
Илья Печёнкин. Кандидат искусствоведения
Владимир Давыдов. Историк архитектуры
Эклектика
КОГДА
1820 — 1900-е годы
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ
Страны Европы и их колонии, Российская империя, США
ЧТО ПРИДУМАНО
Стесненные нормативностью классицизма, архитекторы стали выбирать стиль постройки — из имеющихся исторических направлений — сообразно назначению здания. Это позволило сделать более привлекательным облик принципиально новых по типу сооружений, которые появились благодаря урбанизации и становлению новых общественных отношений.
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ
Доходные дома, театры, банки, здания музеев и библиотек, учебных заведений, магазины и торговые пассажи, железнодорожные вокзалы, здания парламента и других органов власти, буржуазные виллы, культовые сооружения различных конфессий
Неогрек

Концертхаус — бывший драматический театр — в Берлине (архитектор Карл Фридрих Шинкель)
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Воспроизведение классических греческих памятников с археологической точностью

Геометрическая строгость объемов



Плоские стены Скупой ордерный декор Мотив лоджии 1
1 Открытое с одной, двух или трех сторон помещение, где стену заменяют колоннада или аркада.

В декоре — мотив гермы

Герма четырехгранный столб, завершающийся скульптурной головой или бюстом какого-либо бога, государственного деятеля или философа (первоначально — бога Гермеса).
_______________________________________________________________
Неоренессанс

Галерея Виктора Эммануила II в Милане (архитектор Джузеппе Менгони)
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Детали исторического стиля наложены на фасад современного, часто многоэтажного здания с регулярной сеткой окон


Масштаб деталей укрупнен Вместо каменных элементов — штукатурная декорация
_______________________________________________________________________
Необарокко, или боз-ар

Дворец Лоншан в Марселе (архитектор Анри Жак Эсперандьё)
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Детали исторического стиля наложены на фасад современного, часто многоэтажного здания с регулярной сеткой окон


Масштаб деталей укрупнен Вместо каменных элементов — штукатурная декорация


Арочные окна и дверные проемы Классические архитектурные детали: балюстрады, пилястры

Балюстрада ограждение лестницы, балкона, террасы, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.

Пилястра (с лат. — «колонна», «столб») плоский вертикальный выступ, повторяющий все части и пропорции колонны.

Гирлянды, богатые глубокие карнизы

Карниз выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.


Декорированные скульптурой кронштейны и опорные консоли Выразительные маскароны 2
2 Вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного.

Насыщенные многоцветные росписи, фрески, мозаики и другие произведения искусства в интерьерах
_________________________________________________________
Неороманика

Общественная библиотека Эймса в Истоне, США (архитектор Генри Гобсон Ричардсон)
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Детали исторического стиля наложены на фасад современного, часто многоэтажного здания с регулярной сеткой окон


Масштаб деталей укрупнен Вместо каменных элементов — штукатурная декорация
_____________________________________________________________
Неоготика

Венская ратуша (архитектор Фридрих Шмидт)
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Детали исторического стиля наложены на фасад современного, часто многоэтажного здания с регулярной сеткой окон


Масштаб деталей укрупнен Вместо каменных элементов — штукатурная декорация
________________________________________________________________
Неовизантийский стиль

Троицкая церковь в селе Щурово, Коломна (архитектор Максим Геппенер)
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Детали исторического стиля наложены на фасад современного, часто многоэтажного здания с регулярной сеткой окон

Масштаб деталей укрупнен
_____________________________________________________________________________
Неомавританский стиль

Большая хоральная синагога в Петербурге (архитектор Лев Бахман и др.)
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Влияние португальского, испанского и мавританского исламского средневекового зодчества

Шлемовидные и луковичные купола в качестве завершения


Фестончатые арки Подковообразные арки


Сталактитовые своды Ковровая орнаментация фасадов

Использование мозаики и керамических изразцов

Здания чаще всего — синагоги
________________________________________________________________
Модерн, или ар-нуво
КОГДА
1890 — 1910-е годы
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ
Страны Европы, США, Российская империя, Османская империя
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ
Доходные дома, театры, банки и офисные здания, магазины и торговые пассажи, железнодорожные вокзалы, буржуазные виллы, церкви
ЧТО ПРИДУМАНО
Архитекторы разных регионов по-разному решали задачу по преодолению эклектической вторичности форм и искали уникальный и современный им язык. В целом для стиля характерно изучение выразительных возможностей новейших конструкций и материалов (металла, стекла, железобетона), отказ от академических стереотипов в проектировании и при этом вера в необходимость красоты.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ
Виктор Орта, Эктор Гимар, Чарльз Ренни Макинтош, Отто Вагнер, Йозеф Мария Ольбрих, Антонио Гауди, Федор Шехтель, Элиэль Сааринен
Романтический

Вилла в Кабуре, Нормандия (архитектор Эктор Гимар)
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ


Текучие формы Пластика, напоминающая рококо

Обилие орнамента, но не повторяющего орнаментацию известных исторических стилей

Сложность объемного построения, напоминающая романику и готику, но не воспроизводящая ни один стиль буквально

В декоре — растительные и зооморфные мотивы

Изображения женских фигур и голов
___________________________________________________________________
Рациональный

Почтовый сберегательный банк в Вене (архитектор Отто Вагнер)
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ


Отсутствие кривых линий Геометрическая ясность объемов

Фасадные поверхности без декора или декорированы очень сдержанно

Выявленный конструктивный каркас
_______________________________________________________________________
Чикагская школа

Салливан-центр — бывшее здание универмага «Карсон, Пири, Скотт и компания» (архитектор Луис Салливан)
КОГДА
1880-е — 1900-е годы
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ
США
ЧТО ПРИДУМАНО
Небоскреб — простая многоярусная металлическая структура (каркас), облицованная кирпичными и каменными материалами, обильно покрытая декоративными орнаментами из керамических, каменных и литых чугунных деталей. Чикагской школой также была впервые сформулирована основная парадигма развития архитектуры XX века — «форма следует функции».
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ
Луис Салливан, Данкмар Адлер, Дэниел Бёрнем, Уильям Ле Барон Дженни
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ
Конторские, торговые и многоквартирные жилые здания
ПРОИЗВОДНЫЙ СТИЛЬ
Органическая архитектура
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Многоэтажные здания простых, ясных форм с большими окнами прямоугольной формы

Стены облицованы кирпичом и декорированы элементами с применением орнамента

Пышный декор из чугунных конструкций

Новейшее время
Авангард
Функционализм

Комплекс Баухауса в Дессау, Германия (архитектор Вальтер Гропиус)
КОГДА
1910–40-е годы
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ
Франция, Германия и страны Северной и Восточной Европы
ЧТО ПРИДУМАНО
Функционалисты провозгласили функцию единственным несомненным источником формообразования и отказались от декора из-за его утилитарной нецелесообразности, пойдя в этом еще дальше представителей модерна в отрицании привычных со времен Ренессанса композиционных принципов. Большое значение для них имели данные современной науки, позволявшие конструировать максимально технологичную и эргономичную искусственную среду обитания человека. По сути, архитектура приравнивалась к промышленному дизайну.
ПРОИЗВОДНЫЙ СТИЛЬ
Конструктивизм
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ
Петер Беренс, Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье, Якобус Йоханнес Ауд, Людвиг Мис ван дер Роэ, Филип Джонсон
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ
Общественные и жилые здания, включая как дома и рационально спланированные поселки для рабочих, так и частные виллы
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Простые геометрические формы: параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр

Гладкая поверхность фасада без какого-либо декора, с ленточным или сплошным остеклением


Плоская эксплуатируемая кровля Здание поднято над землей на специальных устоях


Пандусы вместо лестниц Скупость отделки
_____________________________________________________________
Конструктивизм

Дом культуры имени Зуева, Москва (архитектор Илья Голосов)
КОГДА
1920-е — середина 1930-х годов
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ
Советская Россия, СССР
ЧТО ПРИДУМАНО
Разделяя подход функционалистов, выступавших против исторической преемственности современной архитектуры по отношению к прошлому, представители советского конструктивизма делали акцент на образных характеристиках построек. Архитектура мыслилась ими как действенный инструмент политической пропаганды и управления массами. Поэтому сооружения конструктивистов отнюдь не всегда удобны для использования, но несут в своем облике подчеркнуто индустриальные, «пролетарские» черты, уподобляясь техническому изделию или даже скорее брутальной заводской заготовке для такого изделия.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ
Владимир Татлин, Моисей Гинзбург, Александр Веснин, Константин Мельников, Иван Леонидов, Илья Голосов
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ
Объекты трудо-бытовой инфраструктуры: промышленные здания, рабочие клубы, фабрики-кухни, ведомственные дома-коммуны
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Формообразование, в целом аналогичное функционалистскому

В композицию часто включаются металлические конструкции (например, стальные тросы — ванты и т. п.)
____________________________________________________________
Органическая архитектура

«Дом над водопадом», штат Пенсильвания, США (архитектор Фрэнк Ллойд Райт)
КОГДА
1920–50-е годы
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ
США, Финляндия
ЧТО ПРИДУМАНО
В отличие от функционализма (а на самом деле — всей традиции западной архитектуры с античных времен), органическое направление архитектурной мысли не противопоставляет здание ландшафту, а ищет способы вписать его в природу. Условия ландшафта и характер строительного материала помогают работе архитектора. Эти взгляды базируются на знакомстве с открытиями естествоиспытателей и традициями дальневосточной архитектуры — в частности, идее непрерывности пространства, свободно перетекающего изнутри наружу здания и обратно, отражающего специфику японского жилища.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ
Луис Салливан, Фрэнк Ллойд Райт, Алвар Аалто
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ
Загородные частные дома и оздоровительные учреждения
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Господство горизонталей, ограничивающих пространство снизу и сверху, но не мешающих его свободному перетеканию внутри жилого этажа

Наличие орнамента и фактур в отделке фасада и интерьера
_________________________________________________________________
Экспрессионизм

Башня Эйнштейна, Потсдам (архитектор Эрих Мендельсон)
КОГДА
1910–20-е годы
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ
Германия и сопредельные с ней страны
ЧТО ПРИДУМАНО
В отличие от функционалистов и конструктивистов, приверженцы экспрессионизма не отождествляли современность в архитектуре с полным отказом от исторических традиций. Новизна их подхода к формообразованию заключалась в намеренном искажении традиционных форм с целью вызвать сильный эмоциональный отклик у зрителя. Часто формы зданий прямо уподоблялись природно-органическим, обнаруживая тенденцию к стиранию границы между архитектурой и скульптурой.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ
Эрих Мендельсон, Рудольф Штайнер, Мишель де Клерк, Йозеф Франк
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ
Общественные здания, церкви и мемориальные сооружения
ПРОИЗВОДНЫЙ СТИЛЬ
Неоэкспрессионизм
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Обтекаемые, подчеркнуто пластичные очертания зданий

Или, наоборот, резко контрастный силуэт

Исторические формы угадываются, но даны в сильно трансформированном виде
________________________________________________________________
Ар-деко

Железнодорожный вокзал в Цинциннати, США (архитекторы Альфред Т. Фельхеймер, Стюард Вагнер)
КОГДА
1920–1940-е годы
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ
Страны Западной и Центральной Европы, США, Австралия, Китай и Япония
ЧТО ПРИДУМАНО
Формальный язык ар-деко возник на пересечении неоклассицизма с его влечением к ясности и иерархичности структуры и модерна с его любовью к орнаменту и заинтересованностью в технике и ее возможностях. По сути, ар-деко — это буржуазный вариант модернизма, чуждый идеям экономии и отказа от декоративности.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ
Анри Соваж, Огюст Перре, Жак-Эмиль Рульманн, Рене Лалик, Пьер Шаро
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ
Деловые и общественные здания, в том числе небоскребы, загородные виллы, жилые интерьеры
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ


Симметричные фасады Геометризированная пластика форм

Колонны заменены прямоугольными в сечении столбами

Орнамент основан на мотивах современной техники (авто, аэропланы)

В декоре — приемы стилизации, почерпнутые из архаических и традиционных культур Востока и Африки

Антропоморфные образы не утонченны, а спортивны

В отделке широко использован металл — главный материал «машинного века»
___________________________________________________________________
Архитектура тоталитарного периода

Проект Дворца Советов, Москва (архитекторы Борис Иофан, Владимир Гельфрейх, Владимир Щуко)
КОГДА
1930-е — 1955
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ
Германия, Италия, Испания, СССР
ЧТО ПРИДУМАНО
Грандиозные сооружения, создававшиеся из смешения элементов архитектуры прошлого, своим масштабом, а часто и помпезным декором, пропитанным идеологией, подавляли пространство и личность человека. Архитектура этого периода использовалась как один из способов объединения граждан страны под знаменами новой идеологии. В СССР архитектурное творчество было лишено естественного профессионального поиска и сводилось к угадыванию пожеланий и предпочтений высшего руководства страны.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ
Алексей Щусев, Иван Жолтовский, Борис Иофан, Альберт Шпеер, Джузеппе Терраньи, Марчелло Пьячентини
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ
Общественные сооружения различного функционального назначения и типологии
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ


Крупномасштабные ансамблевые комплексы Классические и вновь созданные ордера


Декорирование скульптурой и живописью Осевая симметрия

Применение в отделке дорогих и редких материалов
______________________________________________________________
Модернизм
Интернациональный стиль

Сигрем-билдинг, Нью-Йорк (архитекторы Мис ван дер Роэ, Филип Джонсон)
КОГДА
1930–60-е
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ
Зародился в Европе после Второй мировой войны и распространился по всему миру
ЧТО ПРИДУМАНО
Интернациональный стиль явился продолжением и развитием функционализма и следствием деятельности школы Баухаус. К основным принципам стиля можно отнести прямолинейные формы, чистые поверхности, лишенные декора, свободное внутреннее пространство, навесные фасады, скрывающие несущие конструкции и освобождающие пространство на уровне земли. Наиболее широкое распространение получил в ходе восстановления разрушенных городов Европы после Второй мировой войны — базовые принципы стиля давали возможность для крупномасштабной городской застройки. Термин «интернациональный стиль» вошел в употребление после одноименной выставки, прошедшей в МoМА в 1932 году.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ
Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Филип Джонсон; крупная проектная фирма «Скидмор, Оуингс и Меррилл»
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ
Здания различного функционального назначения и типологии
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ


Стеклянные фасады Простые геометрические формы


Лишенные декора стены Чистые прямоугольные свободные планировки


Эксплуатируемые кровли Стальные и бетонные конструкции
_____________________________________________________________
Необрутализм, или брутализм

Здание парламента в Дакке, Бангладеш (архитектор Луис Кан)
КОГДА
1950–70-е годы
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ
Великобритания, США, Япония, СССР
ЧТО ПРИДУМАНО
На волне актуализации левых идей в послевоенной Европе стали востребованными решения, направленные на удешевление строительства и преодоление безликой механистичности раннего модернизма. Необруталисты (cвое направление архитекторы называли New Brutalism, хотя никакого «старого» брутализма не существовало) работали с более крупным масштабом сооружений, чем их довоенные коллеги. При этом предлагалось извлекать «поэзию» из чисто железобетонных конструкций, лишенных какого-либо декора и региональных оттенков образа.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ
Элисон и Питер Смитсон, Луис Кан
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ
Жилые дома и общественные здания, спортивные сооружения, объекты научной инфраструктуры
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Лапидарные крупные формы, часто тяготеющие к воспроизведению простых геометрических тел — параллелепипеда, цилиндра, опрокинутой пирамиды

Строительный материал (монолитный железобетон) никак не облицовывается и сохраняет свою естественную фактуру и окраску
_______________________________________________________________
Метаболизм

Капсульная башня «Накагин», Токио (архитектор Кисё Курокава)
КОГДА
1950–60-е годы
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ
Япония
ЧТО ПРИДУМАНО
Возведение мегаструктурных сооружений и застройка городов, в своем устройстве основывающихся на принципах роста и развития биологических организмов. Предполагалось, что возведенная первой общая коммуникационная структура постепенно обрастает индивидуальными «капсулами» людей, переезжающих на новое место вместе со своим «домом-капсулой». Таким же образом организации по мере своего роста могли бы наращивать себе новые рабочие пространства.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ
Кэндзо Тангэ, Кисё Курокава, Киёнори Кикутакэ
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ
Генпланы застройки городов, жилые и офисные сооружения
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Мобильные модули, размещаемые на общие коммуникационные структуры

Незавершенная структура здания
_________________________________________________________________
Структурализм

Библиотека Академии Филлипса в Эксетере, Нью-Хэмпшир, США (архитектор Луис Кан)
КОГДА
1950–80-е годы
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ
По всему миру
ЧТО ПРИДУМАНО
Опираясь на наследие функционализма, планы зданий формируются по четко продуманной структурной сетке — как правило, прямоугольной. Соблюдается строгая симметрия и осевая композиция и модульность в построении планов и фасадов. Обслуживающие и обслуживаемые пространства внутри здания не перемешиваются, а группируются в строгие структуры внутри плана или выделяются в самостоятельные объемы, например вертикальные коммуникации. Прослеживается стремление к сохранению соразмерного человеку масштаба. При планировании районов и городов формируется четкая прямоугольная уличная структура.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ
Луис Кан, Пол Рудольф, Пьер Нерви, Моше Сафди
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ
Жилые и общественные сооружения
ПРОИЗВОДНЫЕ СТИЛИ
Метаболизм, необрутализм
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Продуманная и сложно структурированная сетка планов и фасадов

Модульность в построении планов и фасадов, сохранение соразмерного человеку масштаба

Строгая симметрия и осевая композиция

Внутри здания — иерархия обслуживающих и обслуживаемых пространств
____________________________________________________________________
Неоэкспрессионизм

Терминал TWA (аэропорт имени Джона Кеннеди), Нью-Йорк (архитектор Ээро Сааринен)
КОГДА
Конец 1950-х — 1960-е годы
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ
По всему миру
ЧТО ПРИДУМАНО
Сформировался как реакция на обезличенную, предельно рациональную и функциональную послевоенную архитектуру интернационального стиля. Взамен прямоугольных создаются здания с формами, заимствованными в живой природе и мире вещей. Но не напрямую, не буквально, а, напротив, подвергшиеся обобщению и романтизированные.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ
Йорн Утзон, Ээро Сааринен, Кэндзо Тангэ
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ
Театры, музеи, транспортные терминалы, культовые сооружения
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Индивидуальная, неповторимая, часто скульптурная форма здания, напоминающая морских животных или предметы материального мира, например паруса или головной убор
_________________________________________________________________
Хай-тек

Центр Помпиду, Париж (архитектор Ричард Роджерс)
КОГДА
1970–90-е годы
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ
По всему миру
ЧТО ПРИДУМАНО
Эстетика хай-тека выражает превосходство высокотехнологичного производства над природой; прагматизм. Это архитектура крупных бизнес-корпораций, утверждающих себя посредством новой монументальности, полностью лишенной ретроспективных ассоциаций и устремленной скорее к образам научной фантастики.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ
Норман Фостер, Ричард Роджерс, Ренцо Пьяно, Кэндзо Тангэ
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ
Офисные здания крупных компаний, общественные сооружения
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ


Обнаженный конструктивный каркас здания Геометрическая ясность крупной формы


Пластический минимализм Щедрое использование стекла и металла

Чистые поверхности без детализации

Инновационная инженерная оснастка, которая не скрывается от зрителя, а также становится элементом дизайна
arzamas.academy
(Продолжение следует)
