Великолепный «парад звёзд» представил посетителям Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде. Выставка « Ренессанс в Венеции.Триумф красоты и крах живописи» собрала почти сто шедевров таких мастеров XVI века, как Тициан Вечеллио, Якопо Тинторетто, Паоло Веронезе и Лоренцо Лотто. В центре экспозиции — портреты, пасторали, мифологические и религиозные сюжеты,которые повествуют об эволюции живописи в одном из красивейших городов мира.

Сущность искусства венецианцев можно прочувствовать благодаря тщательному подбору образов, а не хронологическому или стилистическому подходу к расположению картин.

Парис Бордоне Меркурий и Минерва вооружают Персея.Середина XVI века, 103.5×154 см
Венецианские живописцы использовали светотень и цвет как основу для изображения фигур и пространства,уделили природе более пристальное внимание, чем предписывала классическая традиция, и привнесли больше идеализма в свои концепции. Тем самым они наряду с мастерами из Рима, Пармы и Флоренции — а подчас и превосходя их — стремились воплотить ренессансную идею красоты. Полотна, гравюры, скульптуры и книги,представленные в залах Музея Тиссена-Борнемисы, собраны из ведущих галерей Италии, Австрии, России, Франции и Великобритании, а также частных коллекций.

«Лицом» выставки кураторы выбрали работу Джакомо Пальмы Старшего «Портрет девушки, или Красавица» (1520) из собственной коллекции Музея Тиссена-Борнемисы.
Изменения в политической, экономической и коммерческой географии Европы второй половины XV — начала XVI столетий грозили вытеснить на обочину Светлейшую Республику Венецию. Однако именно тогда началось художественное пробуждение (особенно в живописи и архитектуре), которое поставило город в центр полемики, которая началась в Италии и распространилась по Европе с конца 1500-х, а затем в течение всех 1600-х годов.

Якопо де Понте Бассано, Пастораль,1568 г., 99.5×137.5 см
Венеция начала формировать собственное представление о красоте и стала главной альтернативой эстетическим парадигмам Флоренции и Рима, где творили Рафаэль и Микеланджело. Классический или тоскано-римский подход придавал большее значение интеллектуальному аспекту изображения (disegno, рисунок) того, что ранее было задумано художником(idea). Мастера же венецианской школы были более опытны в обращении с цветом, визуальными и чувственными аспектами живописи.

Тициан Вечеллио, «Кающаяся Мария Магдалина» (1565). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Паоло Веронезе, «Лукреция» (1580-е). Музей истории искусств, Вена.
Выставка «Ренессанс в Венеции» разделена на восемь тематических секций. Под «крахом живописи» во второй части названия кураторы подразумевали, что классицизм в Венеции — как и в других регионах Италии — недолго оставался в моде. В поздних работах Тициан, Тинторетто, Веронезе и Бассано использовали более «открытые», свободные мазки — их часто называют пятнами. Это не только ставило под сомнение ценность disegno как одной из важнейших составляющих живописи, но и саму ренессансную идею красоты, основанную на идеализации реальности. Следующим шагом стало усиление драматических элементов изображения, придававшее картинам большую выразительность,характерную для барокко.
.
Джентиле Беллини. Портрет дожа Джованни Мочениго.

Джорджоне. Портрет Антонио Броккардо.

Джованни Кариани. Музыканты.
Значительная часть выставки отведена портретам. В залах музея есть изображения представителей венецианских властей(например, «Портрет дожа Джованни Мочениго»), меланхоличных молодых людей (картины Джорджоне, Беррнардино Личинио, Джованни Кариано и Лоренцо Лотто) и воинов, где художники искусно решили техническую проблему отображения неуловимого блеска металла доспехов.

Ламберт Сустрис. Венера и Амур.1550 г., 132×184 см
Но наибольшее внимание кураторы уделили венецианским образам женщин. Ключевые работы Пальмы иль Веккьо, Тициана и Веронезе развивают идею красоты в жанре идеализированных женских портретов. Это распространяется и на мифологические картины с изображением древнеримской богини любви: «Венера и Амур»Ламберта Сустриса и «Венера и Адонис» Веронезе. Центром этого раздела можно считать великолепное «Похищение Европы» кисти последнего. Полотно, предоставленное венецианским Дворцом дожей, считается одной из важнейших работ эпохи Возрождения.

Паоло Веронезе. Похищение Европы.1580 г., 162×191 см
Выставка «Ренессанс в Венеции. Триумф красоты и крах живописи» в Музее Тиссена-Борнемисы будет открыта до 24 сентября 2017 года. Те, кто физически не сможет оказаться в Мадриде до этой даты, имеют возможность совершить виртуальную экскурсию по экспозиции.