Картину Брейгеля можно узнать мгновенно, но… какого Брейгеля? Даже маститые эксперты признаются, что им подчас сложно сориентироваться в творчестве и семейных связях внутри этой династии, не сверяясь с генеалогическим древом. Шестеро художников, носивших эту фамилию, творили на протяжении 150 лет. Они копировали работы друг друга и подписывали их одинаковыми именами, так что иногда бывает трудно узнать, является ли произведение оригиналом Брейгеля или брейгелевской копией оригинального Брейгеля.
Питер Брейгель Старший. Свадебный танец. ок. 1566.
Кроме того, свою фамилию они писали по-разному, одни — Bruegel, другие — Brueghel, третьи — Breughel. Они также сотрудничали с другими художниками, так что иногда не разберёшь, когда называть Брейгеля Брейгелем, а когда — Рубенсом. Сложности в ситуацию вносят и их семейные связи с другими фламандскими коллегами. А ещё у них были забавные прозвища — Брейгель Мужицкий, Брейгель Бархатный, Брейгель Адский…
Эта семья так же красочна и разнообразна, как персонажи картины «Свадебный танец» Питера Брейгеля Старшего. Из всех семейных династий великих художников эта — самая очаровательная и самая загадочная.
Питер Брейгель Старший. Художник и знаток (предполагаемый автопортрет). ок. 1566, 20,3×30,9 см. Галерея Альбертина, Вена.
Всё начинается с Питера Брейгеля Старшего (около 1525/30 — 1569), который до 1559 года писал свою фамилию как Brueghel, а затем — Bruegel (его сыновья взяли первое написание).
Примерно в 1545 году исключительно талантливый художник приехал в Антверпен и поступил в мастерскую Питера Кука ван Альста, в прошлом — придворного живописца Карла V. Наставник стал также тестем своего подмастерья и таким образом заручился тем,что лучший ученик продолжит его дело.
Позже Брейгель отправился в Италию, где впитал влияние Ренессанса, но по возвращении адаптировал его к своему видению культуры Нижних Земель.
Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов. 1562. 117×162 см.
Ранняя манера Брейгеля напоминала живопись Иеронима Босха — и молодого художника действительно называли «новым Босхом». Но, как любой великий живописец, он не хотел быть кем-то, он хотел быть собой. И постепенно его стиль обрёл индивидуальные черты: фигуры в пейзаже, танцующие крепкоголовые мужчины и женщины, визуальные интерпретации пословиц. Эти работы обильно подкреплены отсылками к поэзии, философии, политике и религии.
И, тем не менее, о Питере Брейгеле Страшем известно крайне мало. За свою склонность к изображению крестьянского и городского быта — а не исторических, библейских или мифологических сцен — он получил прозвище Мужицкий. «Северный Вазари» Карел ван Мандер, биограф североевропейских живописцев XV — XVI веков, считал, что Брейгель мог писать крестьян лишь потому, что сам был крестьянского происхождения.
Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба. 1568, 114×163 см.
Однако нынешние искусствоведы заявляют, что ван Мандер придумал образ Брейгеля, основываясь на его работах: раз писал крестьян — значит, сам был крестьянином. Сейчас эксперты подозревают, что Брейгель вполне мог родиться в семье художника в Антверпене. Маловероятно, что молодого крестьянина приняли бы в гильдию Святого Луки: постороннему было очень трудно войти в круг живописцев и создать мастерскую.
Питер Брейгель Старший скончался приблизительно в возрасте 45 лет, и до наших дней сохранилось около 45 его картин. Его сыновьям — Питеру Брейгелю Младшемуи Яну Брейгелю Старшему (его называют так, потому что его собственный отпрыск, Ян Младший, впоследствии был назван в честь отца) — на тот момент было около пяти лет и около года соответственно. Однако оба стали невероятно успешными художниками. Есть различные теории о том, кто их обучал, и наиболее привлекательна версия, что педагогом была их бабушка Майкен Верхюльст — известная миниатюристка и жена Питера Кука ван Альста.
Ряд известных работ Питера Брейгеля Старшего
https://obiskusstve.com/1709384013787171040/vse-br...g-nih-putevoditel-po-dinastii/