Добрый день. С вами снова любимая рубрика "омерзительное искусствоведение". Сегодня мы поговорим о произведениях мирового искусства, посвященных шести персонажам древнеримской истории, поубивавшим друг друга и невинную (как обычно) женщину. В этом нам помогут произведения великих художников, в т.ч. Жан-Луи Давида и классициста Федора Бруни, а также некоторых других.
На дворе стоял седьмой век до нашей эры. Город Рим был совсем молодым городом, после эпохального похищения сабинянок (рассказывала ранее) прошло всего два поколения. Похищение было при Ромуле (первом царе), а теперь третьим царем был Тулл Гостилий, внук как раз похищенной сабинянки-царевны.
И, фланируя на волнах перманентной пассионарности, младые римляне продолжали мочить соседей, как гопники на районе. Сабиняне уже были подмяты, то бишь ассимилированны. Теперь пришла очередь других ближайших соседей.
Ассимилияция сабинян римлянами на картине Кристофа Феселя "Похищение сабинянок", 1801
Следующими крайними оказался город Альба-Лонга. Совсем близко, если по современным меркам (считается, что примерно 12 км к югу от современного Рима, если по виа Аппиа), однако ж для первого тысячелетия до н.э. это было далеко! И враг был очень очень могущественнен! Впрочем, сами римляне тогда уже были тоже очень могущественными и очень-очень сильными! (Это я так кратко вам Тита Ливия пересказываю).
Итак, две очень-очень могущественные армии -- римская и альбанская сошлись практически в чистом поле, поблизости римских стен. Потому что на этот раз не римляне были инициаторами драчки, а альбанцы пришли выразить им свое негодование за краденый скот. Уж не знаю, какого размера были те армии, и данных по демографии древнего Рима 7 века до н.э. я не нашла, но предположим, что они были очень огромные, эти армии, человек по тысяче, а то и пятьсот, почти как на Проспекте Сахарова в дождливый день санкционированного митинга.
Римский царь и диктатор Альба-Лонги уединились для переговоров. По понятиям, им надо было бы, конечно, как Ахиллу с Гектором, сойтись в фотогеничном единоборстве, но оба были людьми не очень молодыми, умирать не особо хотелось, да и за дешевым пиаром никто не гнался. Подданных было жалко вот еще (что, в силу нетипичности, еще раз свидетельствует о их малочисленности). В общем, главы государств решили выставить вместо поединщиков-богатырей. Чей победит, того город оказывается победителем -- и второй город будет считать его гегемоном. Какие-то слишком глобальные последствия банальной драчки из-за кражи скота, но видно, накопилось много к тому времени, пузырь набух.
В классическом Риме к покойному уже городу Альба-Лонга относились с большим почтением: считалось, что его основал Юл (Асканий), сын Энея и предок Юлия Цезаря.
На картине: троянский беженец Эней на италийском побережье вступает в вооруженный конфликт с местным жителем, протестующим против того, чтобы Эней с сыном остался тут на ПМЖ.
Дальше история приобретает совершенно неправдоподобное развитие. До наступления эры клиник по искусственному оплодотворению, я имею в виду. Итак, в альбанском войске среди воинов обнаружилось три брата-близнеца, мощных и мускулистых. Фамилия их была Куриации. Так бывает, скажете вы, но дело в том, что в римском войске тоже обнаружилось три брата-близнеца, ровно того же возраста и могучего телосложения. Эти по паспорту были Горациями (громкое имя! но поэт не потомок, а сын вольноотпущенника-раба, который всклепал на себя в честь патрона). Вдобавок, оба комплекта тройняшек были ровесниками. И, в довершение этой невероятной с точки зрения статистики истории, добавлю, что их матери были сестрами. Близняшками, разумеется.
Современные историки, как люди разумные, про эти два комплекта тройняшек уточняют, что наверно это были просто братья примерно одного возраста, утрамбованные фантазией аэдов в "близнецов". Ну, либо, что вся история вообще полностью вранье, не только про состав семьи участников.
Если же далее по тексту, то идея о том, чтобы выставить на единоборство одинаковых воинов, одного возраста, телосложения, весовой категории и школы фехтования -- всех очень вдохновила, потому что победа бы явно продемонстрировала, на чьей стороне божество. Потому что победа бы зависила не от технавыков противников, а действительно, от какой-то случайности.
Оба лидера спросили свои комплекты тройняшек, не против ли те выйти на поединок против кузенов (и молочных братьев, вдобавок). Ничтоже сумняшеся (о! ееее! я написала это выражение с первого раза правильно! ура!), так вот, ни секунды не раздумывая, оба комплекта ответили: "кузены? какие кузены? какое кровное родство, детство вместе, сломанные игрушки, тетя Рая будет плакать? разумеется, нам будет пофиг, главное -- отстоять честь родины!!!"
Горации, правда, сначала уточнили, что им надо будет спросить разрешения у папы, Горация-старшего.
Вот именно этот момент, когда папа дал им разрешение, и они клянутся родину не посрамить (опять без ошибки, у меня сегодня удачный день), и изображен на знаменитой картине Давида. Римский комплект тройняшек тянет руки к отцу, который вручает им оружье. На заднем плане женщины -- жены и сестры. Тетки в картинах классицистов на сюжет данной истории берутся из пьесы Корнеля "Гораций" 1640 года, которая пользовалась большой популярностью в 17-19 веках.
Но вернемся к обещанным трупам.
Горации и Куриации сошлись на поле боя в кровопролитном поединке. За спиной у каждого комплекта поединщиков стояла армия родного города, ударить в грязь лицом было невозможно.
Поначало в счете вели альбанские Куриации (и мировая история могла бы пойти по-другому! Не было бы римской империи). Куриации сразу убили двоих Горациев, в живых остался только Публий Гораций. То есть -- на арене всего четыре человека. Исход поединка, казалось бы, ясен, но...
Но Публий Гораций видел, что кузены уже подранены: кто в ногу, кто в пятку, и поэтому передвигаются с разной скоростью. Он обратился в притворное бегство, они ринулись за ним, но не всем скопом, а кому как позволяли полученные травмы. Трое Куриациев нагоняли его по отдельности, вот он их по отдельности каждого и убил.
И остался победителем. Альба-Лонга вынуждена была признать гегемонию молодого городишки Рима.
Что-то текст получается длинным, поэтому о том, почему, как обычно, в итоге зарубили совершенно неповинную барышню, мы поговорим в понедельник.
Сегодня расскажу, за что была убита невинная девушка, и на какие картины это вдохновило художников, в том числе русских.
На прошлой неделе мы прочитали историю, как в 7 веке до н.э. одни тройняшки (римские) победили других тройняшек (из Альба-Лонги) в ритуальном поединке, устроенном для того, чтобы выяснить, чей город будет править. Итак, из шести человек выжил только один -- римлянин по имени Публий Гораций.
Вокруг него лежали трупы: двух его братьев-близнецов и троих его кузенов-близнецов Куриациев.
Но главное, что его Отчизна, благодаря его усилиям, победила!
Упоенный своей победой и еще не остывший от ярости битвы, он начал собирать трофеи.
Это сегодня мы используем слово "трофей" как попало, в том числе и в переносном смысле. А для римлян трофеем была совершенно конкретная штука: палка, на которую надевали доспех врага, а сверху обычно его шлем и прочие фенечки. И торжественно это несли, похваляясь. А потом ставили на видном месте, на память, посвящали богам.
И вот наш чемпион (от латинского "полевик", т.е. "боец, отличившийся на поле битвы"), обобрав трупы, радостно пошел домой, в Рим. Трофеи символизировали его победу в этом своего рода триумфальном шествии.
При входе в Рим, у Капенских ворот, его ждала родная сестра. Античные писатели зовут ее попросту Горацией, но мы, чтоб не путаться, будем писать вслед за Корнелем "Камилла".
И вот Публий Корнелий взял и убил свою сестру, прямо там, у ворот.
За что же?
Карло Чиньяни. "Смерть Камиллы". 1703. Музей Екатеринбурга (благодаря этой картине героиня попадает в мой пополняющийся список Смерть топлесс).
Тит Ливий пишет об этом черном деле так:
"Первым шел Гораций, неся тройной доспех, перед Капенскими воротами его встретила сестра-девица, которая была просватана за одного из Куриациев; узнав на плечах брата женихов плащ, вытканный ею самою, она распускает волосы и, плача, окликает жениха по имени.
Свирепую душу юноши возмутили сестрины вопли, омрачавшие его победу и великую радость всего народа.
Выхватив меч, он заколол девушку, воскликнув при этом:
«Отправляйся к жениху с твоею не в пору пришедшей любовью! Ты забыла о братьях — о мертвых и о живом, — забыла об отечестве. Так да погибнет всякая римлянка, что станет оплакивать неприятеля!»
Черным делом сочли это и отцы, и народ, но противостояла преступлению недавняя заслуга. Все же Гораций был схвачен и приведен в суд к царю...."
Рассказ Тита Ливия, приведенный выше, еще норм. Писатель нейтрально, безоценочно, рассказывает о событии и описывает, что реакция римского народа была негативной на это убийство.
Если же хотите вкусить истинного виктимблейминга и белопольтовости, почитайте, как то же убийство описывает грек Дионисий Галикарнасский:
"...Гораций, приблизившись к воротам, узрел и толпу народа, высыпавшую из города, и при этом сестру свою, мчавшуюся впереди. Вначале он был раздражен самим зрелищем того, что девушка брачного возраста, оставив дом, где ей подобало находиться рядом с матерью, бросилась в толпу, словно последняя простолюдинка. Но перебрав мысленно множество нелепых объяснений ее поступка, Гораций, наконец, снисходительно нашел ему оправдание в жажде первой обнять избежавшего гибели брата и чисто по-женски вызнать у него подробности о подвигах погибших братьев, а потому она и пренебрегла приличиями.
Но сестра рвалась не к братьям, а устремилась в неизвестное, охваченная любовью к одному из двоюродных братьев, которому была сосватана в жены отцом. Она таила недозволенную страсть, но, прознав от кого-то из очевидцев жуткие подробности сражения, перестала сдерживать себя и, выскочив из дома подобно менаде понеслась к воротам, не оглядываясь на кормилицу, которая взывала к ней и бежала следом.
Очутившись за городом, она увидала ликующего брата, на голову которого царь возложил венок, и его спутников, несущих доспехи убитых, а среди добычи — узорчатое одеяние, которое она сама вместе с матерью выткала и отправила жениху в подарок к будущей свадьбе, ведь облачаться в разукрашенные узорами плащи было принято у латинов для тех, кто шел за невестами. Так вот, узрев этот плащ, обагренный кровью, она разорвала на себе хитон и, колотя себя руками в грудь, принялась оплакивать двоюродного брата и взывать к нему, так что всех окружающих охватила оторопь. Оплакав же участь жениха своего, она поднимает на брата пустые глаза и молвит:
«Сквернейший человек, ты веселишься, пролив кровь своих двоюродных братьев, и меня, несчастную родную сестру, лишил замужества, ничтожество! В тебе не теплится жалость к погибшим сородичам, которых ты величал родными братьями. Напротив, словно совершив добрый поступок, лишился ума на радостях и венки на себя возлагаешь за это злодейство. Что же за зверь таится в твоей душе?»
Гораций, услышав такое, возразил:
«Ведь гражданин любит свое отечество и карает тех, кто желает ему зла, будь то чужой или свой: в их число я включаю и тебя, узнавшую, что мы одновременно испытали и величайшее из благ, и горчайшую из бед — и победу нашего отечества, которую я, твой родной брат, добыл, и гибель братьев. А ты, гнусная, радуешься не общему благу для отечества и не нашего дома горем печалишься. Нет, презрев кровных братьев, ты оплакиваешь смерть жениха — и даже не скрывшись в укромном месте, творя свой позор на глазах у всех, — и меня геройством и венками попрекаешь, братоненавистница, недостойная предков. И раз уж ты не о родных братьях горюешь, а о двоюродных, то хоть телом принадлежишь живущим, а душой находишься с мертвым, то и ступай к тому, о ком слезы льешь, и не пятнай позором ни отца, ни братьев».
Выкрикнув это, он переступил грань отвращения к пороку и, обуянный яростью, сразил ее ударом меча в бок, а убив сестру, отправился к отцу..."
Оцените весь набор, за что он ее убил (по Дионисию):
а) она вышла из дома
б) она вышла из дому одна, без сопровождения охраны (кормилицы)
в) она была неподобающе одета (разодрала хитон в знак траура)
г) она плакала не по братьям, а по врагам Отчизны, пускай и по жениху
д) она раззявила свой поганый рот и посмела высказать мужчине (брату) свои отрицательные эмоции словами
е) она делает это не в укромном месте, одна, а публично, позоря этим мужчину
И, судя по интонациям текста, Дионисий явно считает, что убил Гораций сестру за дело.
Тит Ливий ограничивается только пунктом "Г".
Я не устаю повторять, что великими чаще становятся те, кто более лаконичен и имеет чувство меры и такта.
Что же было с Публием Горацием дальше, после того, как шокированный народ (не разделявший просвещенной позиции Дионисия), скрутил сестроубийцу прямо над трупом?
В итоговой версии рисунок Давида на тему выглядел так. Писать картину маслом, в пандан "Клятве Горациев", он не стал -- и наверно, хорошо. Тема-то действительно, не такая благородная, как с клятвой. Зато оцените композицию и опять использование темы протянутых рук.
Лирическое отступление: я почтала всякие исследования, хотелось выяснить, зачем Гораций все-таки убил сестру с точки зрения современного структурного анализа, мифогенеза и всякое такое. Обьяснения есть разные. (Хотите загрузиться по-полной, почитайте Коптева). Но почему-то никто не приводит аналог, который приходит в голову сразу же, при багаже эрудиции. В Библии описано, как Иеффай дал обет Богу, что ради победы принесет ему в жертву первое, что выйдет из ворот при его возвращении домой (подразумевая очевидно козу или корову). Первой вышла родная дочь, пришлось ее принести в жертву. Сюжет расхожий, в греческой мифологии критский царь Идоменей во время бури при возвращении из-под Трои поклялся принести в жертву Посейдону первое, что встретит, и благополучно вернувшись домой, встретил сына. За его убийство сограждане царя и изгнали.
В сказках бродячий сюжет тоже остался, в варианте "отдай то, что дома не оставил", когда герой ради ништяка обещает волшебному покровителю нечто, а потом оказывается, что это его новорожденный.
В общем, если предположить, что изначально в этом мифе Публий Гораций пообещал божеству за свою победу принести в жертву нечто "свое", что он первым встретит у ворот, и за это обещание божество даровало ему победу в действительно очень трудных условиях -- то тогда это убийство (жертвоприношение) получает хоть какое-то логическое обьяснение, кроме амока и неостывшей ярости битвы.
Что же было убийце?
Народ привел его на суд к царю. Но Публий Гораций же герой, он родину спас! Царю стало стремно, и он, как Понтий Пилат, перевел стрелки -- отправил его на суд к дуумвирамам. Те, следуя букве закона, присудили его к смертной казни. Но Гораций потребовал, согласно пятой поправке, апелляцию и суда присяжных, т.е. народного собрания.
На народное собрание пришел папа-Гораций, который сказал, что дочь его -- дрянь, и он сам бы ее убил за подобное поведение. "Я даже запретил хоронить ее в семейной усыпальнице! Бросил тело лежать, где она упала". (Сердобольные римляне принесли туда гору камней и похоронили ее хоть так, при Тите Ливии этот курган еще показывали).
Еще папа-Гораций напомнил, что мальчик его -- вообще-то герой, и родину спас. "С утра у меня было три штуки сыновей, оставьте мне теперь хоть последнего!"
В итоге Публию Горацию присудили чего-то там условно и искупительные жертвы.
НИЧЕГО, в общем, никакого настоящего наказания не было этому мужчине-победителю, классическому представителю патриархального общества, где женщина -- это всего лишь безгласное имущество и должна делать все, что ей говорят мужчины в ее семье и не рыпаться.