
Дальше выезжаем из Мосара по направлению в деревню УДЕЛО.
Это точка на глобусе с координатами 55°12.6217' N, 27°33.5805' E
УДЕЛО - это теперь называется агрогородок (ранее деревня) в Глубокском районе Витебской области.
Здесь находится
монастырь францисканцев, основанный в 1642 г. с
костелом Девы Марии 1766—91 г. и
брамой-колокольней 2-я пол. XIX в.
Костел Непорочного Зачатия Девы Марии - памятник архитектуры, сочетающий в своем облике черты барокко и классицизма. Построен из кирпича на месте деревянного костела монастыря францисканцев, которых пригласил сюда мстиславский староста Иосиф Корсак в 1642 году.
Ансамбль францисканского монастыря в Удело включал в себя костел, жилой корпус, хозяйственные постройки, ограду с брамой-звонницей.
Костел трехнефный, с полуциркульной апсидой и сакристиями по бокам. Интерьер имеет цилиндрические своды, над входом располагаются хоры, где прежде размещался орган о 12 голосах.
От двухэтажного монастырского П-образного корпуса (монастырь власти закрыли в 1851 году) сохранилось лишь одно крыло.
Остальные постройки разобрали в 1882 году.
Во второй половине XIX века возле костела была возведена двухъярусная брама-звонница в формах классицизма.
В 2000 года костел был возвращен францисканцам.
Сейчас это монастырь Непорочной Девы Марии, который в своей деятельности продолжает идею и традиции основателя движения Рыцарства Непорочной Девы Марии Максимилиана Кольбе.
Он принял мученическую смерть от рук гитлеровцев в Освенциме и после войны был канонизирован; памятник ему поставлен на территории монастыря.
В одном из строений этого монастыря можно увидеть действующую
"БАТЛЕЙКУ" — кукольное представление на религиозную тему.
Батлейка - старейший белорусский народный театр кукол, творчество которого составляет одну из ярчайших страниц в истории народного театрального искусства. Слово «батлейка» происходит от названия места, где родился Христос,- Вифлеем или Битлеем.
Батлейка, как театр появился в Западной Европе в ХV веке. Первыми создателями были церковники, которые для пропаганды христианства театрализовали церковные обряды. Батлейка зародившись на Западе, достигла значительного развития в Польше. Объединение католической и православной церкви в 1596 году по решению Брестской унии сыграло большую роль в распространении батлейки в Беларуси. Иезуиты принесли хорошо организованную систему театрализации церковных обрядов.
Католическая церковь в лице Папы Пия IX приняла догмат Непорочного Зачатия Девы Марии в 1854 году через 800 лет после печально известного раскола в христианстве (1054), когда константинопольский патриарх Михаил Керулларий отказался признать притязания Папы Римского Льва ІХ на абсолютную единоличную власть в Церкви. После чего оба предали друг друга анафеме, а Церковь Христова раскололась на Западную (католическую) и Восточную (православную). Второй из двух так называемых Мариальных догматов о телесном Вознесении Девы Марии был принят Святым римским Престолом в 1950 году. Оба эти догмата не признаны православной церковью и являются камнем преткновения на пути объединения церквей.
Спустя четыре года после принятия
догмата Непорочного Зачатия, в 1858 году, в Лурде, в гроте у источника, случилось явление Божией Матери девочке Бернадетте. Богоматерь объявила себя «Непорочным Зачатием».
Об этом эпизоде рассказывает один из сюжетов местной батлейки,созданной руками местных жителей, о чем нам не без чувства гордости рассказывала смотрительница этого музея.
И честно сказать, что все увиденное произвело на нас сильное впечатление!
Это несколько незатейливое , немного наивное и по-детски сказочное движение фигурок под приятные мелодии, мигание огоньков переносило нас в милую пору счастливого детства, веры в чудеса и сказку!
Очень душевное зрелище вне зависимости от возраста.
После просмотра батлейки практически у каждого остается какая-то внутренняя улыбка и радостное чувство веры во все светлое от соприкосновения с доброй сказкой !
Мы уже выходили из монастыря, когда мимо проезжала колонна из беларусского Пежо-Клуба и приветственно посигналила нам!!!
А в планах у нас было еще посещение деревни
БУДСЛАВ. с координатами
54°47'8" N, 27°27'22" E
На сайте Глобус Беларуси (
http://globus.tut.by/budslav) это место стоит с пометкой "увидеть обязательно!!!" Ведь здесь находится
одно из семи чудес Беларуси! Поэтому мы и отправляемся туда!!!
А название этого чуда -
Будславский костел - памятник архитектуры позднего барокко. Построен в 1767-83 годах как бернардинский.
По легенде, костел в Будской пуще возник в связи с чудесным явлением здесь в 1588 году Пресвятой Девы Марии.
И теперь Будслав — небольшая деревня на севере Минской области, известен благодаря образу Божьей Матери, почитаемому как
главная святыня белорусских католиков.
В костеле хранится написанная в 1598 г.
икона Божьей матери Будславская, подаренная папой римским Климентом XVIII.
Образ Божьей Матери обладает чудотворной силой, поэтому благодаря ей в 1998-м году икона была коронована. Поклониться образу раз в год 2 июля в Будслав съежается огромное количество верующих.
Эта икона исцелила сотни верующих, ее популярность растет с каждым годом. Помолиться перед образом едут со всех уголков мира.
Многие отправляются в Будслав пешком за много много километров, чтобы очутиться перед иконой в канун ее праздника. В этот день чудодейственный образ выносят из храма и совершают Крестный ход.
Молоденькая девушка-администратор в гостинице, узнав, что мы собираемся в Будслав, очень торжественно сказала нам, что в прошлом году она прошла туда 60 км пешком !!! чтобы принять участие в фэсте. И рассказала нам много интересного об этом месте, тем самым укрепив наше желание побывать здесь.
Костел имеет уникальную архитектуру и второго такого не найти.
Размеры костела поражают, около 50 метров в ширину и 62 метра в длину, это очень красивый памятник архитектуры эпохи позднего барокко.
В 1858 году по приказу Александра ІІ был закрыт монастырь бернардинцев в Вильне. Та же участь постигла и здешнюю обитель. Ритуал проведения будславских храмовых праздников, вдохновителями которых были виленские монахи, постепенно упрощается. Смолкает и будславское хоровое пение бернардинских монахов, которое было визитной карточкой ежегодных летних «фэстов».
Вместе с нами в храме был еще один молодой священник с мужчиной и девочкой. Они одновременно с нами подъехали к церкви, и внутри он очень оживленно о чем-то рассказывал своим спутникам.
Еще один тяжелый кризис обрушивается на костел в 1939 году, после известного «воссоединения». Начинается отсчет многолетней «полуподпольной» фазы существования костела с ночными венчаниями и крещениями, с тайными паломничествами и исповедями на костельном кладбище.
Будславские старожилы рассказывают, что нередкими в те годы были случаи, когда местные власти на время традиционного июльского храмового праздника в честь иконы Божией Матери Будславской отбирали у сторожа ключи от костела, и люди молились просто перед запертыми дверями.
Вместе с тем следует отметить, что костел никогда не использовался для атеистических целей.
Учитывая историю и роль храма в жизни белорусских католиков, папа римский Иоанн Павел II в 1994 году присвоил костелу в Будславе титул ”базилика малая”, подчеркивая этим особый ранг храма.
На фэсты в будславском костеле всю ночь служат мессы, не смолкает пение паломников. Многотысячная толпа на просторном лугу у реки повторяет вслед за монахами слова песни, написанной основателем ордена бернардинцев Франциском Ассизским почти восемьсот лет тому назад. Теперь ежегодно, по традиции в полночь 2 июля, от свечи, стоящей перед иконой Богоматери Будславской, свои свечи зажигают все паломники.
... Осмотрев всю церковь в деталях, мы увидели, что священник со своими спутниками зашли в небольшую открытую дверь, и мы тоже последовали за ними...
.. и оказались как бы за алтарем! и пред нами оказалась удивительно красивая небольшая часовня, стены которой остались от старого костёла-предшественника. В неё ведёт отдельный вход, а за ним открывается чудо-алтарь 1649 года:
Так же, как и новый, который мы только что видели в базилике, этот деревянный алтарь был изготовлен в своё время для иконы девы Марии, однако, переносить его в новый костёл не стали, а оставили в специально сооружённой для него
часовне св.Варвары, заменив чудотворный образ холстом с изображением распятия.
На карнизах и в нишах алтаря размещаются 20 скульптурных фигур библейских персонажей, а сам он выполнен с такой мастерской перспективой, что создаётся сильный оптический эффект трёхмерности и глубины.
Гармонию форм дополняет применение цветового контраста: позолота скульптур и других элементов стильно сочетается с чёрным фоном деревянных конструкций.
Мы стояли и смотрели на эту красоту просто завороженные.
Мы вышли из церкви и еще немного погуляли в ухоженном парке напротив. Такими же свеженькими и оштукатуренными были и все дома вокруг парка. Красота!
Вот таким получилось наше своеобразное "паломничество" в этот день по таким красивым святым местам Беларуси!
фото здесь
https://picasaweb.google.com/107925099361746022674/17?noredirect=1
https://picasaweb.google.com/107925099361746022674/18?noredirect=1
продолжение нашего рассказа здесь -
http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php...rnalid=4793800&go=next&categ=0