Я начала этот дневник в надежде.что все те ,кому я предложила ознакомиться с ним,откликнутся и пришлют свои замечания на мой текст.Однако этого не произошло.Многие объясняют это тем,что с социальными сетями в компьюторе появляются вирусы,что нежелательно.По окончании опубликую записи для общего прочтения.Мне хотелось,чтобы те,кто считает,что Изиль Захарович ,пусть и достоин звания"Заслуженный артист",но на звание"Народный артист"он не мог претендовать:"его мало знают в народе ,у него мало актёрских ролей в кино".Если брать в количественном отношении,то достаточно открыть "Википедию",чтобы понять ,что это не так.Другой разговор,что в кино ,также как и в театре,Изиль играл тоже эпизоды и массовый зритель их плохо запоминает.Мне очень обидно,что среди недоброжелателей есть и его сослуживцы.Итак, я продолжаю анализ тех печатных характеристик Изиля как АРТИСТА.,которые сохранились в его архиве. В журнале "Театр" № 29 за 2007 год театральный критик Елена Алексеева опубликовала в связи с 80-тилетием Изиля статью под названием "ВЕРТИКАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ".Вот некоторые цитаты из неё:".....В.свои восемьдесят лет Изиль Заблудовский бодр и статью не отличается от себя прежнего-высок,худощав,прям и строен."(В это время он уже точно знал,что очень болен неизлечимой болезнью-лимфолейкозом)"Любит вспоминать,как в период подготовки к "Королю Генриху 1V"-его обрисовал Товстоногов,объясняя Кочергину,кто будет играть Облако:"Заблудовский это человек с одним измерением-вертикальным."Художника это настолько впечатлило,что он сделал эскиз портретно схожим с артистом.Теперь в этом можно убедиться,зайдя в Бахрушинский музей.Кого он только не играл на сцене БДТ. -Как- то Дина Шварц -(зав .литчастью театра)-подсчитала,что я сыграл больше всех ролей.Но я за количеством не гнался.И никогда не мечтал о конкретных ролях.Предлагали-соглашался.Георгий Александрович ,как мне кажется,не очень верил в мои возможности.Больших ролей не давал.Он ведь вообще для артистов спектакли не ставил.Только после того,как я сыграл у греческого режиссёра Шапаниса в спектакле "Борцы",он сказал с некоторым удивлением:"Оказывается,у Заблудовского есть дыхание на большую роль." -Наверное,поэтому самая большая роль у вас была на стороне,в спектакле "Супруги Каренины"? -Это от начала до конца заслуга Розы Сироты.У нас с ней были необычайно добрые отношения.Она меня как-то выделяла,поддерживала....-Да,спектакль был удивительно гармоничный.Неожиданный,поскольку Сирота ,как никто ,умела вскрыть внутренний драматизм характеров."Супруги Каренины"жили долго и счастливо....На телевидении вы тоже с Сиротой работали.И с другими питерскими мастерами "литературного театра"....-С Сиротой у меня была интересная работа,чеховский рассказ "Забыл!"....С Давидом Карасиком были хорошие спектакли.Это был то,что называется ,мой режиссёр.Брехт у него был замечательный!А "Большая кошачья сказка"?Блестящий спектакль и по решению,и по актёрскому ансамблю.Золотая пора ленинградского телевидения.Я с Диной Луковой работал,с Юрием Маляцким,с Инессой Мамышевой... -Сегодня уже нет ни того ТВ,ни того театра .Но для Изиля Захаровича все эти "тени минувшего"похоже живы. -А во время работы над "Горе от ума" мы подружились с Иссааком Шварцем .Он покорил меня не только чудесной музыкой ,но и каким-то тёплым отношением .Композитор он,конечно,выдающийся.Я всю его театральную музыку люблю и песни на стихи Булата Окуджавы.Особенно"Любовь и разлука"("Дорожную"):Чем дольше живём мы,тем годы короче,\Тем слаще друзей голоса.\Ах,только б не смолк под дугой колокольчик,\Глаза бы глядели в глаза....А его ораторию "Жёлтые звёзды "вы слышали?! -Признаться ,я слышала не только ораторию,но и интонации Исаака Шварца при имени Заблудовского.Недаром он из всей огромной труппы БДТ выделил именно этого артиста.А год назад,узнав ,что тот репетирует главную роль в "Станционном смотрителе",обрадовался ещё одной нити,их соединяющей:ведь он писал музыку к фильму и эту пушкинскую повесть пережил как свою.Роднит старых друзей и вкус к классике.Лучшие их работы связаны с великой литературой. -Когда Тимур Чхеидзе задумал ставить "Маскарад",он спросил меня:"Изиль Захарович,вы не согласились бы принять участие?"Я удивился.Ума не приложу,что за роль он мне может дать?Вывешивается распределение.Смотрю:"Слуга-Заблудовский".Вроде пьесу знаю,но что там за слуга,не припомню.По ходу репетиций оказалось,что роль вовсе не проходная.Режиссёру было важно,чтобы у Арбенина,которого играет Андрей Толубеев,был собеседник ,слушатель,чтобы его огромные монологи не летели в пустоту.Слуга почти всё время находится на сцене.Всё видит и всё слышит,сам оставаясь в тени.На нём лежит важная смысловая нагрузка.А когда есть смысл,дело не в величине рол и количестве текста.Мне в этом спектакле не стыдно слугой выходить.Хотя поначалу я смущался и сопротивлялся тому,что на поклонах режиссёр выводил меня следом за главными героями.(От себя добавлю-Изиль последним уходит со сцены по окончании действия-уходит под огромные не смолкающие аплодисменты). -Как видно,Тимур Чхеидзе прекрасно понимал,какое место занимает вертикаль по фамилии Заблудовский в Большом драматическом театре.Вертикаль-это не только прямая линия традиции,тянущаяся из середины XX столетия в век XX1.Это остов,хребет,несущая конструкция.Не гнётся,сопротивляется давлению.Зато есть,на что опереться.Пока есть такой человек в труппе,сохраняется ощущение стабильности и надёжности."Приведу в качестве иллюстрации выше сказанного программку спектакля "Маскарад"на гастролях в Италии,г.Турино в рамках театрального международного фестиваля с фотографией Изиля и Андрея Толубеева(сканы №№ 432,433)
[700x479]
[700x488]