотя бы на старте учёбы. ) Уже на дворе 21 век, но умные дяди и тёти так и не поняли чему и как учить эти молодые души. Задачки придумываю— копец! Объяснения пишут учёным языком... эти оторванные от жизни люди. Что касается того, что ты написала, что школа не может быть во все времена одинаковой, всё абсолютно верно! Не может и не должна! Неизменным должен оставаться подход к человеку, тем более маленькому: не ломать обучая, учить бережному отношению ко всему живому и к себе в том числе, вести себя в этом мире как учтивый гость. Но видно время ещё не пришло и мы наступаем на те же грабли.
Пипетища 06-03-2020-12:23 удалить
АРИНБЕРД, я протестую!!!!!!! Это КТО говорит, что он тупой???????? Нет, есть, конечно, дети, как их сейчас называют, с особенностями. Раньше говорили "с проблемами". Но и они не тупые!!!! Тупых детей я вообще за 40 почти лет преподавания не встречала!!!!! Просто у всех разное внимание, разный способ информационного обмена с окружающим миром! Школа предлагает несколько способов подачи материала, а их гораздо больше!!! Вот и начинает человек себя чувствать тупым. А если объяснить ему чуть по-другому, он станет чувствовать себя умным. Вот и всё!
Славута 06-03-2020-19:31 удалить
Я только одно могу сказать и в мое время были отличники и двоечники, хотя учились мы действительно по хорошим учебникам (я то реально это могу сравнить). И тогда мало кто для реферата перечитывал кучу книг и статей. Очень многие тогда просто списывали у других ( у меня списывали постоянно, хотя я не была отличницей). И тогда мало кто хотел учится по советской системе в которой тоже нужно было зубрить и не приветствовалось иметь собственное мнение. Эля права, все зависит от самого ребенка и от отношения родителей к своему ребенку. И как не заставляй, не упрашивай, ни подавай собственный пример - нынешних детей к книгам не повернуть. Сейчас они все в гаджетах, а в скором будущем всю информацию будут получать прямиком из вселенной, от вселеннского разума. Это наверно я уже мечтаю.
Пипетища 06-03-2020-20:49 удалить
Ответ на комментарий Славута # Славута, эээх, интересно, а мы доживём до вселенского разума? Я думаю, что кто-то умеет им пользоваться)))
АРИНБЕРД 06-03-2020-23:45 удалить
Пипетища, Например, Никола Тесла, говоривший, что все свои знания, благодаря которым он делает открытия, он берёт ОТТУДА, в смысле из информационного поля. Видимо таким образом, через какую-то избранную личность, передаются знания людям.
АРИНБЕРД 06-03-2020-23:56 удалить
Славута, Да, согласна, многое зависит от человека, его природных данный. Но и многое так же зависит от того, на какую почву упадут семена! Как тут не вспомнить мудрейшую притчу из Евангелия ! У многих семена не туда упали. )))
АРИНБЕРД 07-03-2020-00:08 удалить
Пипетища, А не надо было быть чванливой, а то много вообразила о себе, вот судьба и показала ху есть ху, как сказал Горбачёв. )))) Скажу своими словами одну остроумную мысль Вольтера. Такого плана люди подобны шарам, наполненные горючим воздухом. Стоит их проткнуть острОтой, как они с шумом лопаются. Вот так и я однажды лопнула и сдулась, когда пришло осознание. На меня критика всегда действовала благотворно. Теперь я шёлковая.))))
Отрада 07-03-2020-01:48 удалить
АРИНБЕРД, Кариночка, я постоянно захожу, к тебе, другое дело не комменчу Конечно, много зависит от учителя, как он преподносит материал, но один учитель не в состоянии сделать из проблемного ребёнка "хорошиста", в первую очередь, ребёнком должны заниматься родители.
Отрада 07-03-2020-02:03 удалить
Пипетища, АРИНБЕРД, Славута, я не так давно посмотрела новый сериал "Учителя", там начиная со школы и заканчивая министерством образования показана вся сегодняшняя система этого образования. И, вы, знаете, мои мозги встали на место. Очень многие - большинство, говорят о советском образовании, как эталонном. Забывая, что школа учит запоминать и пользоваться полученной информацией.Чтобы её запомнить, надо её преподнести так, чтобы большинству детей она была интересна и запомнилась. Без включения интересна ничего не запомнится, это разовая поверхностная зубрёжка, до следующего такого же поверхностного материала. Сейчас совсем другое время, и требуются совсем другие подходы преподносить эту информацию, чтобы дети были включены в процесс обучения, а не тупо зубрили материал. Они даже не понимают, зачем это им?))) Система образования полностью должна быть пересмотрена, но, увы, этого делать никто не будет. Потому что по старинке, оно привычнее....
АРИНБЕРД 07-03-2020-10:22 удалить
Отрада, Согласна с тобой, мамочка.) Ребёнок без поддержки родителей в учёбе и вообще, болтается как тряпка на ветру. Нас пугали, что будем дворниками, если не будем хорошо учиться, а мне нравилась эта свобода! Взял в руки метлу, подмёл абы как на свежем воздухе и нет у тебя начальников. Никто не торопит, никто не подгоняет, гляди себе по сторонам. Ну, так мне тогда виделось. Тем более проходили в школе стишок, мол « все профессии нужны, все профессии важны», так что на дворника гонят? Хорошая вольная профессия ))) Вот так думала бывшая двоечница. 😂
АРИНБЕРД 07-03-2020-23:42 удалить
Отрада, А если серьёзно, то ты правильно говоришь! Хорошая память— это награда на всю жизнь! Можно учиться играючи, легко достигать больших высот и найти своё место под солнцем. ) А в школе трудно. Всё время поступает новая информация, которую сложно запомнить!


Комментарии (14): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник То, о чём все давно знают, но боятся произнести вслух | АРИНБЕРД - Дневник АРИНБЕРД | Лента друзей АРИНБЕРД / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»