[показать]Великий двунадесятый праздник Сретения Господня был установлен в Византии в царствование благоверного царя Юстиниана I в 542 году после страшной моровой язвы, поразившей империю в октябре 541 года, а в Римской Церкви – в 496 году при папе Геласии (другие исследователи считают – при святом Григории Великом (590–604)). Тогда же возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих процессий, по-видимому, связаны со словами, произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком (Лк. 2: 30–31). Обычай этот укоренился на Западе. В Православную Церковь этот обычай пришел в ХУІІ веке, когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». Для правки был в частности использован римский требник, в котором подробно описывался чин шествия с зажженными свечами в праздник Сретения Господня. Эта традиция была учреждена папой Сергием в противовес, как некоторые думают, языческому празднику, который праздновали в этот день с зажженными факелами в честь Феба, Прозерпины и других богов. В Православной Церкви сохранился только «Чин благословения свещъ на Сретение Господне». В Требнике предписывается совершать его перед Царскими вратами «по часех, прежде начатия священныя Литургии». В третьей молитве этого чина священник обращается к Богу: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мир: излей благословение Твое на свещи сия, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сия светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостию Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат…». В древнем обычае заготовки воска после осеннего медосбора, переработке его к середине зимы на свечи, которые затем, по традиции, освящали в праздник Сретения и употребляли за богослужением и в домашней молитве. Принесенные в этот день домой сретенские свечи возжигают во время молитвы, как и другие свечи, освященные в иные дни; можно их возжигать и в особых случаях, например, во время молитвы за больных, во время тревог и волнений. Также есть обычай возжигать эти свечи великим постом за богослужением: на каноне Андрея Критского, страстных евангелиях и т.д.. Свеча символизировала горение души, которое должно быть у православных верующих людей во время молитвы. Чем же отличаются обычная церковная свеча от «сретенской»? Только чином освящения, ведь простые церковные свечи, которые продаются в церковных лавках, тоже освященные. «Сретенские свечи»» - освящают только раз в году особым чином. Однако это не значит, что «сретенским свечам» следует придавать какое-то магическое или чудодейственное значение – это крайности. Ведь любая свеча, если горячо молиться, согревает молитву. |
| http://missia.od.ua/ |
Серия сообщений "Православному полезно знать..":
Часть 1 - Добротолюбие. ОБЩЕЕ ОЧЕРТАНИЕ СТРАСТЕЙ И БОРЬБЫ С НИМИ.
Часть 2 - Обращение к монахам
...
Часть 12 - Основа для спасения
Часть 13 - Епископ Смоленский и Вяземския Пантелеимон о первой исповеди
Часть 14 - СРЕТЕНСКАЯ СВЕЧА