Олин комментарий сподвиг на раскопки музыкальные в поисках сути минора. И все встало на свои места. Полезно читать не только художественную литературу... Предположение,что "минор", прежде всего, относится к нотной грамоте, а окраска получаемой при проигрыше музыки - второстепенна, оказалось верным.
Пожалуйте:
Мино́р (лат. minor «меньший, малый») в музыке — один из двух ладов (наряду с мажором) гармонической тональности. Характерная особенность минорного звукоряда — его третья ступень, отстоящая от первой ступени на малую терцию.
Ну, в дебри нотных ступенек мы лезть не будем,
пожелаем терциям быть в ЛАДах с гармонией...
Призовем еще в помощь вездесущую Википедию.
Верхнее определение имеет продолжение, интересное, прочтите!
Тоника (основная ладовая функция) минора представлена минорным трезвучием.
Обозначается moll (лат. mollis «мягкий, нежный»). Обычно окраска звучания минорных произведений субъективно воспринимается как «лирическая» и «грустная».
Существует несколько подвидов минора, отличающихся друг от друга звукорядом, типичным набором аккордов и (в меньшей степени) другими ладовым категориями. Например, ладовый звукоряд натурального минора строится следующим образом: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.
Кроме того, существуют гармонический минор и мелодический минор
При обозначении тональности слово «минор» (или moll) прибавляется к названию тоники, например, ля минор (a-moll), соль-диез минор (gis-moll) и т. п.
Необращённое минорное трезвучие включает малую терцию, образованную между основным тоном и третьей ступенью, и большую терцию, построенную от третьей ступени. Так, состав трезвучия до минор — до, ми-бемоль, соль (c-es-g).
И в заключение, тот самый , минорный, 19 вальс Фредерика Шопена. Только его почему-то назвали "забытым". Да, ладно...Главное, поместили на Ютубе и с правильным названием, по нумеру.
Chopin-Waltz in A Minor, No.19 - "Забытый вальс" (1847)
Нашла, почему "забытый"... Он входит в посмертно изданные произведения Шопена. Понятно, что русский эпитет уже принадлежит к народным. В серьезных изданиях он помечен аббревиатурой posth(posthumous - посмертно), наряду с еще несколькими произведениями композитора.
"В 1860 г. эта пьеса вошла в сборник "Четырех пьес для ф-но" баронессы Шарлотты де Ротшильд, а теперь она постоянно издается под именем Шопена (если не ошибаюсь, автограф этой пьесы хранится в Парижской национальной библиотеке). Ее можно найти в сборнике "Chopin: leichte Klavierstücke und Tänze" (изд. Bärenreiter), "Chopin: Walzer: Urtextausgabe" (изд. G. Henle-Verlag), а также в последнем Национальном полном собрании его сочинений в 36 томах (том 27 - посмертно изданные произведения, часть 3 - вальсы)". Эта цитата гуляет по сети, источник не нашла. В списке вальсов из ПСС 19 присутствует, так там их уже 20... И утерянных, от которых остались лишь частично такты или упоминания, - целый перечень
Нашла у себя пластинку из 70-х, с 14-ю вальсами, в исп. Беллы Давидович. Увидев свои пометки, припомнила, что какую-то непонятку решала в муз. училище, со знакомой студенткой... 19 вальса здесь нет.
А вот попалась любопытинка:
оказывается, вальс весьма популярен среди... школьников,
его разучивают наши дети в музыкальных школах.
Похвальнее некуда...
Что до сути...так еще Пастернак писал:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины...
И о Шопене тут же есть :
...Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука
Натянутая тетива
Тугого лука.