Современное поколение наших сограждан знает о событиях на Балканах и в Закавказье в годы русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов по увлекательным фильмам «Турецкий гамбит» и «Баязет». Но есть у той далекой войны и еще одна интересная особенность. Мост из прошлого позволяет, не только «вернуться» на поля сражений под Плевной, на легендарную Шипку, которая стала символом мужества русских и болгарских воинов, но и увидеть тесную взаимосвязь этих событий с малороссийской глубинкой XIX столетия. Имя этой особенности – Круподеринцы, небольшое украинское село Винницкого Надросья, «духовная ставка», как называл ее император России Александр II.
А человек, о котором я хочу расскать и для которого село Круподеринцы стало второй родиной и землей вечного упокоения, называл его «моим милым украинским раем». Этим человеком был выдающийся дипломат своего времени, прекрасный хозяйственник и успешный государственный деятель, национальный герой Болгарии, патриот России и почитатель традиций милой его сердцу Украины граф, генерал от инфантерии, генерал-адъютант свиты Его Императорского Величества Николай Павлович Игнатьев.
Игнатьев за свою политическую деятельность успел подписать целую пачку стратегических для Российского государства договоров, включая Пекинский договор, в результате которого территория современного Приморского края присоединилась к России, и проект мирного договора, который завершал Российско - Турецкую Войну 1877 года, в соответствии с которым Сербия, Черногория и Румыния получали независимость и создавалось новое государство Болгария.
Николай Павлович Игнатьев не сторонний человек для Украины. Он - потомок древнего черниговского боярского рода семьи Федора Бяконта, чей внук Игнатий Бяконт и основал род Игнатьевых. Поэтому вполне закономерным представляется и то, что он навсегда и остался в милой его сердцу Украине. Сегодня в Украине далеко не многим известно о том, что у истоков развития сахарной промышленности, особенно на Подолье (Винницкая и южная часть Житомирской областей) стоял Николай Павлович Игнатьев. Именно он строил в этих местах заводы по производству сахара, которые, например, в городе Погребище и в селе Скоморошки, работают до сих пор.
[700x525] Скоморошки. Винницкая область. Cахарный завод.
Отправная точка на Круподеринцы - железнодорожная станция Ржевусская, на которую мы приедем поездом Казатин - Жашков. Сразу за станцией до Круподеринцев тянется разбитая асфальтовая дорога, которая дальше, за поворотом, превращается в брусчатку.
И вот мы, как в машине времени, погружаемся в историю XIX века.
Великолепие церкви Рождества Пресвятой Богородицы покоряет. В этом чуде Надросья можно увидеть и храм Александра Невского в Софии, и копию Владимирского собора. А также еще раз можно прикоснуться к творческому наследию архитектора Померанцева и художника Врубеля, создавших этот шедевр.
Еще одним местом поклонения стал единственный в Украине памятник русским морякам, погибшим в Цусимском сражении в годы русско-японской войны.
Неслучайно висят на стене храма стенды с фотографиями членов экипажей российских кораблей, погибших в «цусимской мясорубке». Этот памятник установлен возле храма не только в честь всех погибших. Там, в далеком от Круподеринцах Японском море, погиб младший сын Николая Павловича Владимир (в семье его звали Димка) и родной племянник Алексей Зуров, ставший одним из главных героев знаменитой «Цусимы» Алексея Силыча Новикова-Прибоя.
«Водою крещеный, морем взятый» - написано на памятнике.
А украинские девчата, со словами «какой молодой, какой красивый» приносят сюда красные гвоздики…
А наш путь лежит дальше, к усадьбе графа Игнатьева. К дому тянется незаметная, заросшая деревьями и кустами грунтовая дорога.
В 1882 году Николай Игнатьев идет в отставку и последние годы своей жизни проводит в этом доме. Сейчас здесь располагается сельская школа.
Но наиболее фундаментальное Круподеринское сооружение - это мельница. Мельница построена в 1896 году на берегу речки Рось и наверняка не без участия графа Игнатьева.
Сначала механизмы мельницы приводились в движение полноводной речкой Рось, а позже, в советские времена, электродвигателями.
При входе в мельницу красуется табличка с еле заметной надписью - Мельница питель. Питель - система механизмов, которая позволяла получать муку высокого качества.
В советские времена в Круподеринцах, началось строительство гидроэлектростанции. Но позже что-то не сложилось и строительство ГЭС пришлось отменить. Все что осталось от этой грандиозной задумки - дамба на речке Рось.
Летом на дамбе недостроенной ГЭС собираются все 47 учеников Круподеринской школы. Село небольшое и расположено немного на обочине от автомобильных магистралей. Сюда редко кто заезжает, так что появление туристов - здесь всегда событие.
И очень хочется верить, что это небольшое село с такой богатой историей займёт достойное место на карте туристических маршрутов нашей прекрасной страны Украины. Ведь нам есть чем гордиться!