БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛИНИ (1500-1571)- итальянский художник, крупнейший скульптор и ювелир периода маньеризма, занимательный писатель. Родился 3 ноября 1500 во Флоренции в семье плотника. Учился у ювелира Бандинелли, испытал влияние Микеланджело; работал во Флоренции, Пизе, Болонье, Венеции, Риме, в 1540-1545 – в Париже и Фонтенбло при дворе короля Франциска I. Мастер маньеризма, Челлини создавал виртуозные скульптурные и ювелирные произведения, отмеченные утонченным декоративизмом, орнаментальностью сложных композиционных мотивов, контрастным сопоставлением изысканных материалов. [700x622]
Солонка Франциска I "Нептун и Юнона", 1540-1544, музей истории искусства, Вена
Отцу Бенвенуто Челлини хотелось, чтобы сын стал музыкантом, но тот поступил в 1513 в мастерскую ювелира М. де Брандини, где овладел методикой художественной обработки металла. За участие в свирепых уличных «разборках», в том числе и с конкурентами по профессии, Челлини дважды (в 1516 и 1523) изгонялся из родного города. Поменяв несколько мест жительства (Сиена, Пиза, Болонья и других), установил в 1524 году в Риме связи с высшими церковными кругами. Войдя в число защитников «вечного города», пытавшихся отразить его захват имперскими войсками (1527), Бенвенуто Челлини был вынужден временно покинуть Рим. Вернувшись туда, занимал (в 1529-34) должность начальника папского монетного двора. Почти все ранние произведения мастера Челлини (за исключением нескольких медалей) не сохранились, поскольку были позднее переплавлены. [402x700]
"Персей" , 1545-1554 ,Лоджия деи Ланци, Флоренция
Жизнь художника по-прежнему протекала крайне бурно. Около 1534 года Челлини убил коллегу-ювелира (отомстив за смерть брата), затем напал на нотариуса, а позднее, уже в Неаполе, убил еще одного ювелира за то, что тот осмелился дурно отозваться о Челлини при папском дворе. В 1537 был принят французским королем Франциском I и исполнил его портретную медаль. В Риме же Бенвенуто Челлини арестовали, обвинив в краже папских драгоценностей, но он бежал, был вновь заключен под стражу и, наконец, освобожден (1538-1539). [400x372]
"Пьетро Бембо, кардинал"
Затем Бенвенуто Челлини жил при французском королевском дворе в Фонтенбло (1540-1545).Освоив во Франции технику масштабного бронзового литья, Челлини с этой поры все чаще выполнял и крупные скульптурные заказы (“Нимфа Фонтенбло”, 1543-1544 и другие). В этих работах впечатляюще четко проступило характерное свойство пластики маньеризма в целом: ювелирное искусство, все более роскошное, изысканное и новаторское, стало заметно опережать монументальную скульптуру, диктуя ей такие свойства как особая тщательность отделки, «орнаментальная» красота силуэта и прихотливое разнообразие ракурсов, рассчитанных на неторопливое разглядывание и любование. [468x700]
"Распятие" ,мрамор
В 1556 году Челлини опять заключили в тюрьму за драку (жертвой его агрессивного характера опять стал ювелир), а в 1557 вынесли обвинение в гомосексуализме и поместили на четыре года под домашний арест. Последним его значительным монументальным произведением явилось “Распятие” (1555-1562), исполнив его по обету, данному еще в римской тюрьме в 1530-е, для собственного надгробия, Челлини стремился доказать в этой вещи свое умение работать и в мраморе.
Находясь под домашним арестом, Бенвенуто Челлини начал писать автобиографию (1558-1567). Написанная на живом разговорном наречии, она представляет собой настоящий авантюрный роман и принадлежит к лучшим образцам литературы Возрождения (долго циркулировавшая в рукописных копиях, “Жизнь Челлини” была опубликована лишь в 1728). Его перу принадлежат также “Трактат о ювелирном деле” и “Трактат о скульптуре”, начатые в 1565 и в 1568 изданные. Скончался Бенвенуто Челлини 13 февраля 1571 во Флоренции. [700x672]
"Франциск I, король Франции" ,1537 [637x624]
"Медальон с Леда и лебедь" ,1520 ,золото, диаметр 3,8 см ,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция [372x700]
"Аполлон и Гиацинт" ,1540 ,мрамор, высота 191 см ,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция [501x700]
"Нарцисс" ,1540 ,мрамор, высота 149 см, Национальный музей дель Барджелло, Флоренция [495x700]
"Ганимед" ,1540 ,мрамор, высота 106 см ,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция [564x700]
"Морион для Медичи" ,1570 ,чеканка, посеребренные железа, высота 37 см, Дрезден [585x700]
"Щит для Медичи" ,1570,чеканка, посеребренные железа, высота 76 см, Дрезден [483x700]
"Щит" ,1572,позолоченный железный, 68 х 49 см ,Лувр, Париж [563x700]
"Шлем " ,1570,покрытый золотом и эмалью, 68 х 49 см , Лувр, Париж [700x658]
1570 ,серебро, Лондон [500x700]
"Бюст Козимо I" , 1546-47 ,бронза, высота 110 см,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция [465x700]
"Бюст Биндо Altoviti" ,1549 ,бронза, высота 105 см,музей Изабеллы Стюарт Гарднер ,Бостоне [700x499]
"Салюки Грейхаунд" , бронза, 18 х 28 см,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция [700x620] [498x700]
"Ганимед" ,1548, Бронза, высота 60 см ,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция [447x700]
"Меркурий" ,1547 , Бронза, высота 96 см,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция [444x700]
"Юпитер" ,1549 ,Бронза, высота 98 см, Национальный музей дель Барджелло, Флоренция [390x700]
"Минерва",1549, Бронза, высота 89 см, Национальный музей дель Барджелло, Флоренция [489x700]
"Даная и ее сын Персей" ,1549,Бронза, высота 84 см , Национальный музей дель Барджелло, Флоренция [497x700]
"Страх" ,Бронза, высота 32 см [339x700]
"Сатира" ,рисунок , Национальная галерея искусства, Вашингтон [490x700]
"Аполлон" ,1560 ,рисунок , частная коллекция [509x700]
"Фонтан Дианы Анет" , Лувр