Это цитата сообщения
Оксана_Лютова Оригинальное сообщение История любви в картинах. Три любви Василия Поленова (Продолжение...)
20-летняя Климентова и 33-летний Поленов обменялись адресами, он обещал повести её в галерею к Павлу Третьякову — там ведь и его, поленовская, картина уже имеется… Потом великий князь Александр Александрович вызовет Поленова на театр военных действий: началась Балканская война, и именно Василия Дмитриевича наследник престола желал бы видеть художником при ставке русских войск.
С войны Поленов пишет Климентовой пронзительные письма. «Потом мы поехали дальше, на самое поле битвы. Оно было усеяно убитыми и умирающими, и все больше турками. Я отделился и поехал посмотреть поближе; некоторые из них мне сильно врезались в память. Один, с разбитой головой, лежал в предсмертной агонии и, вероятно, сжигаемый жаждой, сгребал с головы в рот кровь и мозг, стараясь утолить невыносимую жажду, другой, с разбитыми ногами, изодрал на себе все платье и, почти обнажённый, со сжатыми кулаками и закатившимися глазами,испускал какое-то глухое хрипение, третий выскреб руками яму возле себя, так тут и умер и т. д. К следующему утру большая часть из них замерзла. Почти все убитые лежали с открытыми глазами. Странное впечатление делают убитые наповал,особенно если не в голову: лежит человек, под ним лужа крови, а лицо совершенно спокойное, только глаза, хотя и открытые, но тусклые, без блеска. И странное дело,тогда я на все смотрел почти спокойно, даже многих зачертил у себя в альбоме…»
Так может писать человек, который на собственном опыте знает, что любовь идёт об руку со смертью. В том, что его чувство к Марии Климентовой, — это именно любовь, Поленов больше не сомневается.

Портрет певицы М.Н. Климентовой
«Как иногда надо мало человеку
, один намёк — и он на седьмом небе. Сколько жгучих
, мучительных
, но и радостно-счастливых было минут, — и не помню. Сердцу прямо физически было больно
, я и не знал
, что с ним делать, — оно колотилось
, как птица в клетке. Но какая радость
, какое счастье
, какой огонь разливался во мне…"
(Из письма Василия Поленова Марии Климентовой)
Певческая карьера Марии складывалась удачно: всего через пару лет после знакомства с Поленовым она станет первой исполнительницей роли Татьяны в «Евгении Онегине», еще через год её пригласят в Большой театр. Она будет лучшей Гретхен в «Фаусте». Чайковский высоко оценивал ее артистизм и вокал. Климентова хороша собой
, полна жизни и страсти
, вот только одна беда — она не отвечает на чувства Василия Поленова. Роман — не роман
, отношения
, полные страданий и неопределённости
, длятся несколько лет. Климентова позирует Поленову для портрета
(он
, как и портрет Маруси Оболенской
, утрачен). Она называет Поленова
«мой друг», «мой Фауст» — и ищет других отношений.
«
Они переписывались, временами встречались, — рассказывает Елена Каштанова
,методист музея-заповедника В.Д.Поленова
, — Поленов пытался прояснить ситуацию. Мария Николаевна вежливо и корректно уходила от ответов на вопросы,была дружески-ласкова, потому страдания Василия Дмитриевича были впустую…»
Из женского ли тщеславия или из искренней симпатии
, Климентова
, и заводя другие романы
, не отпускает от себя Поленова. Уезжая вместе с Адрианом Праховым в путешествие по Египту и Палестине
, он шлёт любимой длинные интересные письма
(часть их них Артхив публиковал
здесь). Иногда в письмах прорывается отчаянное:
«Да, я Вас беззаветно люблю, Мария Николаевна, — да что я говорю! Я не Вас люблю, а я тебя люблю, люблю тебя всей силой моей души, всей страстью моего сердца, — ты мое горе, ты моя радость, моя жизнь, мой свет…»Вернувшись из очередной поездки
, он с разочарованием и болью узнает: Мария вышла замуж за адвоката Муромцева
(будущего председателя Государственной думы
, основоположника российского конституционного права и
, кстати
, дядю Веры Муромцевой — жены Ивана Бунина).
Наталья Якунчикова
Когда у человека разбито сердце
, кто облегчит его боль
, если не старые друзья? Любимые Мамонтовы обосновались в Абрамцеве
, создали там своего рода художественную коммуну
, настоящий
«русский Барбизон». Каждое лето
, да и не только лето
, в Абрамцево едут и живут там подолгу их друзья: Антокольский
, Репин
,Остроухов, братья Васнецовы —
Виктор и
Аполлинарий. Потом и младшее поколение подтянулось:
Нестеров,
Серов,
Коровин,
Врубель.
А уж Поленову как тут рады — словно родному. Он и матушку мог в Абрамцево привезти
, и младшую
сестру Елену, которую все зовут
«Лилей» — молодую и очень своеобразную художницу. После троих мальчишек у Саввы и Елизаветы родились еще две дочки — Вера и Саша
, старшую
увековечит Серов в «Девочке с персиками». Народу в Абрамцеве всегда видимо-невидимо! Родня
, друзья…

Двоюродная сестра Елизаветы Мамонтовой, молоденькая Наташа Якунчикова, оставшаяся сиротой сразу после рождения, тоже находит в семье кузины так недостающее ей всю жизнь семейное тепло. Она вышивает, интересуется,как и сестра Поленова Лиля, народным искусством, хорошо рисует. Поленов однажды, еще ни о чем таком не подозревая, набросает её портрет итальянским карандашом — такая серьёзная, милая…

Гости и хозяева имения Абрамцево. 1880-е. Слева направо: Валентин Серов, мать Поленова Мария Алексеевна,скульптор Марк Антокольский, Елизавета Мамонтова, друг семьи доктор Спиро, художник Илья Остроухов (стоит во втором ряду), Савва Мамонтов, Елена Поленова, Наталья Якунчикова.
В Великую субботу 1880-го года разлилась абрамцевская речка Воря и народ,закончив предпасхальные приготовления, не смог попасть в церковь на другом берегу реки. И тогда крестьяне устремились в гостеприимное Абрамцево к заутрене. Этот случай подтолкнул Мамонтовых и их ближайших друзей к мысли, что на территории имения нужно построить храм. Идея захватила всех. Решили, что церковь будет в духе древнерусских построек. Поленов и Васнецов создают свои проекты церкви для Абрамцева одновременно: первый — более аскетичный и строгий, в духе старых новгородских храмов, второй — более декоративный и более сказочный. В Абрамцеве все испытывают небывалый творческий подъем: проектируют, рисуют, красят, режут по дереву и даже высекают по камню. Росписи стен, иконы, деревянная резьба алтаря — всё делается руками обитателей Абрамцева. «Дом наш, — пишет Елизавета Григорьевна Мамонтова в 1881-м году, — принял совсем божественный вид. На всех столах лежат чертежи, рисунки, эскизы… Васнецову церковь не даёт даже ночи спать, всё рисует разные детали». Якунчикова усердно вышивает для церкви покровы и хоругви по эскизам Поленова. А он — даже не догадывается, что сейчас происходит с Наташей…
«Я свои чувства к Поленову никогда не выражаю разве иногда только прорвётся оно, но потом и опять овладею им. Особенно уже последнее время я стараюсь подавить его. Но оно страшно сильно. И время только сильней развивает его. Я не требую взаимности — да и к чему ему вдруг мое участие, сочувствие? А он для меня — самый близкий сердцу человек… Его образ неразлучен со мной во всех моих думах, во всех моих действиях…»
(Из письма Натальи Якунчиковой Елизавете Мамонтовой)
Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево — первый архитектурный памятник русского модерна.
Мария Климентова воплотила Татьяну Ларину на оперной сцене — Наталья Якунчикова, так уж вышло, повторила сделанное Пушкинской Татьяной в жизни. Это она первой призналась в любви к Поленову. Как только завершится строительство абрамцевской церкви, они станут первыми, кого повенчает в ней местный священник.
Первые годы брака будут особенно счастливыми. Жена целиком и полностью разделит художественные интересы Поленова. В 1884-м у 40-летнего художника, к его огромной радости, родится долгожданный первенец Федюшка.
Но судьба не дала Поленову забыть, что любовь соседствует со смертью. В августе 1886 года Федюшка умер на руках у отца, проболев неделю. «Вот уже три месяца, как я с ним навсегда простился, а точно как будто он еще вчера у меня на руках засыпал, — писал Поленов в ноябре Васнецову. — Страшные эти законы природы: сделают они что-то такое живое, прелестное, радостное и так беспощадно сами же его уничтожают. К чему все это? Кому они необходимы, эти страдания?"
Поленов был сломлен, началась неврастения, невыносимые головные боли,навязчивые мысли о суициде. Только жена — её любовь, её чуткость и присутствие духа — спасли художника от преждевременного ухода. «Наташа меня удивляет своей нравственной силой, — писал Поленов матери, — ни одной жалобы, ни одного упрека. Видно, так уж было суждено». «И тогда, по-видимому, началась настоящая любовь Поленова к жене, с которой он до конца дней своих прожил в мире и согласии, — рассуждает Марк Копшицер, — Он делился с ней всем: и радостями,и невзгодами. А в дальнейшей его жизни было, как и в прошлые годы, много радостей и много невзгод». В том же 1886-м году у Поленовых родится сын Дмитрий, потом — дочери Екатерина, Мария, Ольга и Наталья.

Василий Поленов с дочерьми.
Наталья Васильевна станет одной из самых преданных жён русских художников: творчество и картины Василия Поленова будут составлять смысл её жизни. Поленовы обзаведутся усадьбой Борок близ Тарусы, построят школы и церковь,будут лично оплачивать труд учителей в соседних сёлах Бёхово и Стахово