Веселые и грустные истории об опере и ее исполнителях
Дуэт живого c мертвым
Ария Лионеля из оперы Фридриха фон Флотова «Марта, или Ричмондская ярмарка». Исполняют Энрико Карузо и Луиза Тетраццини. 1932 год
«Королева стаккато» , колоратурное сопрано Луиза Тетраццини слушает своего давнего партнера по сцене Энрико Карузо — в записи, на новом радиограммофоне RCA Victor Radiogram. Ей здесь около 60 лет, она давно не выступает в театре. Тетраццини подпевает Карузо — и легко берет вместе со старым товарищем верхние ноты. Сам Карузо в этот момент уже 11 лет как мертв. «Мы пели эту музыку вместе много-много лет назад», — говорит пожилая дива звукоинженеру, смеется и посылает Карузо воздушный поцелуй в вечность — в граммофон.
Оперу Фридриха фон Флотова «Марта, или Ричмондская ярмарка» в наши дни ставят редко. Единственный «выживший» фрагмент из «Марты» — ария Лионеля; ее продолжают исполнять в концертах тенора, не в последнюю очередь благодаря этой записи Карузо.
Нечеловеческий голос
В XIX веке Аделина Патти была одной из самых любимых и высокооплачиваемых солисток итальянской оперы. Как гласит легенда, услышав собственные записи на фонографе Эдисона, она сказала звукоинженеру:«Теперь я поняла, почему меня нарекли „божественной“».
Джузеппе Верди называл ее величайшей певицей в истории, восторги публики в отношении Патти пародировал Мусоргский в своей сатирической вокальной сюите «Раек». Чайковский писал о ней:
«…Кто слышал г-жу Патти, как я, в субботу, 6 ноября, в „Севильском цирюльнике“, тот не пожалеет, что это наслаждение обошлось дорого. Пение ее в этой опере показалось мне изумительным. В чарующей красоте ее голоса, в соловьиной чистоте ее трелей, в баснословной легкости ее колоратуры есть что-то нечеловеческое. Да, именно нечеловеческое».
Ария «Ah! non credea mirarti» («Ах, как поблек ты скоро») из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула». Исполняет Аделина Патти. 1906 год
«Ah! non credea mirarti» — ария Амины, юной мельничихи, которая страдает сомнамбулизмом. Из-за своего недуга она попадает в двусмысленную ситуацию: ее застают в гостинице в комнате проезжего аристократа, куда она забрела во сне. Репутация и помолвка Амины разрушены; жених уходит к другой. Ария «Ah! non credea…» звучит в заключительной сцене оперы и предвосхищает счастливую развязку интриги: Амина, опять же, в сомнамбулическом состоянии, появляется перед селянами и бывшим женихом, поет о своей тоске и любви к суженому. Недоразумение объясняется; Амина оправдана — и в момент всеобщего прозрения просыпается. Ее брак и счастье вновь налажены — опера завершается виртуозными вариациями главной героини «Ah, non giunge».
Здесь ту же арию Амины поет юная Изабель Рей на мастер-классе Монсеррат Кабалье. Она так здорово это делает, что примадонна поражена. Вместо советов начинающей певице она просто обнимает ее. «Сегодня выступали многие хорошие певцы. Но то, что делаешь ты, преисполнено истинной красотой. Ты превосходная», — говорит Монсеррат, явно сдерживая слезы.
Идеальный Герман
Опера Чайковского «Пиковая дама» не переставала звучать с момента премьеры в Мариинском театре в 1890 году.
Ариозо Германа «Прости, небесное созданье» из оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама». Исполняет Николай Фигнер. 1901 год
В звукозаписи сохранились голоса первых исполнителей главных партий этой оперы — Медеи Мей-Фигнер (Лиза) и Николая Фигнера (Герман). Именно Николая Фигнера, солиста Его Императорского Величества, Чайковский считал идеальным исполнителем партии Германа и посвятил ему оперу.В СССР музыка Чайковского стала экспортным товаром. Оркестры привозили на гастроли за железный занавес в основном симфонии Чайковского, приемы в честь иностранных гостей завершались дежурным «Лебединым озером» в Большом театре.
Под музыку Чайковского провожали в последний путь советских вождей в Колонном зале Дома союзов. Конкурс имени Чайковского был одним из полей сражений холодной войны: наши скрипачи и пианисты во что бы то ни стало должны были переиграть западных в концертах Петра Ильича. «Чайковский — это Ленин в музыке», — шутили в Московской дважды ордена Ленина консерватории имени Чайковского. Перед консерваторией ему поставили бронзовый памятник: Петр Ильич навеки застыл в нелепой позе «вдохновения напоказ».
Ленский — немец
Фриц Вундерлих — один из самых замечательных певцов послевоенного поколения. Его жизнь прервалась в 35 лет из-за нелепой случайности: он плохо завязал шнурки и споткнулся на лестнице. Несмотря на раннюю гибель, дискография и репертуар Вундерлиха были весьма обширны: оперы, оперетты, духовные оратории, выступления в камерном жанре — его вокальное мастерство универсально.Здесь, возможно, лучшая запись оперы Чайковского «Евгений Онегин», доступная на видео: постановка Баварской оперы 1962 года с Вундерлихом в роли Ленского.
Ария Ленского «Куда, куда вы удалились…» («Wohin, wohin bist du entschwunden…») из оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин». Исполняет Фриц Вундерлих. 1962 год
Задуманная Пушкиным как пародия, графоманская эпитафия Ленского самому себе в опере Чайковского становится трагической кульминацией всей оперы. Чайковский переворачивает пушкинский текст — лишает его фирменной иронии, авторского отстранения. Нелепый Ленский всерьез превращается в лирического героя, основного выразителя в опере лейтмотива всего творчества Петра Ильича — невозможности личного счастья.
Ария долгожителя
Ария Гремина из оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин». Исполняет Марк Рейзен. 1985 год
Главное достоинство профессионального вокалиста — вовремя завершить карьеру. «Спевшиеся» артисты становятся посмешищем, но продолжают выходить на сцену, не в силах отказаться от нее, как от наркотика.
Существуют и прекрасные примеры вокального долголетия.
Оно зависит от правильного выбора репертуара — насколько та или иная музыка ложится на голос, как характеры персонажей приходятся к темпераменту артиста.
Чрезвычайно важна и правильная постановка вокального аппарата — в этом, собственно, и содержался секрет итальянских мастеров пения: как верно дышать, как управлять дыханием и свободно направлять воздушный столб в резонаторы тела. Бас Марк Осипович Рейзен на протяжении полувека был ведущим солистом Большого театра. В честь 90-летия Рейзена в Большом был дан «Евгений Онегин» Чайковского, в котором певец вышел на сцену в роли Гремина. Рейзен не только справился со своей партией, но и дал высокий пример актерского и вокального мастерства. Его рекорд был занесен в Книгу Гиннесса. В этом видео Марк Рейзен выходит на сцену Большого театра в спектакле, данном в честь его 90-летия, — и поет гениально.