• Авторизация


Оперные истории 26-10-2017 08:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения liudmila_leto Оригинальное сообщение

Веселые и грустные истории об опере и ее исполнителях






Дуэт живого c мертвым





Ария Лионеля из оперы Фридриха фон Флотова «Марта, или Ричмондская ярмарка». Исполняют Энрико Карузо и Луиза Тетраццини. 1932 год
«Королева стаккато» , колоратурное сопрано Луиза Тетраццини слушает свое­го давнего партнера по сцене Энрико Карузо — в записи, на новом радио­граммофоне RCA Victor Radiogram. Ей здесь около 60 лет, она давно не высту­пает в театре. Тетраццини подпевает Ка­рузо — и легко берет вместе со старым товарищем верхние ноты. Сам Карузо в этот момент уже 11 лет как мертв. «Мы пели эту музыку вместе много-много лет назад», — говорит пожи­лая дива звукоинженеру, смеется и посылает Кару­зо воздушный поцелуй в веч­ность — в граммофон.

Оперу Фрид­риха фон Фло­това «Марта, или Ричмондская ярмарка» в наши дни ставят редко. Единствен­ный «выживший» фрагмент из «Марты» — ария Лионеля; ее продолжают испол­нять в концертах тенора, не в последнюю очередь благо­даря этой записи Карузо.






Нечеловеческий голос


В XIX веке Аделина Патти была одной из самых любимых и высокоопла­чивае­мых солисток итальянской оперы. Как гласит легенда, услышав собственные записи на фонографе Эдисона, она сказала звукоинженеру:«Теперь я поняла, почему меня нарекли „божественной“».
Джузеппе Верди называл ее вели­чай­шей певицей в истории, восторги публики в отношении Патти пародиро­вал Мусоргский в своей сатирической вокальной сюите «Раек». Чайковский писал о ней:
«…Кто слышал г-жу Патти, как я, в субботу, 6 ноября, в „Севиль­ском цирюльнике“, тот не пожалеет, что это наслаждение обошлось дорого. Пение ее в этой опере показалось мне изумительным. В чарующей кра­соте ее голоса, в соловьиной чистоте ее трелей, в баснословной легкости ее колора­туры есть что-то нечеловеческое. Да, именно нечеловеческое».



Ария «Ah! non credea mirarti» («Ах, как поблек ты скоро») из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула». Исполняет Аделина Патти. 1906 год

«Ah! non credea mirarti» — ария Амины, юной мельничихи, которая страдает сомнамбулизмом. Из-за своего недуга она попадает в двусмысленную ситуа­цию: ее застают в гостинице в комнате проезжего аристократа, куда она забре­ла во сне. Репутация и помолвка Амины разрушены; жених уходит к другой. Ария «Ah! non credea…» звучит в заключительной сцене оперы и предвосхищает счастливую развязку интриги: Амина, опять же, в сомнамбулическом состоя­нии, появляется перед селянами и бывшим женихом, поет о своей тоске и люб­ви к суженому. Недоразумение объясняется; Амина оправдана — и в момент всеобщего прозрения просыпается. Ее брак и счастье вновь налажены — опера завершается виртуозными вариациями главной героини «Ah, non giunge».
Здесь ту же арию Амины поет юная Изабель Рей на мастер-классе Монсеррат Кабалье. Она так здорово это делает, что примадонна поражена. Вместо сове­тов начинающей певице она просто обнимает ее. «Сегодня высту­пали многие хорошие певцы. Но то, что делаешь ты, преисполнено истинной кра­сотой. Ты превосходная», — говорит Монсеррат, явно сдерживая слезы.






Идеальный Герман


Опера Чайковского «Пиковая дама» не переставала звучать с момента премье­ры в Мариинском театре в 1890 году.



Ариозо Германа «Прости, небесное созданье» из оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама». Исполняет Николай Фигнер. 1901 год
В звукозаписи сохранились голоса первых исполнителей главных партий этой оперы — Медеи Мей-Фигнер (Лиза) и Ни­ко­­лая Фигнера (Герман). Именно Николая Фигнера, солиста Его Император­ского Величества, Чайковский считал идеальным исполнителем партии Герма­на и посвятил ему оперу.В СССР музыка Чайковского стала экспортным товаром. Оркестры привозили на гастроли за железный занавес в основном симфонии Чайковского, приемы в честь иностранных гостей завершались дежурным «Лебединым озером» в Боль­шом театре.
Под музыку Чайковского провожали в последний путь совет­ских вождей в Колонном зале Дома союзов. Конкурс имени Чайковского был одним из полей сражений холодной войны: наши скрипачи и пианисты во что бы то ни стало должны были переиграть западных в концертах Петра Ильича. «Чайковский — это Ленин в музыке», — шутили в Московской дважды ордена Ленина консерватории имени Чайковского. Перед консерваторией ему поставили бронзовый памятник: Петр Ильич навеки застыл в нелепой позе «вдохновения напоказ».






Ленский — немец


Фриц Вундерлих — один из самых замечательных певцов послевоенного поко­ления. Его жизнь прервалась в 35 лет из-за нелепой случайности: он плохо за­вязал шнурки и споткнулся на лестнице. Несмотря на раннюю гибель, диско­графия и репертуар Вундерлиха были весьма обширны: оперы, оперетты, ду­ховные оратории, выступления в камерном жанре — его вокальное мастер­ство универсально.Здесь, возможно, лучшая запись оперы Чайковского «Ев­гений Онегин», доступная на видео: постановка Баварской оперы 1962 года с Вундер­лихом в роли Ленского.



Ария Ленского «Куда, куда вы удалились…» («Wohin, wohin bist du entschwunden…») из оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин». Исполняет Фриц Вундерлих. 1962 год
Задуманная Пушкиным как пародия, графо­ман­ская эпитафия Ленского самому себе в опере Чайковского становится трагической кульминацией всей оперы. Чайковский переворачивает пуш­кинский текст — лишает его фирменной иронии, авторского отстранения. Нелепый Ленский всерьез превращается в лирического героя, основного вы­разителя в опере лейт­мотива всего творчества Петра Ильича — невозможности личного счастья.






Ария долгожителя





Ария Гремина из оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин». Исполняет Марк Рейзен. 1985 год
Главное достоинство профессионального вокалиста — вовремя завершить карьеру. «Спевшиеся» артисты становятся посмешищем, но продолжают вы­ходить на сцену, не в силах отказаться от нее, как от наркотика.
Существуют и прекрасные примеры вокального долголетия.
Оно зависит от правильного выбора репертуара — насколько та или иная музыка ложится на голос, как характеры персонажей приходятся к темпераменту артиста.
Чрезвычайно важна и правильная постановка вокального аппарата — в этом, собственно, и содержался секрет итальянских мастеров пения: как верно дышать, как управлять дыханием и свободно направлять воздушный столб в резонаторы тела. Бас Марк Осипович Рейзен на протяжении полувека был ведущим со­листом Большого театра. В честь 90-летия Рейзена в Большом был дан «Евге­ний Онегин» Чайковского, в котором певец вышел на сцену в роли Гремина. Рейзен не только справился со своей партией, но и дал высокий пример актер­ского и вокального мастерства. Его рекорд был занесен в Книгу Гиннесса. В этом видео Марк Рейзен выходит на сцену Большого театра в спектакле, данном в честь его 90-летия, — и поет гениально.






продолжение следует...

http://arzamas.academy/micro/aria
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Оперные истории | Елена_Пругло - Дневник Елена Пругло | Лента друзей Елена_Пругло / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»