
К сожалению, нет сведений о том, что нас более всего интересует, а именно: когда мальчик научился играть на органе и как овладел он техникой композиции. Последнюю Бах изучал обычным для того времени способом: знакомился — сам или под надзором старших — с произведениями других авторов, переписывая их для себя. Бах был, говоря современным языком, автодидактом и систематического курса обучения под руководством мастера не прошел. Его исключительная любознательность и гениальная одаренность позволили ему достичь высот мастерства. Но был ли он вундеркиндом и когда начал сочинять — не импровизировать, а записывать свои импровизации — установить нельзя.
В Эйзенахе Бах поступил в пятый класс — в Германии счет велся по убывающим числам: высшим классом считался первый. Ему было девять лет, когда он потерял мать, а через год умер отец, который незадолго до смерти вторично женился. Старший брат забрал сироту к себе в Ордруф, где Иоганн Кристоф служил органистом и школьным учителем.
В беллетризованных биографиях Баха его брат характеризуется не с лучшей стороны — как человек ограниченны и суровый. Намек на это содержится в некрологе. Там же содержится кочующий из одной баховской биографии в другую сантиментальный рассказ о том, как мальчик выкрал из шкафа запрещенные братом нотные рукописи и ночами, при лунном свете, переписывал их для себя. Брат копию отобрал. В некрологе по этому поводу сказано: «Вообразим, в каком состоянии оказался бы скряга-купец, если бы принадлежавший ему корабль — с сотней тысяч талеров на борту — затонул в плавании, где-нибудь по пути в Перу, и мы получим живое представление о том огорчении, какое испытал наш маленький Иоганн Себастьян, когда понес эту утрату».
М. Друскин, «Иоганн Себастьян Бах»
https://telegra.ph/Bespredel-starshego-brata-04-03