Владелица венского дома моды и кутюрье
Эмилия Флёге оставалась единственной постоянной
спутницей любвеобильного Густава Климта более
двадцати лет.
Этот факт не вызывает сомнений,а вот характер их
отношений — предмет споров и дискуссий со времен
начала ХХ века. Взаимное притяжение и эмоциональную
зависимость творческая пара скрепила негласным
дружеским союзом,приправив его долей романтики.
Альянс оказался сильнее уз брака и стал их
неразгаданной формулой любви.
Семьи Климтов и Флёге состояли в родстве.
В 1891 году брат художника Эрнст женился на старшей сестре
Эмилии,и в этом же году Густав написал портрет своей
невестки. С самых первых дней знакомства Густаву,
которому было уже под 30, нравилось находиться
рядом с 17-летней Эмилией. Желая завоевать симпатию
девушки, он даже соглашается вместе изучать французский.
Так невинно и с пользой проходят их первые «свидания».

Густав Климт. Портрет Эмилии Флёге. 1893
Через год умирает Эрнст, и Густав становится опекуном
его новорожденной дочери. В этом качестве художник все
чаще появляется в доме Флёге, и к 1897 году Густав и Эмилия
становятся неразлучны.
Многие их знакомые не сомневались, что у них роман.
Художник сопровождал Эмилию в оперу и театр, проводил
летние месяцы на семейной вилле Флёге, писал
длинные письма, а из путешествий отправлял открытки,
нередко дорисовывая в свои милые послания крылатое
сердечко.
Делиться впечатлениями с Эмилией стало для Густава
необходимостью. В 1903 году из Италии он писал
о «невероятном великолепии» мозаик VI века в Равенне,
которые во многом повлияли на его технику «золотого
периода». Профессия друга и бесконечные разговоры
об искусстве не могли не отразиться на его спутнице.
Как достойная ученица первого художника Венского
Сецессиона вскоре она произведет собственную
революцию в мире моды.
***
Вместе с двумя сестрами Эмилия несколько лет училась
швейному искусству. С финансовой поддержкой брата
в 1904 году девушки открыли салон моды «Cёстры Флёге»
в Casa Piccola — самом сердце текстильной индустрии Вены.
Эмилия была творческим руководителем трио, сестра Элена
занималась клиентами, а Полин — офисом. Несколько раз
в год Эмилия ездила в Париж и Лондон, чтобы узнать
о модных тенденциях и привезти новейшие образцы текстиля.
Интерьеры салона, оформленные в стиле модерн ведущими
дизайнерами венского Сецессиона из «Венских
мастерских»(Wiener Werkstätte), производили впечатление
на клиентов. Салон процветал и стал модным
местом встреч дам из высшего общества.
К 1914 году у них одевались большинство венских модниц.
Клиентками были дамы из просвещенных кругов еврейских промышленников, которые заказывали портреты у Климта.

Эмилия Флёге на отдыхе у озера Аттерзе. 1906 год.
Фото: Густав Климт.
Дизайнерские модели Флёге назывались«реформаторскими
платьями» и несли дух свободы, выражая новое представление
о красоте в одежде. Освобождая женщин от тесных корсетов,
вольнодумная кутюрье одевала дам в платья свободного покроя,подчеркивающих их женственность.
Эмилия любила носить свои модели и часто в них
позировала на природе,подчеркивая их элегантность
и естественность.
Стиль реформаторского платья воспринимался также
как способ самовыражения и был предназначен для
сильной и уверенной женщины. Но лишь немногие
прогрессивные круги приняли этот стиль, полагая,
что раскрепощение моды приведет к более
свободному мышлению.
К сожалению Эмилии, салон «Сёстры Флёге» вынужден
был принимать во внимание вкусы своей эпохи и
выпускать платья, на которые был большой спрос.

Если бы Эмилия Флёге жила в наше время, все мы наверняка были бы подписаны на её Инстаграм.
Среди исследователей жизни Климта до сих пор продолжается
полемика, оставались ли отношения художника и
Эмилии только платоническими. Ответ может подсказать
портрет Эмилии 1902 года. В нем венский Казанова
раскрывает свои чувства.
Величественная, чувственная и хрупкая Эмилия —
не только дама, бросившая вызов обычной роли,
приписываемой обществом. Она — Богиня. Как невозможно
приблизиться к божеству и властвовать над ним, так для
художника возвышающаяся во весь рост Эмилия
со стилизованным нимбом остается недосягаемой
святыней и его повелительницей.
Эмилии и ее семье портрет не понравился, она отказалась
его принять, и в 1908 году картину приобрел Венский
исторический музей.

Портрет Эмилии Флёге.Густав Климт, 1902
В какой степени Климт участвовал в разработке дизайна
одежды для салона «Сестёр Флёге» остается неясным.
В его собственных работах одежда была очень важна,
он подбирал различные варианты костюма в подготовительных
зарисовках и часто импровизировал прямо на холсте,
создавая узоры.
Известно, что платье для Эрмины Галлии, в котором она
позировала для портрета, сшито по дизайну художника.
Он также создал модель воздушных платьев с воланами
для самой Эмилии.

Густав Климт. Портрет Эрмине Галлии. 1903

Эмилия Флёге в платье дизайна Густава Климта. 1906 год.

Сравните вкусы «Золотой Адель» и Эмилии Флёге: паттерн
на платье, ожерелье. Фотографии Эмилии Флёге
Климт внес свою лепту в продвижение бизнеса Эмилии:
он настойчиво рекомендовал своим клиентам салон подруги.
Многие дамы с портретов художника одевались у «Сестёр
Флёге». И даже позировали Климту в платьях Эмилии.
Их общими заказчицами были Соня Книпс и Фредерика Беер.
Платье для девятилетней Мады Примавеси было сделано
Эмилией — по предложению Климта, специально для этого
портрета. Для Климта детские портреты — редкость,
как и портреты пожилых дам. На одном из них художник
изобразил маму Эмилии.

Портрет Мады Примавеси. Густав Климт, 1912

Портрет Барбары Флеге (матери Эмилии Флеге)
Густав Климт, 1915
***
Одним из источников вдохновения для Густава и Эмилии
были их впечатляющие коллекции восточного и европейского
искусства. Климт собирал японскую гравюру, а Эмилия
текстильные изделия народного творчества из
Центральной Европы. Фрагменты вышивок и кружев
она выставляла в витрине своего салона.
Обращаясь к этническим узорам, Эмилия находила новые
идеи украшения своих моделей и неожиданные
цветовые сочетания.
В начале ХХ века предметы народного творчества
представлялись горожанам чем-то свежим и экзотическим.
Эти работы декоративного искусства, благодаря
коллекционерам, начали приобретать художественное
и эстетическое значение и повлияли на стилистическое
развитие модерна.

Эмилия Флёге. 1910 год.

Густав Климт и Эмилия Флёге в саду виллы Ореанда
на озере Аттерзее. 1910 год.
В последние годы к творчеству Эмилии Флёге возрос интерес
не только как к подруге знаменитого художника,
а в первую очередь, как к талантливому модельеру,
повлиявшему на развитие индустрии моды.
Модель Эмилии Флёге, воссозданная шанхайским художником-дизайнером
Хань Фэн. Выставка «7 Муз Густава Климта», 2016 год. Новая галерея, Нью-Йорк.
Кутюрье и художник вместе разделяли еще одну страсть —
к ювелирным украшениям. Только Эмилия обожала их носить,
а Климт — изображать. Художник не отказывал в этой
слабости своей подруге и часто преподносил ей подарки
от ее любимой и самой популярной в Вене
марки «Wiener Werkstätte».
Владелица модного дома была фотомоделью и рекламировала
ювелирные изделия от «Wiener Werkstätte» (Венские мастерские) — знаменитого творческого объединения дизайнеров,
художников и архитекторов начала ХХ века.
Их эффектные ювелирные изделия из полудрагоценных
камней ценились за художественное оформление,
а стилистика сближала с работами знаменитого коллеги —
Густава Климта.

Эмилия Флёге в ювелирных украшениях от «Венских
мастерских». 1910.
***
Начиная с 1898 года Эмилия и Густав проводили летние
месяцы на озере Аттерзе в Верхней Австрии, вначале
на семейной вилле Флёге недалеко от деревушки
Вайсенбах, позже — на вилле Олеандр. Сады, парки,
тенистые аллеи и чудесное озеро умиротворяли.
Особенно Климта, оставлявшего в Вене свое очередное
увлечение и страшно уставшего от своих бесконечных
романов и мимолетных связей.
Климт надевал синюю хлопковую рубашку-балахон
с вышивкой на плечах (в мастерской он тоже ее
предпочитал), Эмилия наряжалась в изысканные
наряды из заморских шелков, и они вместе отправлялись
гулять по садам, кататься на лодке, изредка встречаясь
с родственниками и друзьями.

Эмилия Флёге в реформаторском платье и Густав Климт
в саду виллы Ореандра в Каммере на озере Аттерзе. 1910 год.
Вдохновленный присутствием любимой Эмилии и захватывающим
видом окрестностей, Климт начал писать пейзажи.
Эти созерцательные произведения, не обремененные
присутствием людей, успокаивали художника.
Наслаждаясь игрой света и отражением деревьев
на поверхности озера, он воспевал чистоту и красоту
природы. Климт отдыхал телом и душой.
***
В 1918 году Климт умер. Последние его слова были:
«Эмилия должна прийти». После смерти художника
Эмилия Флёге сожгла все письма, полученные от него,
но сохранила нетронутой «комнату Климта» в Casa Piccalo,
превратив ее в уютный музей, где хранились мольберт,
одежда, рисунки и мебель художника.
После присоединения Австрии к Германии в 1938 году
«Сёстры Флёге» потеряли большинство своих клиентов
и вынуждены были закрыть ателье.
Эмилия Флёге вела уединенный образ жизни.
Она умерла в 1952 году, пережив художника на 34 года.
Эмилия никогда не была замужем.

Густав Климт и Эмилия Флёге. 1899 год.
***
Альфред Вайдингер, специалист по творчеству Климта
из галереи Бельведер, полагает, что в картине «Поцелуй»
художник изобразил себя и Эмилию. Несмотря на то,
что образы мужчины и женщины собирательны,
этот романтический сюжет,действительно может
рассказывать историю любви между двумя творцами.
Замершие в самозабвении влюбленные, выйдя за
пределы времени, они одни во вселенной.

Поцелуй. Густав Климт, 1908
Источник: artinwords. de