• Авторизация


ч.5. Урал-2012. УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Музей «Пермь-36» 01-06-2012 00:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!





Побывав в гостеприимной Перми и решив там все насущные и важные вопросы, c этого дня мы отправляемся дальше знакомиться с Уралом! И сначала наш путь лежит в Чусовской район.





























В Чусовском районе по трассе встречаем большую стеллу из черного мрамора в честь 80-летия Пермской нефти.С разных сторон стеллы рассказывается об истории добычи нефти в этих краях.
Урал издревле славился своими полезными ископаемыми, в первую очередь, горными породами.
XX век принес Пермской земле славу нефтяного края. Добыча «черного золота» началась в далеком 1929 году.
Скважину, изготовленную под руководством профессора Преображенского и бурового мастера Позднякова, ласково назвали «бабушкой».
Именно с нее началась нефтяная история Прикамья.
8 сентября 2009 года в Чусовском районе состоялось открытие памятника первой нефтяной скважине — «Бабушка пермской нефти». «Бабушка» — это плод совместного труда сотрудников администрации Чусовского муниципального района и работников ООО «ЛУКОЙЛ - Пермь».
Памятник представлен в виде стелы, которая стоит на отвороте в Верхнечусовские Городки. Венчает стелу капля «черного золота».
На самой колонне изображена та самая первая скважина № 20, которая в 1929 году дала первую нефть Западного Урала.


























Познакомившись с историей пермской нефти , далее направляемся в сторону Верхнечусовских городков и по дороге заезжаем в село Успенка.





Именно там расположен один из самых древних монастырей Урала - Успенский монастырь.
Мужской монастырь находится напротив старинного поселения Нижне-Чусовские городки.
Земли по берегам р.Чусовой в далеком 1568 году были пожалованы купцу Якову Аникфиевичу Строганову, тогда и был заложен Чусовской городок.
Поселения Строгановых располагались среди земель, заселенных уральскими народами и часто подвергались нападению. Для защиты своих владений Строгановы пригласили отряд казаков во главе с атаманом Ермаком.
1 сентября 1581 г. из Нижнее-Чусовских городков отряд, «дав обет послушания и целомудрия», отправился на завоевание Сибири. И сейчас в селе Успенка на вершине холма возвышается храм 19 века.





Это историческое место. Подробнее узнаем о нем.
Монастырь был основан преподобным Трифоном Вятским в 1572 году.
Сюда он пришел, чтобы молиться в уединении и в тишине, из другого монастыря, который находился также в Пермской губернии.
Ушел он оттуда, потому что там его стали почитать как святого.
Не терпя славы от людей, любящий смирение, Трифон тайно ушел из монастыря и пришел к братьям Строгановым Якову и Григорию,
и просил у них позволения поселиться в их владениях, в уединении молиться Богу.
Они с радостью предложили ему идти на реку Чусовую и избрать в их вотчине место, какое ему будет угодно.
Преподобный отправился на Чусовую, обошел много мест, наконец, избрал для отшельничества эту гору и на ней поставил себе келью.
Хотя Трифон старался скрываться от людей, все же окрестные жители скоро узнали о нем и начали посещать его, прося молитв и благословения.
Для этих посетителей преподобный построил часовню.
Вскоре люди стали замечать, что когда Трифон о ком-либо помолится, то этот человек получал особую помощь от Бога, и часто многие исцелялись от своих болезней по его молитвам.
Чудеса привлекали все больше людей к преподобному отцу. Он исцелял многие болезни.
Преподобный Трифон отличался трудолюбием и большим смирением. Хотя люди приносили ему пожертвования, он старался питаться трудами своих рук, и здесь выращивал себе все необходимое для пропитания, и даже сам сеял и собирал хлеб.
Преподобный сделал себе особую скрытую келью, чтобы молиться в уединении и в тишине.
Нам, современным людям, трудно представить подвиги святых.
Например, Серафим Саровский тысячу дней и ночей коленопреклоненно молился на камне,
Симеон Столпник на столпе стоял.
Святой Трифон Вятский по ночам выходил из кельи, раздевшись по пояс, и молился. Таёжные уральские комары до крови мучили подвижника.
Это такой особый подвиг, для укрепления собственного смирения.
Здесь он совершил множество чудес и исцелений и стал основателем Успенского мужского монастыря.
В эпоху Екатерины II мужской монастырь был упразднен, но возникло с. Успенское и сохранился храм Успения Пресвятой Богородицы.





Дошедший до наших дней Успенский храм — это уже третья церковь на данном месте.
Он был построен в 1864 г. В 1930-е годы священники были репрессированы, приход ликвидирован.
Здание церкви использовалось как гараж, ферма, склад.
Едва уцелевшие стены были возвращены епархии в 1991 году.
На западной стене здания видны следы примыкания сломанной колокольни.
В 1997 на этом месте возник мужской скит. Монахи монастыря ведут дело восстановления храма и возрождения прихода.



















Спускаемся немного по лестнице, и открывается вся красота этих мест, много веков назад выбранных Трифоном для молитв и проповеднической деятельности.
У подножия холма несколько лет назад была реконструирована часовня Трифона Вятского, сооружена часовня на месте святого источника Трифона.





Можно долго смотреть и наслаждаться просторами красавицы - реки Чусовой!!!





Вдали виден Верхнечусовской женский монастырь (Верхне-Чусовская Казанская Трифонова женская пустынь) .




Отдохнув немного в монастырской тени и набрав вкусной воды из источника, продолжаем свой путь в сторону Чусового.По дороге заезжаем в музей политических репрессий - ПЕРМЬ-36.
Свернув с трассы по направлению к деревне Кучино, где находится музей,
мы сначала проезжаем еще одну умершую деревню Махнутино с разрушенными домами.
Картина придает поездке весьма грустное настроение...






Вот и музей ПЕРМЬ-36.

"Целями деятельности музея являются формирование адекватного, объективного отношения к истории нашей страны, восстановление исторической правды о преступлениях тоталитарного режима, а также содействие развитию у посетителей гражданского и правового сознания."No comment!






Музей истории политических репрессий "Пермь-36" был создан в 1994 году.
Он расположен на месте бывшего лагеря, где отбывали наказание осужденные, приговоренные к строгому и особому режиму заключения.
В 1972 году здесь стали размещать политических заключенных и военных преступников, сотрудничавших с нацистами во время Второй мировой войны.
В 1988 году лагерь был закрыт в связи с отсутствием в СССР политических заключенных.
После этого большая часть его сооружений была передана областному отделу социального обеспечения под размещение в старых лагерных бараках психоневрологического интерната.
Впоследствии интернат освободил большинство построек для вновь создаваемого музея.
Сейчас на территории участка строгого режима сохранились бывшие лагерные сооружения: один из четырех бараков, построенных в 1946 году,
штрафной изолятор, медсанчасть, баня с прачечной, внутрилагерный штаб, водонапорная башня и туалет - все на той части лагеря, в которой заключенные жили.
Здесь же сохранились аллея и рощица, посаженные заключенными в период реформ ГУЛАГа в 1948 году.






На заборе, куда устремляется взгляд выходящего из здания, установлена инсталляция «Колючий гимн».
Работа группы молодых пермских художников.
Гимн СССР, ноты сделанны из колючей проволоки.. слова из изоленты.










Выглядит это так: две строчки из гимна СССР и ноты, по которым его нужно петь.








А это "Солнце" зажигают раз в год в память об узниках совести.






... и мы начинаем наш осмотр...
В решетчатом тамбуре на входе одновременно могла быть окрыта только одна дверь...




Попадаем во внутренний дворик...






Сегодня здесь можно увидеть бараки сталинского типа, камеры, штрафной изолятор, вахту, штаб, участок особого режима; восстанавливается сложная система ограждений.
Ранее забор состоял из 5(!!!) уровней защиты.
Внешний из досок, чтобы ничего не было видно снаружи.
После него была вспаханная полоса. где ходили постовые и куда выпускали собак.
Следующий , с легкой проволокой путанкой, если человек застревал, он не мог выбраться сам.
Далее с колючей проволокой на верху, по ней был пущен легкий ток, для сигнализации на приближение человека. а внизу емкостые датчики , чтобы не было подкопа.
Потом железные столбы с "обычной " колючей проволокой и последний забор -означающий зону отчуждения.
Никто даже не пытался (!) бежать через такую систему защиты.






Сегодня лагерь выглядит как в 1970-1980-е гг.. На территории лагеря сохранилось несколько бараков, здания больницы, тюремного кинотеатра, столовой и другие объекты.










Аллея свободы (единственная в истории советских лагерей)!






... красный уголок... и даже он был на зоне!.. и библиотека с трудами вождя...






А это камеры для заключенных...
Надзиратели часто издевались над заключенными.
Можно было не трогая пальцем, сломить жизнь человеку.
"Нечаянно" разбить зимой окно, и человек кашлял всю оставшуюся жизнь, или насыпать ведро хлорки в туалет, чтобы сжечь легкие.







В отхожих местах не было т.н. "сифона" и стояла ужасная вонь...
В ШИЗО - маленькая камера с холодными бетонными стенами.
В ШИЗО можно было попасть на срок от 15 суток до полугода, за "незастегнутую пуговицу", за "антисоветскую улыбку !!!", "за невыполнения трудовой нормы" и т.д.
Днем на кроватях нельзя было лежать, их убирали, сидеть можно было лишь на круглых тумбах.
Воду в камеру ШИЗО давали два раза в день, по несколько минут.











Даже в изоляторе заключенные обязательно работали.
Они делали клеммы для утюгов на этом приборе.
План 800 штук в день, чтобы получить дневную пайку.



Это комнаты для коротких и длительных свиданий с родственниками заключенных...






и кругом одни решетки... заборы...колючая проволока....
















Часовые стояли на вышках...








Автозак. Абсолютно закрыт. Человек мог проехать полстраны и не знать куда его везут.
Одна из мер психологического воздействия.
Один заключенный-орнитолог понял ,что попал на Урал, по пению птиц из окна.





Мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36» является единственным музеем – лагерем на всем постсоветском пространстве.
В музее представлены все этапы репрессивной политики и истории пенитенциарной системы СССР от первых лет советской власти и ГУЛАГа
до политлагерей кануна краха коммунистической системы.
Экспозиции, выставки и подлинные лагерные интерьеры размещаются в различных лагерных постройках и сооружениях, которые строились и перестраивались в лагере с 1946 по 1980-е годы.













С 2005 года ежегодно на территории музея политических репрессий «Пермь-36» проходит Международный Форум «Пилорама»,
в рамках которого здесь проходят встречи с известными людьми, кинопоказы, выставки, концерты.
Вход на «Пилораму» свободный.
Ежегодно на это событие приезжают тысячи людей.
..."Что интересно, на "Пилораму" приезжают и противники демократических перемен, т.е. российские коммунисты, а конкретно, представители их местного молодежного отделения – одетые в красные футболки и куртки защитного цвета. Они вмешиваются в дискуссию о сталинских репрессиях, расставляют палатки с портретами создателя советских спецслужб Феликса Дзержинского и сталинского прокурора Вышинского.

Директор музея Пермь-36 Виктор Шмыров, несмотря ни на что, видит в этом плюсы: «Наш фестиваль становится форумом полностью независимого обмена мнениями, которого нет в парламенте или в официальных СМИ. Здесь каждый год встречается совесть России, ее лучшая часть. Невелика премудрость сделать музей из славных страниц истории народа. Сложнее признаться в ошибках, назвать их, ударить себя в грудь.
На самом деле Пермь-36 – это музей покаяния».

Экспонаты и фотографии выставок раскрывают масштаб репрессивной системы в Советском союзе, знакомят с тяжелым бытом заключенных лагерей.































Официально люди в лагерях поправлялись и оздоравливались(!!!) на все 100%!!!!





...а это на самом деле -дохли как мухи от голода. труда и холода.
А узникам на Колыме , почти не давали одежды. И они жили в среднем не больше 7-8 месяцев.















Фуфайка ЗК была без воротника , но у них были шарфики - маленькие куски ткани для шеи
- назывались полотенчики, большая ценность и редкость тогда.









































а это дети заключенных ...





Страшно смотреть на все эти документы...сколько невинных людей было замучено и уничтожено...









В музее еще была представлена достаточно обширная экспозиция с документами, свидетельствующими о репрессиях в сфере кинематографа...
...от всего увиденного просто волосы поднимаются на голове...какое было страшное время!..ни за что людей просто уничтожали и калечили всю жизнь!



















Выходим на улицу... хочется свежего воздуха...состояние от увиденного подавленное.
И на побеленных заборах замечаем подписанные простым карандашом цифры...
Это еще один проект «Посчитанная свобода»...
Проект, дополняющий исторический материал данного места, а именно музея совести «Пермь-36».
Проект, который наполняет музейную территорию новыми ассоциативными рядами и даёт возможность получения опыта осмысления пространства.
Вот перед Вами цифра «1946», она вне пересчёта, т.к. с неё начинает отсчёт –история этого лагеря.





Один из объектов проекта – это Забор.
Сам по себе он уже воспринимается как образ несвободы.
Человек, попадая за забор, теряет своё имя, отчество, фамилию и получает номер.
И с первой минуты он посчитан.
У него есть номер статьи, личного дела, срок, за него просчитана норма выработки, пайка, время работы и время свиданий.
С первой минуты, как только государство его посчитало, он выпал из общего ритма жизни. Он посчитан!
Посчитанный по внутреннему периметру забор – это посчитанные жизни.
Цифра, выпадающая из общего пересчёта, призвана подтолкнуть к осмыслению увиденного и воссоздать в памяти события этого музейного пространства.













Далее по периметру: 1 – первый срок, одиночество, первая пайка, всё первое; 58 – номер статьи, а может дни, проведённые в ШИЗО;
250 – пайка хлеба, 522 – норма выработки, 1953 – начало второго этапа в жизни лагеря, 1972 – начало третьего этапа, 1987 – последний год существования лагеря, 22 – возраст, а может периметр охранной зоны, 3 – высота забора, а может 3 года без права переписки.
Каждая такая цифра – это посчитанная свобода...







Еще один объект проекта - Барак.
Барак выбран не случайно,он также является местом ограничения личного пространства.
Барак – это теснота,ду­хота,скученность человеческих тел,когда свобода ограничена локтем,ладошкой, количеством шагов, ростом, пространством, в котором невозможно раскинуть руки, вдохнуть полной грудью.
Это намеренное сужение пространства, когда человек остро чувствует личную и физическую несвободу.
Мы измеряем личное пространство нетрадиционными величинами,а величинами гуманизированными, т.е. частями человеческого тела.
И здесь мы видим, что всё посчитано.
Посчитано не в сантиметрах и метрах,а в локтях,ладошках и шагах,что ещё более усиливает отсутствие личного пространст­ва,личной несвободы.
Одним словом,посчитанная свобода призвана уничтожить человека не столько физически,сколько нравственно.
В проекте сознательно используется минимализм,что способствует усилению осмысления увиденного,пониманию аскетизма,пустоты существования,никчём­ности бытия узников в этом пространстве. так в личном, так и в общем.





В советское время через этот лагерь близ реки Чусовой прошли многие свободомыслящие люди – писатели, ученые, правозащитники. Здесь содержались наиболее честные и вольнолюбивые жители нашей страны, для которых были важны демократические принципы. Те, кто ратовал за наши права и свободы.
Именно их советский режим считал «особо опасными преступниками».
Здесь отбывали срок такие личности, как Владимир Буковский, Сергей Ковалев, Юрий Орлов, Валерий Марченко, Натан Щаранский, Глеб Якунин, Левко Лукьяненко, Балис Гаускас.
Не все доживали до своего освобождения.
Многие заключенные погибли здесь от тяжелых условий.
В 2004 году Фонд Мировых Памятников включил «Пермь-36» в список 100 особо охраняемых памятников мировой культуры.
В настоящее время идет процедура по включению музея в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.





Этот музей вызывает сложные чувства.Но это те факты истории, о которых следует знать и помнить всегда, чтобы не повторять ошибок прошлого в настоящем и будущем.


Еще много фото в альбомах https://picasaweb.google.com/103909777306674847774/36?authkey=Gv1sRgCIKjiauwtd2HdQ


продолжение здесь http://www.liveinternet.ru/users/shokoladytravel/post304296668

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
germes08 16-10-2015-22:41 удалить
Действительно посмотрел ваш отчет. Некоторых моментов уже нет. Да и считаю, что их убрали правильно. Очень многое просто приукрасили и прикрепили к сталинскому ГУЛАГУ. Так делать нельзя. История должна быть правдивой. Так как времена Сталинских репрессий это совсем другая страница истории. В этой же колонии отбывали наказание осужденные за преступления против государства. Возможно только маленькая часть из них были нормальными людьми, но по своему опыту считаю и знаю, что большая часть из отбывавших были настоящими преступниками. Нельзя акцентрировать внимание на единицы, ведь после этого складывается впечатление, что все поголовно были жертвами политических репрессии. Нельзя искажать историю, это ни к чему хорошему не приводит.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ч.5. Урал-2012. УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Музей «Пермь-36» | shokoladytravel - Дневник shokoladytravel | Лента друзей shokoladytravel / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»