• Авторизация


Какие у души зубы? Учение о загробной жизни в современном богословии 24-10-2018 23:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 А 

Источник: Борьба
Настоятель Калачёвского Свято-Никольского собора отец Димитрий рассказывает про учение о загробной жизни в современном богословии 
Какие у души зубы?
 
 
 
 
  •  
  •  
  •  
  •  

– Во времена средневековых богословов и Данте верующие знали, что если будут f себя правильно, то после кончины попадут в рай, где ангелы и вечное блаженство, а если наоборот – в ад, со сковородками, котлами со смолой и чертями. Изменилось ли что-либо с тех пор? 
Современное богословие рассматривает загробную жизнь как нечто объективно существующее, или всё же как некую аллегорию? 

– Богословие бывает разное. Либеральные течения протестантизма, могут рассматривать вечную жизнь и как аллегорию, но в традиционных православных взглядах на этот счёт не поменялось ничего.

Только сколько я ни читал святых отцов, нигде там о сковородках речи не идёт. Может, в схоластическом католическом средневековом богословии такие образы и приводились, для упрощения. Но схоластическое богословие специально упрощало всё до примитивизма, чтобы стало понятно даже самому необразованному человеку.

Святоотеческое богословие изначально формировалось для людей определённой культуры, но в средневековье общий уровень образования значительно понизился, и говорить с людьми, опираясь на философские и традиционно богословские термины смысла не было. И может, для того, чтобы донести до простых, невежественных людей, каковых тогда было большинство, основополагающие
религиозные идеи о посмертном воздаянии и справедливости, и использовались такие примитивные термины и образы, которых, конечно, в писаниях Отцов Церкви нет.

Напротив, в них есть очень тонкое понимание человеческой природы. То, о чём больше чем через тысячу лет писал в своих произведениях Достоевский, про тьму человеческой души, или, наоборот, её счастье, можно встретить уже в «Добротолюбии». И посмертные состояния души у них напрямую увязывались с её состоянием во время земной жизни.

Смерть в этом смысле ничего кардинально не меняла. Как человек жил здесь, так он и продолжает жить в Вечности. С той только разницей, что пребывание человека в грехе здесь не так очевидно и не так понятно. А если человек здесь жил с Богом и в счастье, то ему описание каких-то
райских кущ с ангелами было, конечно, смешно. Потому что он без всяких аллегорий и иносказаний понимал, что такое райское блаженство.

Здесь всё зависит от того, как человек сам понимает счастье и страдание. Если для него самое страшное – когда его жарят на сковородке, его этой мукой и пугали. Это для тех, кто не способен понять, что самая страшная мука – не физическая, а духовная.

То же самое касается счастья. Если для примитивного человека оно  заключается только в том, чтобы сытно поесть и позагорать под пальмами, то он так понимал и загробное счастье. А когда, для человека по-настоящему верующего, счастье – это близость к Богу и общение с Ним, то и его понимание на соответствующем уровне.

– Но если грешник и в этой жизни сознательно отказывался от состояния пребывания с Богом и бежал от него, то что страшного для него будет в том, что он будет лишён его в другой жизни? Сведенборг писал, что для грешной души нет никаких препятствий для того, чтобы идти к Богу, она просто не хочет этого сама. В чём же здесь воздаяние и воспитательный эффект? 

– Дело не в том, что грешная душа этого не хочет, она этого просто органически не может. Так же как человек, который долгое время пребывал в сумраке, не может видеть яркий свет. Некоторые святые отцы даже трактовали существование ада как проявление особого Божьего милосердия. Понимая, что для грешной души близость к Богу мучительна, Он поэтому и создал такое место, куда не простирается Его свет, для пребывания этих душ.

Что же касается воздаяния… Сейчас у нас в моде учение о карме. И оно кажется справедливым, потому что согласно этой доктрине воздаяние приходит неизбежно и чисто механически, просто потому, что так устроен мир. В христианстве же всё сложнее.

Когда мне начинают говорить, что всё просто, исполняешь заповеди – спасёшься, грешишь – будешь осуждён, я отвечаю: всё было бы просто, если бы Господь не сказал притчу о мытаре и фарисее. О человеке, который исполнял заповеди Божьи, всё делал как положено, подавал милостыню, молился, постился, а в итоге Господь ему сказал: всё это пустое, ты будешь осужден, а вот этот мытарь, который грешил напропалую, будет оправдан. Потому возникает некий когнитивный диссонанс, и мы не совсем понимаем, на что ориентироваться.

В исламе пять заповедей, выполняй их – и всё, ты благочестивый правоверный. В иудаизме заповедей больше – 613, но всё равно чётко очерчен круг должного. В индуизме тоже всё более-менее ясно. Христос же не дал ясных и понятных законов.

В Евангелии нет понятия о некоем линейном, юридическом воздаянии. Отношения между Богом как Отцом и человеком как его чадом, основаны не на кодексах, а на Любви. А если более глобально – то и весь мир, и всё бытие основано на Любви, о чём недвусмысленно говорит апостол Иоанн. А любой грех – это проявление нелюбви, будь то к Богу, к ближнему, к этому миру, или даже к самому себе.

И нарушая таким образом этот основной закон Мироздания, грешник тем противопоставляет себя бытию и выпадает из него. Но и в небытие он уже вернуться не может, потому что Бог даёт людям бытие безвозвратно. Таким образом, душа эта зависает, застревает между этими состояниями, и там страдает. Это и есть ад.

– А каким образом происходит это страдание? В одном из романов Пелевина есть такой эпизод: герой купил брошюру о загробной жизни, прочитал, что в аду будет «скрежет зубовный» и чуть не сошёл с ума, размышляя о том, «какие у души зубы». А действительно, какие у души зубы? 

– Думаю, это нужно воспринимать как шутку, потому что Пелевин – неглупый человек, и конечно, прекрасно понимает, что такое идиома. Для меня эта идиома имеет однозначную трактовку. Конечно, у души нет зубов, так же как ей нечем сидеть на сковородке. А «скрежет зубовный» – это осознание человеком упущенной возможности. Потому что скрежещут зубами обычно не от боли, а от досады.

Самый простой пример – кому-то на кассе магазина кассир предлагает купить на сдачу лотерейный билет за тридцать рублей. Тот говорит: «пожалуй нет, жалко денег». А стоявший за ним сосед купил этот билет и выиграл миллион рублей. И человек после этого переживает, сжимая зубы – выигрыш был так близок и доступен, так легко было его получить, но он его лишился. Так же и евангельский «скрежет зубовный» – это просто осознание того, что спасение было так легко и просто обрести, а человек его отверг.

– Ещё один вопрос о душе и зубах. Мы знаем, что всё, что мы думаем, чувствуем, переживаем, одним словом наша личность – это движение токов по синапсам между нейронами головного мозга. Чем может мыслить и чувствовать человек после смерти, когда все процессы в мозгу прекращаются и он разрушается? 

– Я считаю, что связь личности человека с головным мозгом не столь очевидна. Откуда мы знаем, что все те же процессы, которые протекали в мозгу, не могут продолжаться независимо от него, на каком-то другом, нематериальном уровне? Ещё двести лет назад никто не поверил бы в то, что, сидя в Волгограде можно свободно поговорить с человеком, находящимся в это время в Москве, потому что никто не знал о физических законах, которые могут это позволить. Так почему же мы уверены, что всё знаем об окружающем мире сейчас?

– О неразрывной связи мозга с мышлением говорит тот факт, что повреждения мозга на физическом уровне, например, лоботомия, неизбежно сказывается и на состоянии мыслительных процессов. 

– Речь идёт не о том, что сознание независимо от мозга, а о том, что оно может продолжать существование и после его смерти. А то, что лоботомия прервала или законсервировала процессы, происходящие в сознании, это совершенно не значит, что они не могут быть восстановлены после его перехода на другой уровень.

В связи с этим вспоминается учение Оригена о всеобщем апокастасисе, то есть восстановлении. Ориген утверждал, что Бог воссоздаст мир и всё творение в том виде, каком Он его задумывал, исправив все искажения. А стало быть, не вечны и адские муки.

                                                           

       Правда Церковь это учение отвергла, ссылаясь на то, что Библия говорит именно о вечных муках. Хотя, на мой взгляд, слово «вечность» можно трактовать по-разному. В других культурах это слово означало не совсем то, что под ним подразумеваем мы – некую актуальную бесконечность во времени. Я думаю, что вечность в библейском понимании – это нечто другое, и у неё имеется некое духовное измерение, не тождественное измерению научному. Может быть это то, что находится вне времени.

Кроме того, у Церкви могли быть педагогические причины отвергнуть учение Оригена. Чтобы у людей перед глазами было грозное предостережение.

– Какой практический смысл в заупокойных службах по усопшим, которые заказывают в храмах верующие? 

– Легче всего это было бы объяснить с «юридической» точки зрения, чем страдало схоластическое средневековое богословие. В конце концов оно пришло к теории о сверхдолжных заслугах святых и распределения этих заслуг Церковью. В двух словах заключаются она в следующем: у святых было очень много заслуг, больше чем надо для спасения, поэтому их излишки собираются в некую «копилку», откуда Церковь перераспределяет их между грешниками методом заупокойных молитв.

Православие придерживается иного взгляда, которое лучше всего выразил отец Александр Шмеман, говоря, что заупокойные молитвы – это не столько наши ходатайства перед Богом за умерших, сколько призвание их участвовать в нашей молитве. То есть не наши молитвы долетают до них в виде благодати или милости, а они сами каким-то духовным образом находятся вместе с нами в храме и молятся рядом.

И вот это приближение к храму и евхаристии приносит им радость, счастье и облегчение. Вот такие два полюса существуют в видении и понимании заупокойных служб.

Если же отталкиваться от учения об апокастасисе, заупокойные молитвы можно рассматривать не как средство изменить обстоятельства пребывания души, а как способ изменить саму душу, вразумить её, привести к другому, более чистому и просветлённому состоянию.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (45): вперёд»
Если вы хотите чтобы у вас функция more фурыкала, то надо это писать немного иначе Вот так 1) Вначале квадратная скобка [ 2) не делая никаких пробелов рядом с ней слово more 3) без всяких пробелов знак равенства = 4) без всяких пробелов после него слово дальше 5) без всяких пробелов после него квадратная скобка ] А так, все интересно
АРИНБЕРД 25-10-2018-00:19 удалить
Domro4ka, Аллочка, вот статью не читала, шустрая ты наша, а говоришь, да... Так нечестно, мамочка. ))
Domro4ka 25-10-2018-00:21 удалить
Ответ на комментарий АРИНБЕРД # Зай, ну ты же знаешь что такое чтиво - это не моё хобби.
АРИНБЕРД 25-10-2018-00:24 удалить
Логово_Монстра, Ой, смеюсь, смеюсь, спасибо за подсказку. Я так давно не писала в дневник, как ноут испортился, что забыла как делать под кат. И решила слелать, как рука ляжет. )) Знать рука легла неправильно. Но статья очень понравилась и решила через планшет опубликовать. Благодарю вас за подсказку, друг мой, толково объясняете. Сердечно благодарю.
Ответ на комментарий АРИНБЕРД # Под катом всегда хорошо А то люди пугаются - никто не любит так много букв и сразу - не читают лентяи
АРИНБЕРД 25-10-2018-01:14 удалить
Логово_Монстра, Ваша правда, много букв — это атас.
Отрада 25-10-2018-01:37 удалить
АРИНБЕРД, "Чтобы у людей перед глазами было грозное предостережение." Эта главная мысль любой религии Интересно, когда всяким религиозным служителям снятся вещие сны, или к ним во снах приходят родные, которые предупреждают об опасностях, что они думают? Что они сбежали из райского сада или их отпустили со сковороды предупредить родного человека?)))
Ответ на комментарий АРИНБЕРД # Лентяи...
АРИНБЕРД 25-10-2018-02:40 удалить
Отрада, Какие хорошие вопросы у тебя мамочка !!!)))) Рада тебе, Эля ! 😘😘😘
krakaziabra 25-10-2018-07:40 удалить
АРИНБЕРД, а я не ленилась! И всё внимательно прочитала. Интересно и поучительно. Единственное, с чем не согласна - карма не работает так уж механистически и автоматически, как тут написано. С кармой всё сложнее.
ниссе 25-10-2018-12:26 удалить
АРИНБЕРД, основательно проработала вопрос, который мы ранее поднимали? Никто не знает, что там, как там. Есть каноны о переходе в мир иной. И для переходящих, и для остающихся. Согласна очень с тем, что понимание ада и рая у каждого человека - свое. Поэтому и надо заниматься самовоспитанием.
АРИНБЕРД 25-10-2018-19:10 удалить
krakaziabra, Женечка, солнышко, знаю, что ты читаешь, а Домрочка нет. )) Вот люблю я статьи без религиозного фанатизма, всё ж в третьем тысячелетии живём и мир устроен очень и очень сложно. Согласна с тобой, что касается кармы, она тоже сложно устроена и очень индивидуальна для каждого человека. Молодец, что улучила минутку. ))
АРИНБЕРД 25-10-2018-19:19 удалить
ниссе, Да, Танечка, самовоспитание— первейшее дело, но сначала надо дорасти до осознанности, а пока дорастёшь— столько напортачишь. Согласна с тобой, что никто не знает что там и как. Но вот в одном я убеждена: ТАМ тоже огромное разнообразие, как и на Земле. Нет ничего механического, всё разумно и обоснованно. Люблю такие разговорчики. ))
Отрада 26-10-2018-01:32 удалить
Ответ на комментарий АРИНБЕРД # АРИНБЕРД, Карин, этот вопрос в моей голове с 14 лет, как умерла внезапно бабушка, и меня все уговаривали, что ей там хорошо и она в раю. Но она мне начала сниться, поэтому возник вопрос:" Их, что из рая выпускают?", которым я замучила родных. И похоже, этим вопросом пошатнула нечто в их мировосприятии загробной жизни Тем более, что во снах бабушка говорила, что жива. Позже, когда начали уходить один за другим мои родные,друзья, они так же мне снились, и говорили, что живы.
krakaziabra 29-10-2018-20:05 удалить
Ответ на комментарий АРИНБЕРД # АРИНБЕРД, Карин, в этой статье я нашла ответ на вопрос, который мучил меня многие годы. Я тебе обязательно напишу про это в личку. Это меня так поразило, что я едва пришла в себя от удивления...
АРИНБЕРД 29-10-2018-23:01 удалить
krakaziabra, Ой, как интересно, Женечка, жду не дождусь !!!!!
АРИНБЕРД 29-10-2018-23:09 удалить
Отрада, Знаешь, солнышко, я думаю, что мы не в праве ставить так ПО ЗЕМНОМУ вопрос: « их что, из рая выпустили ?» Это здесь— на Земле, чтоб куда-то пойти, надо откуда то выйти. Но как ТАМ всё устроено мы ведь не знаем ! Человек же там бесплотен ! И какими возможностями обладает мы не знаем !!! Даже здесь, находясь в бренном теле, мы можем мысленно себя переместить, а что уж говорить про возможности бесплотного духа ? Мне просто нравятся такие пытливые вопросы, но с подходом твоим я не согласна.
Отрада 30-10-2018-01:15 удалить
Ответ на комментарий АРИНБЕРД # АРИНБЕРД, нет, Карина, я подумала, что ты, как человек побывавший "за чертой", будешь смотреть глубже на мой вопрос. Любая религия говорит о том, что рай - это вечное блаженство (ты, ощутила на себе эту всеобъемлющую любовь). Значит, души в раю постоянно находятся в этом состоянии, соответственно, в аду - люди прибывают в муках душевных, по эмоциональной силе они такие же, как и блаженство, только с минусом. Ни тех, ни других ничто земное тревожить и волновать, априори, не может, там время даже течёт по-другому. С кем-нибудь другим, я бы даже не стал говорить об этом, но, ты, понимаешь, о чём я говорю.
АРИНБЕРД 30-10-2018-10:03 удалить
Отрада, Эля, солнышко, ты читаешь комментарии к этой статье? 1. Я ТАМ не ощутила всеобъемлущую любовь. У меня было наоборот ! И погнали обратно в тело, чтоб образумилась, проходя все земные тяготы. 2. Я не понимаю буквально, когда говорят про состояния души для Рая и Ада. 3. Убеждена, что Вселенная разумна и ТАМ всех людей не отправляют в одну кучу со знаком плюс или минус. ТАМ тоже всё сложно устроено и дифференцированно. То есть, каждая душа занимает свою нишу. 4. Не думаю, что в Раю можно только бесцельно гулять по саду и слушать пение птиц и ангелов, сложив ручки без конца наслаждаться. ТАМ тоже проводится какая то работа, что-то происходит с этими душами и я допускаю и на собственном опыте вижу, что им дозволяется взаимодействовать через сны с земными людьми. Мы так и не узнали, что такое сон не с физиологической точки зрения ! И что такое дрёма !!! Напиши мне своё виденье. 😘😘😘
Отрада 31-10-2018-01:18 удалить
АРИНБЕРД, Кариночка, если я буду читать все комменты в постах, где сама оставляю коммент, мне и до утра времени будет мало))) Поэтому, не читаю. Действительно, мы не знаем, как всё устроено, т.е. конечной цели мы не знаем, от сюда все наши беды. Но логическим путём, мы можем отбросить то, что является откровенной "сказкой", и любой человек будет это делать на основе своей осознанности, на том, что ему ясно и понятно в данный момент. У этого протоиерея такое видение ситуации, другой скажет, что это мракобесие, третий - что он только в начале своего познания. Некоторые люди, вообще не развиваются, потому что нашли для себя "нужное" объяснение происходящего, и оно их устраивает до самого конца. На основе этой же осознанности, у каждого человека свой рай и ад, и он непременно попадёт туда Для меня дрёма - это разновидность быстрого сна, при ней чаще всего бывают чёткие, практически осознанные сны или вещие. Чем сон глубже, тем воспоминания о нём туманнее.
Mila111111 07-11-2018-10:32 удалить
Поздравляю с Днем рождения! Желаю счастья, любви, радости, успехов!:)) Без названия (360x640, 1184Kb)
С днем рождения, дорогая Кариночка! здоровья и радости Вам!
АРИНБЕРД, Кариночка, от всей души поздравляю с днем рождения, самых наилучших пожеланий тебе, моя хорошая... !!! [700x474]
АРИНБЕРД 07-11-2018-20:01 удалить
Отрада, А я читаю все комментарии, когда встречается статья подобного рода и есть обсуждение. Понятно, что дрёма— пограничное состояние между явью и сном, когда даются вещие сны, но от кого и зачем ? Поэтому и спросила про дрёму. )) Самое удивительное, что нет человека, который бы не слышал про Ад и Рай, но всё равно живут как получится и не стараются преобразовать себя. Неужели им это дано ?
АРИНБЕРД 07-11-2018-20:09 удалить
Mila111111, Мила, солнышко, по прежнему не забываешь меня и удивляешь. )) Благодарю тебя и с радостью принимаю твои колышущиеся розы. Здоровья тебе крепкого и радостного сердца !!!
АРИНБЕРД 07-11-2018-20:15 удалить
АЛЕНУШКА_ТЕРЕХОВА, АннаФилатовна, Спасибо большое, Алёнушка и Аннушка ! Благодарю, за ваше внимание и ласку ! Храни и помогай вам Господь !
Отрада 08-11-2018-00:59 удалить
Ответ на комментарий АРИНБЕРД # АРИНБЕРД, не поверишь, я только задумывалась про сны и реальность в целом)))) Попробую на днях разложить по полочкам свои мысли, придать форму им. Тебя, Кариночка, с Днём Рождения! Всего,тебе, самого замечательного и чудесного!!! Пусть нечто прекрасно-волшебное войдёт в твою жизнь, и останется навсегда!!! . [600x438]
АРИНБЕРД 08-11-2018-01:38 удалить
Отрада, Ой, как тепло и хорошо стало от твоего поздравления ! Спасибо большое !!!! Твоё пожелание ( на счёт волшебного😊) меня обрадовало и рассмешило. Я так люблю всё волшебное и романтичное. )) Спасибо тебе, моя хорошая ! Оставайся всегда в добром здравии, умиротворении и сладостном предчувствии чего то радостного. А постик напиши. Будем ждать. ))
Отрада 08-11-2018-01:43 удалить
АРИНБЕРД,за пожелание, спасибо! Про пост - постараюсь Кариночка, я,ведь знаю, что,ты, натура романтичная и любишь волшебство, поэтому моё главное пожелание в этом году, именно, это А вся остальная банальность благополучие и тд., само приложится


Комментарии (45): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Какие у души зубы? Учение о загробной жизни в современном богословии | АРИНБЕРД - Дневник АРИНБЕРД | Лента друзей АРИНБЕРД / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»