"Мадонна Лаборис (Труды Богоматери), 1933"
В далекой Индии, в окружении вечных гималайских снегов, в долине Кулу воздвигнут памятник с надписью: «13 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха - великого русского друга Индии. Да будет мир». Жители самых отдаленных поселений с глубоким уважением относятся к имени «Рерих». Они приходят за сотни километров, чтобы почтить память «великого русского друга».
Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas) (1874-1947), русский живописец, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна.
Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. В 1893 году Николай Рерих поступил на юридический факультет Петербургского университета, и одновременно в Академию художеств, где занимался в мастерской Архипа Ивановича Куинджи.
В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва; другие собрания).
"Святой Сергий Радонежский"
Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902; «Город строят», 1902; «Бой», 1906; история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург; «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев). Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва; «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург).
[показать]
Заморские гости 1901, Третьяковская галерея
[показать]
Христос в пустыне 1933, Международный центр Рерихов
[показать]
"Мадонна Орифламма"
"Матерь Мира" - 1924
Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г.Ибсена в московском Художественном театре, 1912; «Весна священная» И.Ф.Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С.П.Дягилева в Париже, 1913; «Князь Игорь» А.П.Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914; панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов. Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом.
"Снегурочка и Лель, 1921"
В 1920 переехав в США, Рерих основал там вместе с женой Е.И.Шапошниковой «Общество Агни-Йоги» для распространения учения «Живой Этики», призванного морально усовершенствовать человечество на базе древних религий, прежде всего буддизма, и современной теософии. В 1923 Николай Рерих начинает из Сиккима свою Трансгималайскую экспедицию с целью исторического и топографического изучения Центральной Азии; экспедиция дважды пересекает последнюю, пройдя через труднодоступные районы Индии, Монголии и Тибета.
[показать]
Приехав через Синьцзян в Москву в 1925 году, Рерих устанавливает контакты с советским руководством, а в 1926–1928 через Алтай возвращается в Сикким. Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов.
"Витязь, 1910. Декоративное панно из сюиты Богатырский фриз"
Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород; и многие другие). Все больше сил Рерих с супругой отдают теософии, понимаемой ими не только как мистическое, но и как общественное движение. Последователей Рерихов в разных странах увлекает и провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории и искусства от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933).
Подписание Пакта Рериха в Белом Доме, Вашингтон, США. 15.04.1935
Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954. В поздний период мастер по-прежнему активно работал как живописец; вести с фронтов Второй мировой войны вдохновили его на национально-романтический цикл на темы русских былин. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935; «Моя жизнь», 1936–1947). Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993).
Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н.Н. и С.Н.Рерихов в Музее искусства народов Востока) с 1992 существует Международный центр Рерихов со своим собственным музеем.
"Знаки Христа"
"Святой Франциск"
"Гуга Чохан. Кулута"
"Единоборство Мстислава с Редедей"
Александр Невский
Ведущая
"Голубиная книга"
"Пунка Харью. Финляндия, 1907"
"Благословенная душа. Бхагаван Шри Рамакришна"
"Гонец. Восстал род на род"
"Русская Пасха"
"Конь счастья, 1925"
"Звенигород"
"Славяне на Днепре. 1905"
"Ростов Великий. Церковь Спаса на Сенях, 1903"
"Вечная Матерь. Жанна д Арк"
"Печоры. Полуверка, 1903"
"Баян, 1910. Декоративное панно из сюиты Богатырский фриз"
"Небесный бой"
"Покорение Казани"
"Пречистый град - врагам озлобленье"
"Микула Селянинович"
"Настасья Микулична"
"Тибет. Гималаи, 1933"
"Вестник, 1946"
Л.Дмитриева.Расшифровка картины Н.К.Рериха
"Святая Великомученица, 1907. Фрагмент Пермского иконостаса"
Н.К.Рерих. Аллал-Минг. 1920. Рисунок, сделанный способом автоматического письма
ПОДРОБНЕЕ: - http://roerih.ru/