Фирс Сергеевич Журавлёв (10 [22] декабря 1836, Саратов — 4 [17] сентября 1901, Санкт-Петербург) — русский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников |
Фирс Сергеевич Журавлев родился в Саратове 10 декабря 1836 года в семье мещан. Его отец был портным. Родители хотели, чтобы сын продолжил дело отца и до 19-ти лет будущий художник занимался портновским ремеслом.
В 1855 году Журавлев отправился в Петербург, поступать в Академию Художеств.
Портрет императрицы Марии Александровны
В 1858 году он получил свою «первую» малую серебряную медаль. Фирс сблизился с Иваном Крамским и другими учениками Академии. Они собирались на квартире Крамского, где кто-то читал вслух какое-либо из произведений литературы, а остальные либо заканчивали академические работы, либо рисовали с натуры.
В 1861 году Журавлев представляет на академическую выставку картину «Умирающий отец». Один из сюжетов, популярный в начале 1860-х годов, был посвящен бедной и неустроенной жизни человека творческого – художника, музыканта, поэта. Журавлев один из первых обратился к этой теме, которая имела свое развитие на протяжении всей второй половины 19 века.
В следующем 1862 году Журавлев получил малую золотую медаль за картину «Кредитор описывает имущество вдовы». И снова он обращается к судьбе художника, вернее уже к судьбам вдов и сирот.
пряха
Осенью 1863 года Журавлев в числе 14 учеников во главе с Крамским подал прошение о «свободном дозволении» писать конкурсную программу на большую золотую медаль на сюжет по собственному выбору. Но ответ оказался отрицательным, и в знак протеста ученики покинули Академию Художеств. Вышедшие из Академии художники образовали Санкт-Петербургскую художественную Артель. Вместе с другими артельщиками Журавлев выполнял заказы на изготовление портретов по фотографиям, писал иконы, картины, а выручку от продажи артельщики делили поровну.
трубочист
В 1860-1870-е годы художник выставлял свои работы на академических выставках и выставках Общества Поощрения Художеств. Он как и прежде оставался верным бытовому жанру и избранной теме «униженных и оскорбленных».
В артельный период Журавлев создал картину «Дети-нищие», которая внесла новые акценты в широко разработанную в живописи этого времени детскую тему.
«Мачеха», (1874)
Женская тема в творчестве Журавлева предстает наиболее значительно. С композиционной стороны интересна картина «Возвращение с бала». В ней освещена тема неравного брака. Здесь нет открытого конфликта, художник никого не обвинил, он просто констатировал рядовое явление современной жизни.
«Девочка с курами», (ранее 1901)
В 1880 году он создал картину «Неравный брак». В1876 году Журавлев представил свое программное произведение «Купеческие поминки».
Картины «Перед венцом» и «Купеческие поминки» знаменовали собой наивысший этап в творческой биографии Журавлева. В них появился некий скрытый и новый художественный смысл. В полотнах ощущается глубина проникновения в проблемы человеческой жизни.
В период с 1880 по 1890-е годы художник писал портреты.
Журавлев также исполнял заказы по росписям храмов в Риге, Санкт-Петербурге и в Москве в храме Христа Спасителя.
Художник умер 1901 году. Его жена принесла в дар Саратовскому художественному музею им. А.Н.Радищева несколько произведений художника.
Фирс Журавлев стал известнейшим жанровым живописцем России. Он экспонировал свои полотна с огромным успехом на международных выставках, активно принимал участие в росписи храмов, стал автором ряда уникальных мозаик и икон.
В 70-е годы 19 века художник создал самые известные свои полотна. Превосходно зная купеческий быт, живописец черпал сюжеты для своих картин в «тёмном царстве».
Тематика неравного брака, к которой обращались некоторые художники того времени, нашла свое яркое отражение и в нескольких произведениях Фирса Журавлева. А уж в те времена неравные браки были обыденным явлением в обществе.
«Перед венцом» (1874)
Известнейшим полотном Фирса стало произведение «Перед венцом», за которое был удостоен звания академика и премирован первой премией «по живописи народных сцен» от Общества Поощрения Художеств. Публика так же была в восторге от полотна, задевшего злободневную тему. Это и побудило художника написать еще один вариант картины на этот сюжет.
Драматизм ситуации, развернутый перед зрителем, где молодая девушка в подвенечном платье рыдает, сидя на коленях. По всей видимости ей предстоит выгодный брак по расчету родителей, которые в такой способ решили улучшить свое положение в обществе. Но выбранный ими жених хоть и богат, и знатен, но стар и не люб их дочери.
Молоденькая невеста, одетая к венцу, делает последнюю попытку избежать ненавистного ей брака, умоляя батеньку не отдавать ее замуж, но, увы, все давно решено и изменить ничего нельзя. Отец, взяв в руки икону в золотой оправе, приготовился было к благословению дочери на брак, но сейчас взирает свысока на нее "как ястреб на голубицу". В левой руке он крепко сжимает платок, а нога вот-вот притопнет на упрямую дочь. И по всей видимости он крепко разгневан и от своего слова не отступится. На втором плане художник изобразил поникшую мать невесты, которая не в силах помочь дочке, ибо отец всему дому голова.
Немного по другому выглядит отец невесты во втором варианте картины. В чем же разница? На втором полотне батенька расстроен и растерян, у него не хватает слов, чтобы уговаривать рыдающую дочку. Он же для ее блага постарался и подобрал такую партию, что бы и богата, и знатна, и принята в обществе. Старик-отец и сам готов заплакать, однако богатый жених уже ожидает у церкви... Пора ехать.
Неравный брак заключен и молодая жена в полуобморочном состоянии, а в дверях застыла фигура старого мужа, который с некоторой опаской и вместе с тем похотливо, взирает на новобрачную.
Полотно, посвященное старому обычаю накануне свадьбы, «Девичник в бане» впечатляет сюжетом, где загрустила молоденькая невеста, которую не могут развеселить ее подгулявшие родственницы и подружки. Молодой девушке сейчас не до веселья. Родители "приговорили" ее к браку с нелюбимым. И по всему ее виду заметно, что она мало верит в то, что ей нашептывает сестра.
Полотно «Жена-модница» расставило новые акценты в проблеме неравного брака: высокообразованный интеллигент и небольшого ума жена, вертящаяся целыми днями перед зеркалом и требующая от мужа все новые наряды.
Еще одно полотно, вызывающее интерес к сюжетной линии и композиции - «Возвращение с бала», где видим супругов едущих в карете домой. Муж, подвыпивший и усталый, задремал, обхватив жену рукой, а она огорчена и пытается отстраниться, думая явно не о своем муже.
«Возвращение домой». (1868). Автор: Фирс Журавлев.
Муж, вернувшись домой после долгосрочного отсутствия, видит свою супругу беременной. Ошарашенный увиденным он застыл с вытаращенными глазами. Виновная же стоит перед ним с видом преступницы, ожидающей неотвратимой казни, а к подолу матери прижался малыш, не узнавший в бородатом разгневанном мужике батьку.
Оба последних полотна были выставлены на академической выставке 1868 года и принесли Фирсу звание классного художника первой степени.
Ф. С. Журавлев. «Отдых на сенокосе». 1887
«Замечталась». (1884). Автор: Фирс Журавлев.
Полотна Фирса Журавлева являются украшением многих музеев и галерей российских городов и стран ближнего зарубежья, его росписи выполненные на стенах православных храмов Москвы и Санкт-Петербурга - уникальны
Источники:
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Firs_Zhuravlev
https://kulturologia.ru/blogs/071217/36920/
http://bibliotekar.ru/k101-Zhuravlev_Firs/index.htm
Серия сообщений "Художники":
Часть 1 - Архивы Да Винчи. Теневая сторона выдающегося человека
Часть 2 - Смерть на Монмартре
...
Часть 34 - Художник Ефим Волков- «поэт русской осени и русских туманов».
Часть 35 - Музы художников.Счастлива ли их судьба?
Часть 36 - Такие разные женщины на полотнах Фирса Журавлева
Серия сообщений "Искусство России":
Часть 1 - Коллекция императорского русского искусства Фаберже.
Часть 2 - Красота русского серебра
...
Часть 26 - Неврев Н. В.-забытый гений русской живописи
Часть 27 - Художник Ефим Волков- «поэт русской осени и русских туманов».
Часть 28 - Такие разные женщины на полотнах Фирса Журавлева