Уильям Шекспир
[201x300]
Из-за скудности биографических сведений об Уильяме Шекспире возникло множество версий о действительном авторе его произведений Ф. Бэкона, графов Ретленда, Оксфорда, драматурга К. Марло и др. Однако внимательное изучение культурной жизни эпохи и творчества Шекспира выявляют научную несостоятельность этих версий. Поэтическую известность Шекспиру принесли поэмы «Венера и Адонис» (1593) и «Лукреция» (1594), развивавшие традиции философской лирики Возрождения. Между 1592 и 1600 годами им созданы (опубликованы в 1609 году) 154 сонета. Сюжетная канва этих лирических стихотворений - отношения лирического героя с другом (1-126) и возлюбленной (127-152) - видимо, автобиографична. Темы и мотивы типичны для поэзии Ренессанса, однако более сложное восприятие жизни в «Сонетах» отличает эти произведения и обещает драматургию Шекспира.
Шекспировский канон включает 37 пьес; 18 появились при жизни Шекспира, 36 были напечатаны в первом собрании сочинений Шекспира (1623, в это издание не вошёл «Перикл»). Попытки установить хронологию творчества Шекспира велись со 2-й половины 18 века.
Творчество Уильяма Шекспира отражает все важнейшие направления мысли эпохи Возрождения. Это и эстетические идеи: в произведениях Шекспира синтезированы традиции и мотивы популярных романтических жанров, поэзии и прозы эпохи Ренессанса, фольклора, гуманистической и народной драмы. Идеологические идеи также нашли отражение в его произведениях: Шекспир демонстрирует весь идейный комплекс времени, куда входят и традиционные представления о миропорядке, и взгляды защитников феодально-патриархального уклада и политической централизации, и мотивы христианской этики, и ренессансные неоплатонизм и стоицизм, и идеи сенсуализма и макиавеллизма и пр. Эта полифоничность в сочетании с всесторонним охватом жизненных явлений и характеров обусловила жизненную полноту творений Шекспира. Однако на разных этапах творческого пути Шекспира действительность в его произведениях представала разными сторонами и под разными углами. Гуманизма всегда оставался основой пьес Шекспира.
Знатоки выделяют в творчестве Уильяма Шекспира четыре периода.
Первый период с 1590 по 1594 годы. В это время были написаны ранние хроники: «Генрих VI», (вторая часть появилась в 1590 г., третья была написана в 1591 г. и только в 1592 г. Уильям приступил к работе над первой частью этой хроники); «Ричард III» (1593). В этот же период написаны ранние комедии: «Комедия ошибок» (1592), «Укрощение строптивой» (1593) и ранняя трагедия: «Тит Андроник» (1594).
Второй период его творчества длился с 1595 по 1600 год. В это время появились хроники, близкие к трагедии: «Ричард II» (1595); «Король Джон» (1596). Романтические комедии: «Два веронца» (1594); «Бесплодные усилия любви» (1594); «Сон в летнюю ночь» (1596); «Венецианский купец» (1596). В этот же период написана и первая зрелая трагедия: «Ромео и Джульетта» (1595). Кроме того, Шекспир создал и хроники, близкие к комедии: «Генрих IV», (первую часть драматург написал в 1597 г., а вторую - в 1598); «Генрих V» (1598). К этому же периоду исследователи относят и вершинные создания Шекспира-комедиографа: «Много шума из ничего» (1598); «Виндзорские проказницы» (1598); «Как вам это понравится» (1599); «Двенадцатая ночь» (1600).
В третий период, который длился с 1600 по 1608 год, были созданы трагедии, обозначившие перелом в творчестве Шекспира: «Юлий Цезарь» (1599); «Гамлет» (1601). «Мрачные комедии» или «проблемные пьесы»: «Троил и Крессида» (1602); «Конец - делу венец» (1603); «Мера за меру» (1604) тоже написаны в третий период. И наконец, создание вершина трагизма в творчестве Шекспира: «Отелло» (1604); «Король Лир» (1605); «Макбет» (1606) и античные трагедии: «Антоний и Клеопатра» (1607); «Кориолан» (1607); «Тимон Афинский» (1608) завершили период.
Четвёртый период с 1609 по 1613 годы оказался последним. Были созданы романтические трагикомедии: «Перикл» (1609); «Цимбелин» (1610); «Зимняя сказка» (1611); «Буря» (1612), а также поздняя хроника: «Генрих VIII» (1613).
Личности о Шекспире:
«До чего изумителен Шекспир! Не могу прийти в себя. Как мелок по сравнению с ним Байрон-трагик!
У меня кружится голова после чтения Шекспира. Я как будто смотрю в бездну».
А.С. Пушкин
«Для нас Шекспир не одно только громкое, яркое имя, которому поклоняются лишь изредка и издали;
он сделался нашим достоянием, он вошел в нашу плоть и кровь».
И.С. Тургенев
«Шекспир - самый известный из всех, никогда не существовавших людей».
Марк Твен
«Первая же страница Шекспира, которую я прочитал, покорила меня на всю жизнь, а одолев первую его вещь,
я стоял как слепорожденный, которому чудотворная рука вдруг даровала зрение!»
Иоганн Гете