vopere.com/sovetskie-kompoz...banov.htmlОднако, факты говорят об обратном. Да и сам же Глинка упоминает, что со дня премьеры 27 ноября 1842 года до начала великого поста, то есть, за три месяца, опера прошла тридцать два раза! Пресса, кроме булгариновой «Северной пчелы», высказывалась весьма лестно. Что же касается общего драматического замысла оперы, то ещё Стасов в 70-х годах писал: «…С Глинки окончательно должен уже быть снят упрёк, будто он думал только о музыкальной стороне дела и предоставил все либретто разным случайным и разновременным либреттистам... Несомненные документы, письма и программы, писанные [его] собственною рукою во все время сочинения оперы, доказывают самым неопровержимым образом совершенно противное; никогда ещё никакой композитор более Глинки не заботился о либретто и всех его подробностях, начиная от самых крупных и кончая самыми мелкими, и никогда никакой композитор не предоставлял менее Глинки чего бы то ни было произволу и вкусу своего либреттиста». Кроме того, мы знаем, что «план целого» в «Руслане» сразу возник, подобно «Сусанину», в воображении Глинки, и что, как и в процессе создания первой оперы, он многое писал ранее слов.
Постановка и исполнение «Руслана» в Петербурге, особенно, когда в третьем спектакле Ратмира спела А. Петрова-Воробьёва и «зажгла в публике восторги», была «тщательна и чрезвычайно роскошна» (Серов). По сообщению самого Глинки, костюмы для главных действующих лиц были сделаны по указанию Карла Брюллова, он же написал маслом эскизы декораций. «Успех был замечательный, очень сильный», - отмечал тот же Серов, который отказывал «Руслану» в драматичности. Из этих соображений опера была нещадно сокращена, лишившись многих своих лучших страниц. Всего «Руслан» выдержал пятьдесят три представления, почти всегда при полных сборах. И только приезд итальянцев зимой 1843 года во главе с Полиной Виардо, Рубини и Тамбурини ( о двух последних Глинка высказался весьма критически) оттеснили русскую оперу.
VOpere.com