
Эль Греко, «Успение Девы Марии» (1577/79). Чикагский институт искусств
Главный экспонат выставки предоставит Институт искусств Чикаго. Это четырёхметровое полотно «Успение Девы Марии», написанное в 1577 — 1579 годах в Толедо, куда Эль Греко переехал после жизни в Венеции и Риме. Картина стала центральным элементом алтаря, первым крупным заказом художника в Испании и первой крупной общественной работой. Художник писал «Успение» по поручению монахов древнего цистерцианского монастыря, которые перестраивали церковь Санто-Доминго-эль-Антигуо под погребальную часовню благочестивой вдовы доньи Марии де Сильвы.
Масштабный холст Эль Греко венчало изображение Троицы, а по бокам алтарь был декорирован сценами «Поклонение пастухов» и «Воскресение». Сочетание Успения и Троицы отражали надежду патронессы монастыря на спасение. Главная фигура — Дева Мария — возносится, опираясь на полумесяц, символизирующий ее чистоту, а смело выписанные лица и фигуры апостолов, собравшихся вокруг её пустой гробницы, выражают удивление и беспокойство. Энергия широких мазков говорит о том, что Эль Греко не сомневался в достоинстве своей ранней работы. Это же подтверждает и крупная подпись художника на греческом языке в правом нижнем углу.
Так же из-за океана прибудет картина «Открытие Пятой Печати» (или «Видение святого Иоанна Богослова»), ныне хранящаяся в коллекции Метрополитен-музея. Это фрагмент большого алтаря для церкви госпиталя Иоанна Крестителя в Толедо. На полотне изображена сцена из Библии, Откровение (6: 9−11), описывающая снятие Пятой Печати в конце времён и раздачу белых одежд «душам убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели». В отсутствующей верхней части, возможно, находился жертвенный Агнец, открывающий печать. Это было знаковое произведение для художников XX века, в частности, Пикассо, который видел его в Париже, вдохновлялся им при написании своих «Авиньонских девиц».
Открытие Пятой Печати (Видение святого Иоанна Богослова) Эль Греко (Доменико Теотокопули)1614, 222.3×193 см
Однако, как сообщает чешский блогер Владимир Поморцев, настоящей сенсацией обещает стать легендарная «Пьета» из коллекции греческого миллиардера Ставроса Ниаркоса. «Один из главных шедевров Эль Греко обычно висит над камином в гостиной парижского особняка семейства Ниаркос, где его могут видеть лишь избранные. Греческий судовладелец купил „Пьету“ в 1956 году за 100 тысяч долларов. С тех пор картина демонстрировалась на публике лишь однажды. Следующей возможности увидеть шедевр, вероятно, придется ждать ещё несколько десятилетий», — пишет он.
Пресс-служба Гран-Пале подтвердила «Артхиву», что этот шедевр станет одним из центральных экспонатов показа, но подчеркнула, что в документах музея упоминается «частная коллекция», а не имя греческого магната, умершего в 1996 году.









https://artchive.ru/news/4142~El%27_Greko_v_Parizh...er_projdet_v_stolitse_Frantsii
https://youtu.be/qQisiQrRjE4