Гродненщина — одна из богатейших областей Беларуси по количеству памятников истории культуры.
И cреди них выдающийся объект гидротехнической архитектуры 1-й половины XIX в. -
АВГУСТОВСКИЙ КАНАЛ, соединивший реку Вислу с Неманом.
Его длина составляет
102,8 км.
В мире существует только два аналога этого водного пути:
в Швеции — Gota и в Великобритании — Kalendonski.
За свою историю он успел выполнить и свою изначальную, транспортную функцию, пережил забвение, разрушительные валы войн, а потом - возрождение в новой ипостаси: туристического объекта, заповедника, своеобразного действующего музея гидростростроительства.
В это необычное и совсем неизвестное нам место в Беларуси мы и отправились на четыре дня.
Немного из истории...
"Идея строительства канала связана с экономическими проблемами Королевства Польского, входившего в состав Российской империи.
В 1821–1825 гг. берлинское правительство ввело высокие таможенные пошлины за транзит товаров Российской империи, что препятствовало доставке сельскохозяйственной продукции в балтийские порты.
Инициатором строительства Августовского канала в обход границ Пруссии был министр финансов Королевства Польского Франтишек Друцкий-Любецкий.
Проект предусматривал новый водный путь через приток Вислы р. Нетту, которая впадает в р. Бебжу, а затем благодаря искусственным каналам с системой шлюзов через озера Августовской пущи выйти к р. Чорная Ганьча, которая и соединит его с Неманом.
Суть идеи базировалась на создании большей окружной водной артерии, которая обходила бы границы Пруссии, приводя к разорению богатевшие на торговле прусские города Гданьск, Кенигсберг, Эльблонг, Клайпеда.
В 1824 году проект Августовского канала одобрил император Александр І.
Строительство заняло 15 лет: было сооружено 29 водопропускных плотин, 18 шлюзов, 21 камера, 14 мостов, 24 объекта для обслуживания канала.
И обошлось оно царской России в 1,5 млн рублей серебром – по тем временам сумма огромная.
Но, политика, как водится, дело переменчивое!
И история Августовского кнала как важной транспортной артерии для сплава древесины и товаров была недолгой.
В 1825 году отношения между Россией и Пруссией наладились и таможенная война закончилась.
Да еще к середине 19 века началось интенсивное строительство железной дороги, по которой перевозить товары было значительно, дешевле, чем по воде.
Так что к 1839 году строительство канала было остановлено. Но и то, что успели построить оказалось уникальным!
И Августовский канал соответствовал достижениям европейской цивилизации.
Однако, пролегая по красивейшим местам, Августовский канал стал в то время настоящей туристической меккой.
В 1909 году вдоль русла состоялась первая пешая экскурсия, позже открылся конный маршрут.
В 1920 – 1939 годах он вновь принимал путешественников: здесь курсировали два колесных парохода, развивался байдарочный туризм, работали яхт-клубы, а в районе шлюза Домбровка проходил грандиозный "Праздник моря".
Был издан и первый туристический путеводитель по Августовскому каналу.
В годы Великой Отечественной войны гидротехнические сооружения канала, вдоль которого были построены оборонительные доты, значительно пострадали, а распределительный шлюз Черток и вовсе разрушен.
Отступая, немецкие войска взорвали 3 шлюза, 8 плотин и несколько мостов."
И довольно долго Августовский канал представлял собой довольно грустное зрелище...
Польский участок Августовского канала был реконструирован еще в 60-х годах XX века. Масштабная же реставрация Белорусской части была проведена лишь в 2004-2006 годах.
Предусматривалось максимальное восстановление канала таким, каким он был раньше. Однако полностью в первозданном виде восстановить канал было невозможно: за прошедшие 180 лет уровень воды в Немане упал на два метра, поэтому у изначально трехкамерного судоходного шлюза «Немново» появилась четвертая камера. Кроме того, Неман изменил русло, поэтому канал стал длиннее на
1,8 километров. Пришлось копать новое русло по старице.
Специалисты восстановили русло, которое не использовалось с 1950-х годов, подмытые и обрушенные участки, старинные гидротехнические сооружения.
Многие элементы – шлюзы и мемориальные таблички с именами инженеров-проектировщиков, деревянные колонны и разводные мостики – реставрировались вручную и сохранили первоначальный вид.
В 2005 году начал работать международный пункт пропуска через белорусско-польскую границу "Лесная – Рудавка" для туристов на лодках и байдарках (сезонный).
Сегодня на белорусской части старинного канала действуют 5 шлюзов-регуляторов, 2 плотины и 4 судоходных шлюза –
Немново, Домбровка, Волкушек и Кужинец.
https://lh3.googleusercontent.com/-00T98vzbnD0/Uib.../jKfilWCb83Q/s800/IMG_9695.JPG
Самый большой шлюз Августовского канала –
НЕМНОВО,длина которого – 9,6м.
Он же является и
самым большим на протяжении всей водной артерии, включая ее польскую часть.
Расположен на 102-м километре канала.
Его координаты: 53°52'11"N 23°45'25"E
Изначально судоходный шлюз проектировался
двухкамерным , но к 1833 году обзавелся
третьей камерой.
В ходе современной реконструкции пришлось достроить еще одну,
четвертую камеру.
Облицовка камер при реставрации восстановлена по оригинальным технологиям XIX века...
Металлические ворота для шлюзов делали на Волковысском заводе литейного оборудования.
Вес каждой конструкции составляет
шесть тонн. Да и деревянные ворота не уступают: они объемные, с металлическими элементами, в ширину -
четыре метра, в высоту -
шесть.
Вес каждого изделия доходит
до двух тонн.
В нижней части ворот предусмотрены клапаны - заслонки, которые открываются с помощью винтового механизма.
Именно
камеры шлюза «Немново» демонстрируют всю мощь гидротехнического сооружения под названием
«Августовский канал».
Перепад в уровне воды здесь составляет около
10 метров, и шлюзование занимает
около часа.
Через канал здесь можно перейти по разводному мосту.
В стены канала вмонтированы специальные кольца с цепями для фиксирования в шлюзе плавсредств.
Сами деревянные ворота оснащены громадными рычагами для их закрытия и открытия вручную.
Внизу ворот находятся небольшие отверстия для наполнения шлюза водой, после которого открываются ворота.
Несмотря на то, что шлюз подвергся очень серьезной реконструкции - он был полуразрушен - следов реконструкции почти не видно: все было сделано с особым тщательностью.
Реставраторы использовали все возможности для того, чтобы воссоздать канал в первозданном виде.
Шлюз «НЕМНОВО» Августовского канала является выдающейся достопримечательностью Беларуси, который и сегодня, как почти сто лет назад, является своеобразным водным мостиком между Беларусью и Россией.
Когда мы приехали в
Немново неожиданно над нашими головами появилась огромная стая аистов,которая довольно долго кружили в небе.
Пожалуй, более удивительной картины, нам раньше видеть не приходилось!
Здесь в
Немново сохранился оригинальный
Домик смотрителя шлюза, построенный в 1830 году в стиле русский ампир,где сейчас открыта небольшая гостиница.
А в частном
музее Августовского канала в здании бывшей корчмы нам рассказали очень много из
истории строительства и возрождения Августовского канала, показали много старинных карт местности и схем канала, рукописные документы, фотографии и предметы быта XIX века.
По дороге мы еще заехали посмотреть
мини-ГЭС в Немново.
После осмотра мы едем вдоль канала в сторону еще одного шлюза -
ДОМБРОВКА, который находится на 92-м километре
Августовского канала.
Проезжаем причал
КУРКУЛЬ.
Кстати...
«Куркуль» был построен в связи с корректировкой первоначального проекта Агустовского канала и должен был обеспечивать сброс паводковых вод весной на отрезке Домбровка - Черток - Немново, что гарантировало бы нормальную работу судоходного шлюза «Немново» во время навигации. Речушка Осташанка, в которую сбрасывался избыток воды, после строительства шлюза «Куркуль» и подстраховавшего его в мощное половодье шлюза «Черток» превратилась в настоящий обводной канал..."
Доезжаем до современного
красивого автомобильного моста через канал. Их построено два через канал. С него открываются очень красивые панорамы на
АВГУСТОВСКИЙ КАНАЛ с обеих сторон. Видна и
мини-ГЭС в Немново, только с другой стороны.
А дальше - ещё один старинный
шлюз-регулятор, шлюз ЧЕРТОК.
На протяжении всей трассы канала на берегах оборудованы места для отдыха - крытые деревянные верандочки или просто чистые красивые участки берега с удобным подъездом.
Вот дорога бежит по красивому лесу... И совсем скоро мы приезжаем на шлюз
ДОМБРОВКА.
Его координаты
53°51'45"N 23°37'26"E
Оставляем машину на стоянке и начинаем свое путешествие по
ДОМБРОВКЕ.
Рассмешила надпись на небольшом киоске... "
Не откладывай на завтра то, что можно съесть сегодня!" .
И перед нами открываются очень красивые виды.
Мы с интересом рассматривали весьма занимательное гидротехническое сооружение - "антикварный" деревянный водосброс... и просто наслаждались красотой и силой водного потока!
Вот и сам
шлюз ДОМБРОВКА.
Он был построен в 1828-29 гг., а в его комплекс входят
судоходный шлюз и шлюз-регулятор.
Шлюз однокамерный, он представляет из себя камеру, закрытую двумя массивными деревянными воротами.
Шлюз нужен там, где часть русла реки или канала находятся на разной высоте.
Над шлюзом – разводной мост на цепях, когда через шлюз проходит корабль, мост естественно поднят.
Здесь мы планировали покататься по каналу на
теплоходе "Неман".
Он так красиво стоял у причала весь в белом облаке...и иногда совершал круговые проходы по каналу.
Но... увы! День был будничный, и кроме нас не было никого из желающих совершить чудесную прогулку по каналу...
И естественно... нас одних не повезли, но весьма дружелюбно рассказали много интересного про канал и про то, как осуществляется здесь шлюзование теплохода, выравнивание уровня воды, как по-старинке вручную открываются деревянные ворота шлюза...
«Домбровка» - это не только шлюз, там большая зона отдыха, можно сказать, целый водно-парковый ансамбль, центр развлечений
Августовского канала.
Очень красиво, зелено, скамеечки и деревянные верандочки обустроены для отдыхающих.
Городничане с удовольствием отдыхают на канале, к сожалению, купаться там запрещено, так как канал судоходный, но можно взять напрокат лодку или катамаран, просто позагорать.
Что мы и сделали в этот чудесный солнечный день ! И с таким удовольствием полтора часа покатались на лодке по каналу.
Какие же удивительные по красоте здесь места с чистой, особо не затронутой деятельностью человека природой!
В окрестностях Августовского канала немало крепостных сооружений, среди которых есть
форты и доты, включенные в список историко-культурного наследия Беларуси.
Здесь можно увидеть сложные военные сооружения, рассчитанные на длительную оборону. С фасадной стороны форты были практически неприступными укреплениями длиной до
150 м.
Вдоль канала расположены оборонительные доты времен Великой Отечественной войны (
"линия Молотова") .
"...Когда территория Западной Белоруссии стала частью Советского Союза и государственная граница переместилась к западу, на новых рубежах под чутким руководством генерала Дмитрия Карбышева спешно принялись возводить линию укреплений, получившую неофициальное название «Линии Молотова».
В районе Августовского канала в 1940-1941 годах строился 68-й Гродненский укрепрайон. К началу войны строительство не было закончено, однако 22 июня 1941 года доты приняли на себя удар вражеских войск. Ожесточенные бои шли здесь до 26 июня.
Гродненский укрепрайон был наиболее мощный из всех возводившихся: по фронту в 80 километрах от Немана восточнее Сопоцкина и до города Гонендза планировалось построить 606 дотов. Глубина обороны должна была составлять 5-6 километров...."
И мы отправились самостоятельно по пешеходному маршруту "Здесь начиналась война!". На маршруте везде были установлены указатели и информационные стенды, что обеспечивало нас дополнительной информацией.
Природа вдоль Августовского канала была невероятно красивой!
Мирный, романтичный мостик...Полная идиллия и ощущение гармонии в природе и в душе...
... и вдруг среди живописных берегов Августовского канала из леса смотрит на нас чёрный
глаз амбразуры ДОТа...
Их, этих
молчаливых бетонных свидетелей Истории, мы ещё много заметим в живописной зелени берегов ...
...и следом - вновь
"эхо войны".
...но вот мы вновь возвращаемся к
шлюзу ДОМБРОВКА.
АВГУСТОВСКИЙ КАНАЛ – прекрасное место для активного отдыха, водного, пешеходного и велотуризма.
Удивительная красота природы привлекает сюда тысячи гостей.
Канал пролегает по территории республиканского ландшафтного заказника
"Гродненская пуща".
Это не только одно из самых экологически чистых мест Беларуси и континента, но и эталон равнины в Центральной Европе. В сердце заказника –
Августовская пуща – один из крупнейших лесных массивов Европы, расположенный на территории трех стран (Беларуси, Польши и Литвы) и претендующий на статус
трансграничного биосферного резервата ЮНЕСКО.
На белорусской земле (10 % пущи) насчитывается около
800 видов растений, что соизмеримо с
Беловежской пущей и Березинским биосферным заповедником.
Возраст некоторых деревьев достигает
250 – 300 лет.
В 2011 году на территории, прилегающей к знаменитому водному пути и руслу Немана, создан туристско-рекреационный
парк "Августовский канал" площадью
5 750 га.
В 2014 году после реконструкции последнего шлюза на польской стороне открылся водный маршрут для моторных яхт
Августов – Гродно – Друскининкай.
А еще рядом со шлюзом «Домбровка» по традиции проходит
фестиваль «Августовский канал в культуре трех народов». Название его объясняется просто: само мероприятие проходит на границе Беларуси, Литвы и Польши.
Целый день мы провели на
Августовском канале в этом удивительно красивом месте, которое мы открыли для себя!
Это место достойно того, что бы побывать здесь и увидеть необыкновенно чистую сохраненную природу!
Это настоящая
живая сказка!
фото здесь
https://picasaweb.google.com/107925099361746022674/24?noredirect=1
продолжение здесь -
http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php...rnalid=4793800&go=next&categ=0