Тому, кто собрался в Норвегию!
Дорога в Норвегию:
Ночевали в небольшом уютном городке Эребру по дороге в Осло. Уже почти начались белые ночи и полная темнота не наступает благо, что в гостиницах это предусмотрено и везде довольно плотные шторы. Мы приехали почти в одиннадцать ночи, а еще был закат. Из окна номера был такой чудный вид на город, реку и собор за рекой! Проснулась в 3ч. 11мин., а за окном рассвет.
Утром на противоположном берегу обнаружили оригинал скульптуры известного шведского скульптора Карла Милеса «Рука творца».
Вот уж не ожидала встретить известные шедевры в таком маленьком городке. Выезжали в 9 утра. Впереди ждала Норвегия.60% территории Швеции покрыто густыми хвойными и смешанными лесами. Между ними мелькают сказочные небольшие городки с соборами, замками.
Дома среди буйства зелени темно-красные с белым. Много озер.
Норвегия – нереальная реальность:
Еще по дороге гид предупредил, что в Норвегии есть единственная реклама и мы будем мимо неё проезжать. Оказалось, что это перед крутым спуском стоит щит, на котором огромными буквами написано: «Осторожно! Пристегните ремни». Если считать это рекламой, то она была действительно единственной встреченной нами. В Осло прибыли во второй половине дня и, как всегда, пункт номер 1 – обмен валют. Здесь девушки так медленно шевелились, что забрали у нас изрядно времени и подпортили настроение.
По ходу осмотрели довольно мрачноватое здание Ратуши, зато зал для вручения Нобелевской премии Мира был там великолепен.
Это единственная премия, которая присваивается и вручается не в Стокгольме, а в Осло и основанием к этому послужила фраза Нобеля, что норвежцы – это совесть мира.
Следующим пунктом нашего маршрута был парк скульптур Густава Вигеллана.
Это скульптор – экспрессионист. За 40 лет изваял 192 скульптурные композиции (всего 562 фигуры). Парк просто огромный и в нем Вигеланд показал этапы человеческой жизни от маленькой скульптурки зародыша до дряхлой старости. Поразительное впечатление – сколько может успеть талантливый человек создать вечного! за одну жизнь. Описывать эти работы да еще в таком количестве – бессмысленно. Меня они потрясли.
Возле одной из центральных композиций - «Бремя жизни» (несколько мужчин держат на плечах довольно большую чашу, наполненную льющейся водой и, судя по их напряженно согнутым спинам, это бремя тяжелое) одна из наших туристок заметила: «Только у них это бремя несут мужчины, а у нас – женщины».
А это любимая норвежцами скульптура «Сердящийся мальчик». Пару лет назад ее украли, но вся страна настолько была возмущена, что через две недели грабители ее подбросили, а может поняли, что реализовать ее не реально – слишком известна.
В Парке мы провели часа два и выходили из него уже в конце рабочего дня. Постепенно все лужайки и поляны в нем заполнялись людьми, которые после работы приходят сюда компаниями, с детьми и семьями и располагаются прямо на траве – так они отдыхают и заряжаются от природы энергией на следующий рабочий день.
Оставалось еще немного свободного личного времени и я пошла посмотреть королевский дворец, т.к. экскурсиями он был не предусмотрен. Сам дворец оказался очень похож по архитектуре и окраске на Смольный в Питере и как-то особого впечатления не произвел.
В Осло повсюду цвела сирень, а вокруг дворца просто сиреневый лес. Воздух густой от аромата. Мне повезло – я попала не смену караула. Гвардейцы в каждой стране своеобразные и смена проходит тоже по-разному.
Самая пышная – целое представление – в Стокгольме. Вообще Осло после нарядного Стокгольма кажется слегка простоватым. Ночевали в гостинице в лесу на берегу моря в 10км от столицы. Утром продолжили осматривать город самостоятельно. Начали с площади Перчатки. По легенде, король Харольд 3-й бросил в этом месте перчатку и сказал, что здесь будет город. В центре площади действительно «стоит» перчатка из бронзы. Сходили, посмотрели, открытый совсем недавно,Оперный театр на воде.
Здание оригинальной конструкции – тротуар как бы переходит в крышу и по нему можно ходить, гулять, что народ и делает. Потом, немножко поплутав, добрались до национального художественного музея. Была цель – посмотреть подлинник известной картины Эдварда Мунка «Крик» (о ней прямо мистические истории рассказывают). Посмотрела. Прямо скажем, на любителя все это. Меня гораздо больше его другие работы впечатлили. Погуляли по набережной – любимому месту «тусовки» жителей Осло.
Мороженое там вкуснейшее.
Следующий переезд на автобусе в музей кораблей «Фрам», «Кон-Тики» и «Ра».
«Фрам» - легендарный парусный корабль, на котором Амундсен и Нансен совершили несколько экспедиций к Северному и Южному полюсам. Название корабля в переводе с норвежского означает «Вперед». Осмотрев этот корабль, больше всего поразило то, что в таком замкнутом небольшом пространстве люди проводили по 2-3, а то и 4 года. Что ими руководило, какая мечта должна гореть в сердце, чтобы терпеть все лишения? Впечатлили и плот «Кон-Тики» и папирусная лодка «Ра»Тура Хейердала.
Смотреть по телевизору – это одно, но когда видишь все эти «плавсредства»… Перед мужеством таких людей стоит и преклониться.
Сталхейм:
А впереди у нас была дорога к «изюминке» нашего путешествия – горам, фьердам и ледникам. Итак, мы едем на запад Норвегии к нашей гостинице «Сталхейм», расположенной высоко в горах недалеко от фьерда Согнефьерд (Фьерд снов). Серпантин горной дороги невероятно красив.
Мелькают совершенно игрушечные красные, белые, желтые домики над шумными горными речками и гладью спокойно застывших озер и все это – на фоне гор.
Фотоаппарат не выпускала из рук, прекрасно понимая, что, скорее всего, снимки из окна движущегося автобуса окажутся «никакими», но не вскрикивать же от восторга каждую минуту вот и заменяла их спуском затвора. По дороге случилась небольшая задержка, оказалось, что впереди авария. Тут же прилетел вертолет «Скорой помощи» и полицейский. Мы потеряли мин. 20, но проезжая потом мимо покореженной и висящей над обрывчиком «легковушки», немного задумалисьо бренности жизни вообще, горных дорогах в частности и с какой скоростью в этой стране оказывают необходимую помощь.
На полпути до перевала остановились пообедать в придорожном ресторане, где познакомилась с норвежским Троллем.
А потом дорога пошла круто вверх и, за каких-то 20-30 минут, мы увидели все климатические зоны и оказались из начала лета в самом начале весны с начинающим подтаивать снегом.
А это наша “рабочая лошадка” на перевале. Не могу не отдать должного автобусу, на котором проехали больше 1500км и его водителю-поляку Роману Чипковскому:
После перевала сделали небольшое отклонение от курса – заехали посмотреть самую старую сохранившуюся деревянную церковь (1170г.), сделанную без единого гвоздя.
Собственно, у нас есть аналогичные, но она – единственная в мире имеет не горизонтальный, авертикальный сруб. Церквушка маленькая, рассчитана всего на 40 чел. Дальше до гостиницы ехали уже без остановок, наслаждаясь необычными видами. И тут я пару слов хочу сказать о водителях-поляках, которые возят наших туристов по всей Европе. Это асы в своем роде, которые молча и скромно делают свою работу и в руках, которых не только руль, но и наши судьбы. Только вдуматься, что на последних 1,5 км горной дороги перед «Сталхеймом» находятся, кроме туннелей, 13 поворотов под углом 180 градусов!
Гостиница «Сталхейм» заслуживает отдельного рассказа, но я постараюсь уложиться в несколько предложений.
Ей больше 100 лет, она полностью сделана из дерева и хотя горела за это время 3 раза (последний в 1952г.), хозяева остались верны этому «стройматериалу». Внешне совершенно не притязательна, но внутренние холлы, залы, гостиные – это что-то бесподобное.
Это очарование старины; камины, которые может топить любой желающий; небольшие уютные уголки, обставленные каждый по-своему и в которых по вечерам сидят отдельные компании; подлинники картин, подаренные художниками, которые здесь отдыхали и работали; прозрачные стены, за которыми застыли «живые» картины гор и водопадов;
даже полы из досок какой-то необычной красоты, а в довершение всего с 21 до 23 часов каждый день играет на рояле старичок-пианист и эта музыка в сочетании с закатом за стеклом стен создают ощущение возвышенной нереальности и утонченности.
Сюда 20 лет подряд приезжал отдыхать Кайзер Вильгельм. На месте (чуть выше гостиницы), где он сидел и часами любовался окружающими пейзажами, теперь стоит каменный столбик, с напоминанием о нем.
Что касается вида, который открывается со смотровой площадки, то из 50 самых красивых видов на планете Земля, он стоит на 14 месте.
Ледник Нигардсбрин:
Следующий день выдался полным впечатлений от общения с природой Норвегии. С утра поехали на ледник Нигардсбрин – это самое большое ледовое плато в Европе – 470 кв.км. По дороге мы впервые увидели самый длинный в мире (204км) и самый глубокий (больше 1300м) Согнефьерд.
Он открылся совершенно неожиданно с одного из поворотов дороги и довольно большой высоты. Весь пейзаж представлял городок в долине между раздвинувшихся гор и гладь воды, за которой вставали горы с белыми вершинами. И такие там были краски, что показалось на минуту, что это вышитый гобелен.
По дороге 2 раза переправлялись на пароме
– через фьерд и через озеро Нигард, насмотревшись на множество водопадов.
Нам повезло, что они самые многоводные именно в конце мая – начале апреля, когда активно тает снег. К «языку» ледника, высунувшемуся между двух скал, пошли не все.
Пришлось перескакивать по камешкам через 4 потока воды, взбираться и карабкаться по валунам.
Дорога заняла больше часа, но результат того стоил!
Я бывала в свое время на перевалах и ледниках Кавказа, поэтому не скажу, что была подавлена мощью Нигардсбрина. Он просто красочнее. Обратный путь был не легче, т.к. за это время пригрело солнце и потоки воды стали шире и мощнее.
Пришлось некоторым немного искупаться. Зато, добравшись до автобуса, испытала чувство победного преодоления – а все-таки смогла! За время нашего отсутствия заботливый Роман – водитель сварил нам супчик и приготовил отварную картошку с сосисками, а пиво у него всегда в холодильнике было. С урчанием все заглотили и, преваривая впечатления и съеденное, отправились на прогулку на катере по Согнефьерду.
Ехали к фьерду совсем другой дорогой и по пути нам предстояло еще одно «самое» (этот тур как никогда оказался насыщен этим самым «самым») – самый длинный в мире туннельЛаердальский – 24,5км. Для взбадривания водителей в нем через каждые 6км меняется подсветка и он расширяется для поворота машин.
В одном из таких мест мы попросили остановиться, чтобы запечатлеть еще и подземное царство. Немного о дорогах Норвегии. Мало того, что они находятся в прекрасном состоянии и весь сервис вдоль дорог продуман до мелочей, приятно удивляет забота о жителях. Например, Лаердальский туннель построен ради 3-х деревушек, общая численность которых около 150 человек. Раньше к ним добраться можно было только по воде. Всего в стране 153 туннеля, которые поддерживаются в безукоризненном порядке и строятся еще. И все строительства за счет государства.
Хозяином катера, на котором нам предстояло провести почти 2 часа, был бывший капитан танкера, «осевший» после отставки в местечке Флом, куда мы и направлялись. А единственный член команды – его жена, которая помогала отчаливать-причаливать и к тому же лихо пекла свежие блинчики, похожие на мягкие вафли. Подавались со сливками и свежей клубникой.
По дороге нам предстояло не только вертеть головой, ахая и восторгаясь открывающимся «живыми картинами», но кормежка чаек. Наш гид заранее взял в ресторане целый мешок остатков хлеба и, оказывается, если не бросать его в воду, то птицы на лету берут прямо из рук.
А по сторонам проплывали поистине феерические пейзажи, с почти отвесных скал низвергались многочисленные водопады, а в неподвижной воде отражались горы, достигавшие высоты 1500м, с такой четкостью, что несколько раз сердце замирало от ужаса – казалось, что смотришь вниз в пропасть.
Несколько впереди нас шел океанский лайнер, как оказалось позже – греческий. Ему тут хватало и глубины и ширины, хотя по пути прошли самое узкое место (250м) этого фьерда. Видели самое маленькое почтовое отделение. В этом «населенном пункте» проживает 2 человека – муж 92-х лет-почтальон и его жена 88-ми лет – получатель почты. Через некоторое время, задрав головы, рассматривали, примостившийся на отвесных скалах дом, хозяин которого каждое утропривязывает детей веревками, чтобы они не попадали вниз. На воде у него маленький катерок – единственная связь с миром, а от дома спущена вниз веревочная лестница. Проплывали мимо поселка, жители которого занимаются производством козьего сыра. Его производят всего в двух местах в Норвегии, вот одно из них мы и увидели.
Еще один фактик: жилье в Норвегии можно строить не ближе, чем 150м от соседнего и на земле, не подлежащей хозяйскому использованию. Вообще, норвежцы считают прогулку удачной, если не встретили за это время ни одного человека. Во Фломе нас ждал наш автобус, и добравшись до гостиницы, мы полные впечатлений просто попадали в кровати.
Берген – первая столица Норвегии:
Следующий день предстоял не менее интересный, так как мы направлялись в первую столицу Норвегии – город Берген. По дороге останавливались возле каскадного водопада «Твиндефоссен».
Сколько не смотри на эти водопады, насмотреться невозможно – настолько они все разные. В Бергене водитель долго не мог выбрать место для стоянки, так как там где обычно останавливаются автобусы, возле концертного зала, была просто стояче-сидяче-лежащая масса молодых людей. Оказывается, они ждали приезда группы «Kiss», концерт которой ожидался в этот день. Первое впечатление от Бергена – это город, погруженный в цветущие рододендроны, причем всех цветов и оттенков.
Наш гид настраивал нас на постоянный дождь, т.к. по статистике в этом городе 260 дней в году идет дождь. Но с погодой нам все время везло и Берген тоже сделал для нас исключение – светило солнце и было +26. Это город-порт и он раскинулся по сторонам огромной бухты.
Тут жил великий скрипач Оле Буль, по оригинальному памятнику которого лазают дети. Это родной город великого Эдварда Грига, музыка которого сопровождала нас во время всей поездки и была так созвучна величественной природе Норвегии.
Незабываемы узкие деревянные кварталы древнего города с деревянными же мостовыми (охраняется ЮНЕСКО) и знаменитый рыбный рынок, где глаза разбегаются от обилия всякой, морского происхождения, всячины. В свободное время многие решили подняться на фуникулере на самую высокую точку – смотровую площадку, откуда открывается незабываемый вид на город, море и горы.
Вернувшись в гостиницу, устроили торжественный ужин по случаю последнего вечера в Норвегии, так как утром нас ждала дорога в Данию.