На протяжении XVIII-XIX столетий на знаменитых фарфоровых мануфактурах Европы создавались настоящие шедевры – лепные цветочные композиции. Глядя на них, невозможно поверить, что эти цветы ненастоящие, настолько совершенна работа их создателей. Но и в наше время есть не менее талантливые мастера, чьи работы поражают и восхищают не меньше. Начиная с 1740-х годов саксонские мастера стали обращать свое внимание на цветы, произраставшие в местных садах, и пытаться воплотить их красоту в фарфоре. Можно сказать, что именно они и положили начало такому направлению, как европейская фарфоровая флористика. Однако, свои лепные цветы они использовали лишь для скульптурного декорирования изделий – посуды, ваз, часов, зеркал. Творческие идеи мейсенских мастеров были подхвачены в Винсенне, но здесь художники по фарфору пошли несколько другим путем. Они начали создавать из таких лепных цветов целые букеты, поражавшие своим изяществом и красотой. Вначале их фарфоровые букетики были небольшими, чаще всего это были 3-5 роз в окружении полевых цветов. Готовый букет либо помещали в фарфоровую вазу, либо делали для него специальное основание из бронзы. C опытом росло мастерство, увеличивалось и количество цветов в букетах. В 1749 году была завершена работа над самым известным букетом - Bouquet de la Dauphine, который был выполнен по заказу 17-летней дофины Марии Жозефы Саксонской, супруги Людовика XV. Она подарила этот букет своему отцу Августу III. Bouquet de la Dauphine, Граван и Депьере Букет состоял из 470 самых разных цветов – здесь были розы и васильки, нарциссы и мальвы, гвоздики, ноготки, примулы… На самом верху красовались лилии. До сих пор этот великолепный букет считается эталоном мастерства и непревзойденным шедевром. Royal de Vincennes 1752 г. Royal de Vincennes, приблизительно 1745-50гг Неаполитанский фарфор марки Каподимонте очень легко узнать по - клейму - синей короне и букве "N" из белой глазури. Ветвь роз и орхидей, фарфор Декоративный букет «Розы и фиалки» Декоративный букет «Гортензия» В России, благодаря гению Дмитрия Виноградова, был тоже создан свой фарфор. И по указанию Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге с 1744 года заработала своя фарфоровая мануфактура, впоследствии и ставшая знаменитым Императорским фарфоровым заводом. Уже на ранних этапах здесь тоже делали цветы из фарфора, которыми украшали посуду. Лепными цветами, в частности, был украшен большой сервиз, изготовленный для императрицы Елизаветы Петровны. Особенно модными лепные цветы стали в 30-е годы XIX века. Ими украшали не только посуду, но и другие предметы обихода – люстры, часы, зеркала, камины, составляли из таких цветов и целые букеты. Своими интересными композициями славился мастер Императорского Фарфорового Завода Петр Иудович Иванов. Для этих целей он разработал особый рецепт, по которому получал очень пластичную фарфоровую массу. Это позволяло мастеру проработать самые мельчайшие детали. Работой, ставшей вершиной творчества Петра Иванова и прославившей его, стал знаменитый «Белый букет». До сих пор он считается непревзойденным эталоном лепного фарфора. «Белый букет» мастера П.И.Иванова Букет имел внушительные размеры – около 70 см в диаметре, все детали композиции – тонкие стебельки и тычинки, полупрозрачные лепестки - были проработаны с поразительной точностью. Автор изготовил его специально для Всемирной международной выставки, которая должна была пройти в 1851 году в Лондоне. Для того, чтобы обезопасить транспортировку этого хрупкого и ценного груза, был сконструирован специальный столик на рессорах. Но с отправкой груза задержались, и букет на выставку не попал, остался в заводском музее. После смерти мастера в 1856 году его способ изготовления фарфоровых цветов оказался утраченным. Полюбоваться на шедевр мастера Петра Иванова сейчас можно в Эрмитаже, в отделе «Музей Императорского фарфорового завода». Многие бились над разгадкой секрета мастера, но восстановить утраченную технологию не получалось. Но спустя полтора века появилось несколько сообщений насчет того, что супругам Пименовым с этого же завода все же удалось раскрыть секрет. По разработанной методике они создали свой фарфоровый букет, но почему-то эта история не имела продолжения.
Открытка с изображением букета Пименовых Еще одним мастером, которому удалось приблизиться к технологии Петра Иванова, стал Евгений Андреев, который в 2002 году получил патент на изобретение способа получения пластичной фарфоровой массы. И теперь по этой технологии он создает свои замечательные «живые» цветы. Е.Андреев Букет фарфоровый. Бисквит, кохалонг, красное дерево. 2004 год Букет бисквитных цветов на яшме. 2004 год Говоря о фарфоровых цветах, конечно же, нельзя не остановиться на работах Владимира Каневского. Этот великолепный мастер, который уже давно живет в Америке, создает настоящие шедевры, на которые невозможно наглядеться. Мастерство этого художника по фарфору поражает. Владимир создает объемные композиции, где из фарфора, металла и керамики сделаны не только растения, но и кашпо, и даже земля, поросшая акварельным «мхом». Мастер работает сразу с двумя материалами — керамикой и металлом. Так, цветы сделаны из фарфора, а стебли и листья металлические. С одной стороны, это уже не чистый фарфор, но с другой, изделия получаются гораздо прочнее и не такие капризные. Если шедевры из чистого фарфора лучше хранить под стеклянным колпаком или в стеклянном шкафу, то эти могут даже на улице стоять. Еще один момент в том, что множество работ Владимира сделано реалистично, но не натуралистично, он может создавать такие растения, которых нет в природе. Фарфоровые цветы Владимира Каневского продаются во флагманском магазине Dior в Париже и широко известны в кругах ценителей фарфора и предметов искусств. Его работы покупают известные дизайнеры, европейские принцессы и прочие состоятельные люди. Самого автора подобное признание несколько озадачивает. Он сетует на то, что делает и серьёзную скульптуру, которая выставлялась, к примеру, на Венецианской бьеннале. Нежную, неувядающую красоту и тёплые краски несут в себе цветы из фарфора... |