vopere.com/sovetskie-kompoz...vanov.htmlМосквичи дожидались «Руслана и Людмилу» четыре года и услышали эту оперу 9 (22) декабря 1846 года опять же в исполнении петербургских солистов. Людмилу пела М. Степанова, Руслана – С. Артемовский, Ратмира – А. Петрова 2-я, Фарлафа – О. Петров, Финна – Л. Леонов, Гориславу – Э. Лилеева. Декорации были сооружены местными силами (художник Павлов). Первые спектакли привлекли много публики, но постепенно зрители охладевали, и после сакраментальных девяти спектаклей (как и
«Иван Сусанин»!), опера исчезла из репертуара, чтобы возродиться на московской сцене только...через двадцать с лишним лет!
Сценические произведения Глинки сыграли историческую роль не только в развитии русской оперы. Весь второй акт «Ивана Сусанина», рисующий бал у польского короля и построенный на польских народных танцах (хоровой полонез, краковяк, мазурка, а также вальс), начинает новую эпоху в русской хореографии. Здесь
Глинка первый из всех композиторов Европы выдвигает задачи действенной балетной драматургии, опирающейся на подлинно симфоническую партитуру. Блеск, изящество и танцевальность музыки этого акта сочетаются с сохранением национального характера польской шляхты, надменной, хвастливой и беспечной. Лишь на момент омрачается пышный праздник – королю докладывают об избрании на русский престол Михаила Федоровича Романова. Группа шляхтичей отправляется брать в плен молодого царя, и затем звучит с нарастающим блеском мазурка. Другую линию, также определившую будущность русского балета, представляют волшебно-восточные танцевальные сцены «Руслана и Людмилы». Если вспомнить афористичное замечание Чайковского, что из «Камаринской» Глинки, как дуб из желудя, выросла вся русская симфоническая музыка, то можно сказать, что из «Сусанина» и «Руслана» выросли и русская опера, и русский балет.
«В своем же «Руслане», - писал Б. Асафьев, - Глинка создает из одного эпизода танцев чародейств Наины ( третий акт) основную предпосылку развития русского классического балета на целый век, а характерными танцами в царстве Черномора (четвертый акт) выявляет другую существенную линию русского балета – национально-характерную, ведущую к половецким танцам в «Игоре» Бородина. Так плясовое, стихийно проявлявшееся в связи с песней и обрядовостью народное действо переходит в русское хореографическое искусство на фундаменте русской симфонической музыки.»
Но реализм танцевальных образов Глинки был ещё не под силу современной ему хореографии. Если в московском «Сусанине» талантливый московский танцовщик Н. Пешков в противоположность Петербургу постарался придать национальную характерность польским танцам и сам в мазурке создал четкий образ старого шляхтича, то в «Руслане» возобладали привычные условные формы «классического» балета (постановщик Ж. Решар).
VOpere.com