Испанский художник греческого происхождения Эль Греко был великим мастером своего дела, но если сегодня он считается одним из лучших портретистов, то еще при жизни его талант могли оценить по достоинству лишь единицы.
«Погребение графа Оргаса» одного из великих художников испанца Эль Греко — картина, по праву занимает место среди мировых шедевров живописи. Интересная картина не только тем, что принадлежит кисти великого мастера, но и множеством интересных фактов, которые с ней связаны, и наличием так называемых «пасхалок».
Город Толедо — одна из визитных карточек Испании.
Народ испанского города Толедо любил и восхищался доном Гонсало де Руисом за его благотворительность и щедрость даже после смерти. После его смерти было обнаружено завещание, в котором оговорено, что каждый владелец недвижимости должен ежегодно уплачивать в казну взнос на благоустройство церкви Сан-Томе. Местные жители утверждали, что, когда в 1323 году тело графа было погребено, с неба спустились святой Стефан и святой Августин, чтобы похоронить его лично.
Портрет пожилого мужчины (предположительно, автопортрет Эль Греко). Написан около 1600 года.
В 1562 году наследники графа перестали выплачивать пожертвования, которые обещал Де Руис. В итоге возник судебный процесс, после успешного проведения которого платежи были возобновлены, а приходской священник Андрес Нуньес решил найти способ почтить память благодетеля церкви. Он попросил Доменикоса Теотокопулоса (известного как Эль Греко) нарисовать сцену погребения графа Оргаса.
Фрагмент картины Эль Греко *Погребение графа Оргаса*
Нуньес четко изложил, что он хотел видеть на картине. В соглашении от 18 марта 1586 было оговорено, что Эль Греко должен не только изобразить местную легенду о погребении графа святыми, но также изобразить видных граждан города, которые присутствовали на похоронах. Также картина также должна была закрывать всю внутреннюю стену церкви. Более того, Эль Греко должен был сделать все это всего за девять месяцев.
Библейский сюжет в верхней части картины Эль Греко *Погребение графа Оргаса*.
В верхней части картины посередине изображен Иисус, по бокам которого несложно заметить Иоанна Крестителя и Деву Марию, Святого Петра в желтой одежде, Лазаря, который восстает из могилы. Слева изображены Давид, Моисей, и Ной. Внизу же святые Стефан и Августин в золотых одеяниях укладывают графа на вечный отдых.
Люди в одеяниях с красными крестами — члены военно-религиозного общества, ордена Сантьяго.
Эль Греко изобразил на картине не только местную знать. Так, люди в одеяниях с красными крестами — члены военно-религиозного общества, ордена Сантьяго. Имена большинства были утеряны в истории, но известно, что Эль Греко изобразил самого себя и своего друга Антонио де Коваррубиаса в толпе скорбящих. Также на картине можно найти сына Эль Греко и заказчика — Андреса Нуньеса.
8. Душа графа
Мальчик на картине — младший сын Эль Греко.
На «Погребении графа Оргаса» есть изображения как самого художника, так и его сына. Искусствоведы считают, что Эль Греко изображен среди скорбящих слева от центра. Он единственный изо всех людей на картине смотрит прямо на зрителя. Его младший сын Хорхе Мануэль — мальчик слева, который указывает на сцену погребения.
Картина Эль Греко в часовне де Руиса в церкви Сан-Томе в Толедо.
Картина была размещена на месте захоронения (в часовне де Руиса в церкви Сан-Томе) так, что кажется, будто святые укладывают графа в его настоящую могилу.
Но было время, когда о картине практически забыли. В 19 веке картину сняли и отправили в хранилище в подвале церкви. В 20 веке ее вновь разместили на старом месте и сегодня «Погребение графа Оргаса» является не только известным произведением искусства, но также популярной туристической достопримечательностью.
Несмотря не то, что Эль Греко не всегда был популярным, этой картиной всегда восхищались критики и считали ее примером гениального композиционного воображения.
В верхней части картины «Погребении графа Оргаса» используются смелые цвета, неоднородное использование света, отсутствие глубины и непропорциональные удлиненные формы, которые ассоциируются с типичным стилем маньеризма Эль Греко. В отличие от этого, в нижней части картины, которая изображает Землю, используются темные цвета, а сама она менее сюрреалистична в деталях, более реалистична в пропорциях, текстурах, глубине и гармоничности света.
Церковь Сан-Томе
Церковь Сан-Томе (Iglesia de Santo Tome), фото Jesus Moral Nuez
Хотя небесное и земное царства разделены, Эль Греко связывает их, чтобы создать единую композицию. Посохи и факелы, удерживаемые людьми на земле, устремлены вверх, пересекая порог между небом и землей. Также персонажи смотрят вверх на небеса, побуждая зрителей тоже поднять свой взор.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/310320/45948/
https://artchive.ru/elgreco/works/314237~Pogrebenie_grafa_Orgasa
https://gavrilin-dshi.ru/prochee/pogrebenie-grafa-...el-greko-opisanie-kartiny.html
Источник: https://obiskusstve.com/814391831834397393/15-malo...greko-pogrebenie-grafa-orgasa/