vopere.com/sovetskie-kompoz...pilov.htmlИ позднее Чайковский неизменно указывал, что «не может иначе представить себе Онегина, как в образе Хохлова». Критика не сразу оценила Хохлова, заметив, что он «разогревался» лишь к двум последним картинам. Но ведь так и было замыслено Чайковским! Показывая в первой половине картины своего героя как холодного светского щеголя, Хохлов подчеркивал затем перелом в сознании и эмоциональном мире Онегина, когда он встречает на петербургском балу Татьяну. Здесь просыпается в нем столь долго дремавшее чувство, здесь он становится по-настоящему горячим, искренним, непосредственным, достигая особой выразительности в последней картине. Хохлов создал классический образ Онегина, и его традиции до сих пор живут в исполнении этой роли лучшими певцами Большого театра. И хотя публика, как и критика, не сразу «раскусила» прелести «Онегина», опера, однако, стала быстро набирать темпы успеха, и вскоре произведение Чайковского заняло в репертуаре Большого театра подобающее ему место. Хохлов долгое время оставался единственным и незаменимым исполнителем партии Онегина, спев сто тридцать восемь спектаклей, в том числе, более ста из них - без перерыва; кроме того, он пел эту партию в Петербурге и на гастролях в Праге (1889 год) – всегда и везде с исключительным успехом. «В Москве этот успех с годами приобрел почти легендарный характер» - писал биограф Хохлова. Артист широчайшего культурного кругозора, Хохлов первый при работе над ролью обратился к литературным и изобразительным источникам, желая наиболее полно передать образ и вокально, и сценически. Помимо глубокой обдуманности своего исполнения, Хохлов был одарен способностью перевоплощения. «Однажды он так провел смерть Валентина в «Фаусте», что в антракте с ним сделалось дурно», - вспоминал современник. Все это позволяет считать Хохлова одним из основоположников сценического реализма, которого настойчиво уже требовали произведения русской оперы. Вскоре (1883) Хохлов станет и великолепным Кочубеем в «Мазепе» Чайковского (отмеченным критиком как крупный факт текущей театральной жизни), затем Светлейшим в «Черевичках», Елецким в «Пиковой даме».
VOpere.com