• Авторизация


Информация как форма развития СоЗнания человека. Часть 1 30-06-2013 01:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1372541808_images1150x150 (150x150, 7Kb)          Источник

Информация есть энергия, это суть (способ, метод) существования энергии. Человечество живет в океане энергии и информации, самосовершенствуясь, с каждым годом расширяя спектр своего энерго-информационного взаимодействия. Информация, как и какая-либо энергия, может быть ориентирована как на разрушение, так и на созидание. Как информация воздействует на обновление СоЗнания человека?

 Информация в переводе с латинского означает разъяснение, изложение; некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний. Научное понятие, отвлекаясь от сущности передаваемых сведений, берет во внимание, в основном, количественный аспект. Понятие информации определяется как величина обратно пропорциональная степени вероятности того события, о котором идет речь в сообщении. Чем более вероятно событие, тем меньше информации несет сообщение о его наступлении и наоборот. Попытки количественно оценить информацию предпринимались неоднократно. Так, Р. Хартли заложил основы теории информации, определив меру количества информации для некоторых задач. Эти вопросы достаточно убедительно были разработаны и обобщены американским инженером Клодом Шенноном в 1948 г. Согласно теории Шеннона, которая довольно быстро распространилась и оказала сильное влияние на самые различные области Знания, к информации был применен такой же подход как и к определению понятия энтропии, а именно: информацию можно характеризовать как меру упорядоченности различных систем, т.е. информация — это отрицательная энтропия.

С информацией связывают такие понятия как вероятностьнеопределенность, т.е. здесь предполагается уже процесс выбора: информация есть там, где имеется различие хотя бы между двумя элементами. С точки зрения акад. В.М. Глушкова информацию можно характеризовать как меру неоднородности, являющуюся причиной существующего в природе разнообразия, т.е. неоднородность в распределении энергии в Пространстве и во времени. В данном случае понятие информации определяется уже на уровне таких изначальных понятий философии как материя и энергия.

Какова же роль информации в развитии цивилизации, в развитии человеческого СоЗнания? Эволюция человечества сопровождалась определенными этапами, характеризующимися несколькими информационными взрывами. Речь идет о возникновении речи, письменности и книгопечатания. Подготовленные дефицитом информации на предыдущих ступенях развития эти три периода привели к зарождению качественно новых форм человеческого общества. Возникновение языка ассоциируется с зарождением человечества как такового, возникновение письменности — с истоками цивилизации, а развитие печатного дела — с началом современной цивилизации, с более высоким уровнем СоЗнания человека. Такой подход дает возможность проследить причинно-следственную связь между эволюционными изменениями в информационной сфере и общим развитием и обновлением человечества. Недостаток информации — это не просто сдерживающий фактор на пути развития цивилизации. Информация, проявляющаяся через законы, этику, философию, религию, литературу, искусство, т.е. через мышление, является основой развития цивилизованного общества.

Если язык отличает человека от высшей формы животного мира — млекопитающих, а письменность способствовала выходу человека на другой уровень развития, сформировав колыбель цивилизации в Египте, Месопотамии, долине реки Инд и Китае, то печатное дело связано с такими решающими для современной цивилизации событиями позднего Возрождения, как революция Коперника, открытие Нового Света и научно-техническая революция. В основе этих этапов лежала возможность публикации и широкого распространения Библии, трудов Коперника, книг по географии, истории и другим наукам. Печатный станок одновременно удовлетворял потребность творческих людей в информации, способствовал относительно быстрому доведению своих идей до тысяч современников.

Эволюцию человечества, в результате которого шло последовательное накопление энергии – информации, выраженной через жизненную ценность и одновременно рост СоЗнания человека, можно разделить на несколько периодов:

1) рабовладельческий и феодальный: ценность — «капитал-земля»;

2) ранний капиталистический и развитой капитализм: ценность – «индустрия, деньги»;

3) постиндустриальный период (50-60 годов) до 2000 г.: ценность – «информация» (идеи, базирующиеся на традиционном мировоззрении);

4) ХХI век: ценность – «энерго-информация» (идеи, базирующиеся на новом энерго-информационном мировоззрении)  — идеи космические, Божественные.

Важным моментом в процессе развития цивилизованного общества выступает такой фактор, как объем информации, который может удержать мозг, т.е. память человека. Труднее всего это выполнять на предъязыковом уровне, когда индивид, не имея средств общения, ограничен объемом памяти. Например, древний египтянин мог удержать в своей памяти объем информации, равный одному — двум порядкам таких произведений как «Илиада». В первом периоде каждый человек располагает уже информацией своего селения, клана, племени, т.е. в 50-1000 раз больше. Во втором периоде следует добавить информацию, зафиксированную в рукописях, манускриптах, к примеру, объем Александрийской библиотеки. В третьем периоде человечество имеет в своем распоряжении уже сотни библиотек. Общий объем информации существенно превышает индивидуальные способности к усвоению, даже если ограничиваться публикациями всего за один день. И наконец, четвертый уровень характеризуется разным возрастанием темпов производства информации, что сопряжено не только с совершенствованием издательского дела, но и с созданием новых средств фиксирования информации.

Так, в настоящее время существуют такие системы, которые за один час могут предоставить объем информации, равный объему самой крупной библиотеки мира. Но ведь уже на третьем уровне общее количество информации существенно превысило индивидуальные способности к усвоению. Теперь человеку помогают компьютеры, которые могут повысить его способности находить, анализировать и применять огромное количество информации. Характерными признаками компьютерного уровня является скорость получения любой информации по телефону, «электронной почте» и т.д. избирательно, в считанные минуты из той, что накоплена человечеством. Кроме того, переход к безбумажной информации необходим на каком-то этапе еще и потому, чтобы не переводить все леса на бумагу.

Вступление человечества в век информатики означало, что большая часть населения по данным современных ученых будет работать в сфере производства информации и информационных услуг. Сегодня это мы имеем в качестве подтверждения. С развитием цивилизации меняется и само понятие «информация», выходя за свои пределы, расширяя свои границы — информационная система, информационная культура, информационный образ жизни, энерго-информационные технологии.

Теория информации переросла рамки поставленных перед ней задач. Ее начали применять к более широкому кругу явлений. Увеличение количества информации стали связывать с повышением сложности системы, с ее прогрессивным развитием и обновлением. Так, по данным некоторых исследователей при переходе от атомарного уровня к молекулярному количество информации увеличивается в 1000 раз. Информация на современном этапе становится все более емким понятием. 

Значительное место в информации на современном этапе занимает информационная система — «Internet». Internet — это гигантская глобальная компьютерная сеть, объединяющая тысячи локальных сетей и отдельных пользователей по всему миру с обширными банками всевозможной информации в различных областях человеческих знаний. Особенность современных информационных систем в том, что они почти не требуют участия человека. Однако, никакие самые совершенные информационно-логические программы не могут заменить творческого потенциала человека его логической деятельности.  Причина состоит в том, что нет универсального алгоритма открытия и формирования новых программ. Ставка на совершенствование систем — явное преувеличение роли фактора машинного и недооценка самосовершенствования человека, обновления его СоЗнания, человеческого интеллекта, продукта деятельности мозга в решении творческих задач. Кроме того, массовая компьютеризация приводит к изменению мышления человека и в психологическом плане уже наблюдается ослабление у человека связи с внешним миром. Информационный образ жизни общества в настоящее время стал объектом изучения философов, социологов, психологов и других специалистов. Нынешний период в плане информационного потока намного стал сильнее и стремительнее предыдущих. Информация становится все более актуальным явлением, информационное обслуживание не только дополняет, но и во все большей мере заменяет материальный сервис. Знания в век информации становятся его основой.

Новый период, наступивший в третьем тысячелетии, требует нового подхода к вопросам информации. Решить их за счет изменения только средств информации, даже самых совершенных, невозможно. Очевидно, на современном этапе необходимо включение иных факторов, а именно: самосовершенствования и обновления качеств СоЗнания, мобилизации внутренних резервов человека – Творческого начала. Осуществить это возможно изменяя Миро-Воззрение, используя психические факторы на базе Знаний, основанных на более глубоком осознании места человека на Земле и его предназначении в Космическом Божественном Пространстве. Человек здесь выходит за пределы существующих представлений и видится многими учеными как существо космического плана. А.Л. Чижевский еще в начале ХХ века обнаружил, что биологические и психические стороны земной жизни связаны с физическими явлениями Космоса, каждая живая клетка реагирует на ту космическую информацию, которой пронизывает ее «большой Космос». А понятие ноосфера, с которым непрерывно связано имя великого ученого В.И. Вернадского объяснило не только взаимосвязь человека со всей Вселенной, но и показало, что он — человек — является неразрывной частью этой сферы. Человек проник в процессе эволюции во все стихии: землю, воду, воздух, а сейчас как мы знаем, способен жить в околоземном, Космическом пространстве. Пространство это не является пустотным, а наполнено энергетической субстанцией. Так, харьковские ученые под руководством профессора Н.Д. Колпакова не только установили наличие энергетических волн в Пространстве, но и смогли зарегистрировать их с помощью приборов. Информацию в Пространстве такие волны или энерго-информационные носители передают мгновенно, причем природа волн, исходящих от звезд и от человека одна и та же. Таким образом, мы подошли вплотную к тому, что человек волен и способен получать иную информацию – Космическую, Божественную.

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Информация как форма развития СоЗнания человека. Часть 1 | Мастер_мыла - Дневник Мастер мыла | Лента друзей Мастер_мыла / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»