кира
28-09-2012 16:10
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
наш детский дом остановился на вокзале Ярославля.состав отогнали на запасные пути.нам хотелось есть,пить.в туалет,но нас не выпускали из вагонов,т.к.с минуты на минуту мы ждали отправки дальше.однако мы стояли и стояли.наступила ночь.утром в срочном порядке нас пересадили на машины и отправили в сторону от нашего направления внутрь Ярославской области.мы оказались в деревне Долгополово Петровского района.там нас приняли,разместили в помещении общежития,накормили и уложили спать.среди ночи я проснулась ,чтобы пойти в туалет и увидела,как одна из девочек идёт к выходу,на мой оклик она не ответила.услышала мой оклик воспитательница,остановила меня,шёпотом попросила ничего никому не говорить,а девочка вышла на улицу,за ней пошла воспитательница и вскоре они вернулись,девочка снова легла в кровать и спала до утра.последствий этого я не помню.нам всем в 1943 году уже исполнилось 8-9 лет и нас принимали в пионеры.мы выстроились в коридоре ,повторили за воспитательницей клятву пионеров и нам надели красные галстуки.мы долго учились их завязывать.тем,кто хорошо учился,подарили специальные замочки на галстуки вместо завязывания.я такой значёк -замочек получила.учиться мы ходили в школу вместе с местными детьми.помню урок чтения .я училась очень хорошо .учительница всегда просила меня читать вслух.я читала очень грамотно,внятно ,с выражением.мы изучали произведения поэтов Некрасова,Фета,и др.после меня вызывают местную ученицу.т.к. она -жительница Ярославской области,то говорит на местном наречии с акцентом.читает стихотворение "Гроза"."Люблю грозу в ночале мая,когда весенний ....(не помню) гром .....замирая,грохочет в небе голубом..."и т.д. и делает всё время ударение на "о".учительница снова вызывает меня и просит прочитать это стихотворение правильно.не помню,как после этого относились ко мне соученики.но думаю,что не очень хорошо.меня часто учительница брала на выходные дни к себе домой подкормить и для того,чтобы я побыла немного в домашней обстановке.во время учёбы нас кормили обедом-варили кашу из цельных зёрен пшеницы.прямо в ведре.мы ели сколько хотели.уже в детском доме я почуствовала по отношению к себе внимание со стороны противоположного пола.я дружила только с мальчиками.-участвовала во всех их развлечениях и выходках-прыгала из окон высокого первого этажа на землю в крапиву-на спор за поцелуй,каталась с ними на больших хозяйственных санях с высоких крутых гор в лесу в стороне от всей группы-я и 4 мальчика.мы прозевали общий уход с прогулки в лесу,не заметили потемнения ,нас искали,звали,мы не слышали.вернулись домой сами.за это нас исключили из пионеров-перед всем строем сняли с нас галстуки.вместе с мальчиками я прыгала с крыши высокого сарая.,правда в сугроб.у меня после блокады была дистрофия всего организма-всё тело было покрыто язвами,следы которых остались на теле до сих пор.дистрофия коснулась и моих глаз.в д\д мне назначили усиленное питание,на кухне после обеда мне готовили глубокую тарелку натёртой моркови,которую я съедала.я очень благодарна всем воспитателям этого детского дома № 28.не знаю,сыграло ли в этом отношении ко мне знакомство нашей директора д/д с народной актрисой СССР Тиме.которая была знакома до 1937 г.с моей мамой,но заботу о себе я всё время чуствовала.когда за мной приехала мамина знакомая из Карлага после маминого освобождения из-под стражи.кроме того мне присылали из Ленинграда по просьбе Тиме дополнительно тетради и книги,которые доставали в Ленинграде мои родные-мамина тётя -Ольга Валерьяновна Ходорович,воспитанница моей прабабки сирота,во время ВОВ работавшая старшей медсестрой хирургического отделения б-цы им.Коняшина(за что была награждена орденом Ленина)Корчемная Елена Александровна с помощью своего знакомого Ивана Феликсовича,работника одного из военных заводов.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote