Сергей Константинович Зарянко
Россия 1818−1870
Девятнадцатый век был по-настоящему золотым в искусстве России – не в последнюю очередь потому, что талантливых художников ценили и поддерживали - как в залах учебных заведений, так и в залах дворцов. История творчества Сергея Зарянко, умевшего оживить холст и обессмертить своего натурщика – тому подтверждение. Однако, если не принимать в расчет блестящую карьеру живописца, его судьбу невозможно назвать ни простой, ни счастливой.
Сергей Константинович Зарянко (белор. Сяргей Заранка; 24 сентября [6 октября] 1818, Ляды Могилёвской губернии — 20 декабря 1870 [1 января 1871], Москва, Российская империя) — русский портретист белорусского происхождения, академик и профессор Императорской Академии художеств, выдающийся портретист, мастер интерьерного жанра. Педагог, автор трудов по теории искусства и по методике преподавания.
Особенности творчества Сергея Зарянко: портреты мастера, талант которого в свое время заметил Венецианов, великолепно передают сходство с реальными людьми. Эти работы производили большое впечатление на современников и были востребованы заказчиками.
Живописец умело воспроизводил фактурные свойства материалов – бархата, кружева, атласа, муара, золотого шитья – весьма вдумчиво подходил к выбору аксессуаров.
С. К. Зарянко родился в селе Ляды Могилёвской губернии в семье крепостного крестьянина. Получив вольную, его отец вместе с семьей переехал в Санкт-Петербург, где поступил на службу ни много ни мало как к другу покойного императора – князю Голицыну.
Зарянко-младшего определили в недавно открывшуюся Третью гимназию, в которой учились дети разных сословий. Но в 1833 году мать Сергея скончалась, а отец уехал из столицы с новой женой. На попечении 15-летнего мальчика оказались братья и сестры, которых оставил отец. Гимназию пришлось бросить – Сергею приходилось искать способы содержать семью.

Князь А Голицын
Однако о живописи он не забывал – вовремя замеченный художником А.Г. Венециановым, которого всю жизнь потом боготворил, он устроился по его протекции вольноприходящим («посторонним») студентом Императорской Академии художеств. Отучившись, Зарянко получил звание «неклассного» художника, что приравнивалось к 14 классу Табели о рангах.
В 1834 году Зарянко в качестве вольнослушателя стал посещать Императорскую Академию художеств.

А. Венецианов

Императорская Академия художеств.
Одновременно он обучался у Алексея Гавриловича Венецианова. В 1838 году получил звание неклассного (свободного) художника, а в 1843 году «за искусство и познания в живописном перспективном художестве» ему было присвоено звание академика.
В 1850-м Сергей Зарянко стал профессором исторической и портретной живописи.
Зарянко также выступил как автор ряда трудов по теории искусства и по методике преподавания. Он обучал рисованию в различных учебных заведениях. В 1856 году художник получил должность инспектора и старшего профессора в Московском училище живописи и ваяния, где у него учились Василий Перов, Василий Пукирев, Владимир Маковский.

Василий Перов

Василий Пукирёв

Владимир Маковский
Свою большую серебряную медаль Академии Зарянко получил за выполнение картины «Зал Училища правоведения с группами учителей и воспитанников». Современники отмечали блестящее «владение перспективой», уверенную передачу освещения, безошибочное изображение деталей.
Тем не менее, материальное положение художника продолжало оставаться плачевным, и в первую очередь по этой причине он начал давать уроки живописи, а также принимал заказы на создание икон и роспись храмов. В попытках справиться с нуждами семьи и расплатиться с отцовскими должниками он испрашивал у Академии разрешение получить в собственность одну из заказанных ему картин, но получил отказ, правда, в связи с денежными затруднениями Зарянко было назначено небольшое пособие.

«Зал Училища правоведения с группами учителей и воспитанников».
По свидетельству брата художника Николая, именно работа с интерьерами привела к тому, что Зарянко ослеп и в течение долгого времени восстанавливал зрение. Однако до конца жизни он отчетливо видел лишь одним глазом.
После выставки 1846 года, устроенной Академией, Зарянко обрел славу непревзойденного портретиста. Его изображения певца Петрова и генерала Ломновского поразили публику – настолько живыми казались лица на картинах.

Оперный певец Петров

Генерал Ломновский
С этих пор Зарянко пишет на заказ картины для тех, кто в состоянии их оплачивать – постоянными его клиентами стали члены императорской семьи, в частности, он неоднократно получал заказы на изображение любимого всеми великого князя Николая Александровича.

Великий князь Николай Александрович.
Над портретами Сергей Зарянко работал с особой тщательностью – бывало, в течение целого года. Критики отмечали его «верность натуре» - сходство изображения с живым человеком поражало воображение. Тем не менее, по свидетельствам семьи художника, оплачивалась такая работа всегда недостаточно.
Зарянко продолжал преподавание, которое выстраивал в соответствии с требованиями реализма. За свою жизнь Сергей Зарянко получил множество почетных званий – академика, профессора живописи, старшего профессора Московского училища живописи и ваяния.
В начале пятидесятых годов XIX века Зарянко наконец устроил будущее младших братьев и сестер и создал собственную семью, взяв в жены купеческую вдову Анну Павловну Разоренову. В браке у художника было трое детей.
Тем не менее, ограниченность в средствах сопровождала Зарянко до самой смерти – после женитьбы ему приходилось заботиться об обедневших родственниках своей супруги.
В 1860-е годы слава Зарянко стала меркнуть. В это время на арену художественной жизни пришло новое поколение художников, а вместе с ним возникла и новая эстетика критического реализма. Но Зарянко не мог и не хотел менять свою сложившуюся живописную манеру, а желал лишь совершенствоваться на некогда избранном пути. Он продолжал много и напряженно работать, но его новые произведения критиковали за натуралистичность и ремесленный подход к натуре.
Разочарованный холодным приемом критики и публики, переживший свою славу Зарянко скончался в Москве в возрасте 52 лет 20 декабря 1870 года.