В незапамятные времена, гласит легенда, на вершину горы Алу - Алу, что на острове Ява, спустился в послеполуденный час Батар Гуру, дабы отвлечься от небесных дел праведных. И увидел, что земля погрузилась в тишину и сумрак, ибо нет радости ее жителям без ярких небесных красок.
И решил Батар Гуру подарить людям искусство, радующее глаз и освежающее душу. Простер он руку - и раскинулись на полях свитки изысканнейших тканей, простер другую - и сонмы диких пчел устремились к нему, неся покорно воск свой из глубин лесных. Растопил Батар Гуру молнией тот воск и разбрызгал его по белоснежной ткани щедрыми каплями, и ударил он в барабан, и пустился в пляс по шелкам, оставляя причудливый рисунок следов своих. Небеса отверзлись, и хлынули краски -голубая, как небо, зеленая, как листва, рыжая, как сияющий огонь посреди океана. А спустившись в следующий раз с небес на гору, увидел Батар Гуру, как процветает на земле это искусство, которое люди назвали "батик", что в переводе с яванского означает - "рисование горячим воском".
[показать]Художник Ирина Балева предана батику почти фанатично. Родилась Ирина в Эстонии в Кохтла-Ярве, в семье, где оба родителя были учителями школы.
"Моя мама преподавала литературу, а отец химию. Училась в художественном училище им. Серова в Санкт - Петербурге и закончил его с дипломом Дизайнера Интерьера. Работала дизайнером для государственных Предприятий и выполняла договорные работы для разных издательств и газет. С 1993 по 1999 гг. преподавала искусство в специализированных Художественных Школах. Батик вошел в мою жизнь, в 2000 году. Его природа и техника живописи, очень близки к моей личности и Духу. БАТИК - это “удивительно творческая среда” и для меня это всегда эксперимент или поездка с откровением в конце. Это мой способ жизни. Мои картины символичны. Они показывают размышления, мои мечты, переживания и эмоции с помощью цвета и образов изначальной природы. За деревьями и камнями, я вижу реальных людей со своими чувствами. "Человек и Природа " являются взаимозависимыми и я вижу в этом суть моего искусства."
Переехав жить в Таллинн, Ирина Балева вернулась к первоосновам искусства батика. В ее творчестве наступил хлопковый период: летучая основа стала более плотной, сродни холсту, что позволило создавать на ткани монументальные композиции, близкие к стенописи или фреске. Так, художница нашла свой пластический ход, свои ассоциативно-содержательные связи, знаки и символы. Глядя на них, невольно пытаешься выявить закономерности, открыть секреты, обозначить приемы, которые делают ее работы станковыми и декоративными, графичными и живописными, монументальными и лирическими, традиционными и личностными одновременно. Вновь и вновь убеждаешься: основными составляющими здесь остаются столь нематериальные предметы, как память, душа, труд и терпение.
[показать]
[показать]
[показать]
Вуаль и Я
Драпировка
Окно
Послесвечение
Рассвет. Истоки дня
Неожиданные повороты
Кружевная
Хранитель тайн
[показать]Созвучие
Есть у Ирины Балевой работы, как стихи, написанные на неведомом языке и преобразованные в цветовые видения. Художник словно приглашает в путешествие, чарующее и завораживающее.
На одной из работ Ирины - аллея с деревьями. Они склонились всеми своми длинными телами под невероятным углом к поверхности земли, образуя арку. Их ветки переплелись вверху, подобно мотку колючей проволоки. Приглядевшись, различаешь два силуэта - мужской и женский, продолжающих движение ветвей под небесами. К горизонту, стремясь слиться с ним, в перспективе стягиваются все линии, как бы повинуясь силе невидимого магнита. В глубине аллеи спокойное спелое золото неба - как образ заново рожденной планеты. Здесь природа больше, чем жива, она чувствует и слышит, она говорит и задает вопросы. Она способна входить в контакт с другими формами жизни и одновременно преображается, чудесным образом откликаясь на внимательный взгляд и нежность человеческой руки, давшей ей новую жизнь.
|
Музыка: Andrea Razzauti - Black Sand