[700x525]Недавно я посмотрела фильм «Идальго. Погоня в пустыне». Замечательный актёрский дуэт Вигго Мортенсена и коня Ти Джея, сыгравшего Идальго, на два часа погружает зрителей в мир американских мустангов и индейцев, чье существование на этом свете неразрывно связано друг с другом. Фильм о дружбе, верности, мужестве, познании себя, о несокрушимой силе воли человека и лошади, преодолевающей все, казалось бы, непреодолимые препятствия. Меня настолько заинтересовал главный герой картины, что я несколько дней искала хоть какие-то сведения о нём. В аннотации к фильму говорилось о том, что основой сценария послужили реальные события, и это оказалось правдой.
Фрэнк Т. Хопкинс (1865- 1951) – это действительно реальная личность и недавняя история его жизни одновременно история уникальных лошадей – американских мустангов. Один из самых знаменитых наездников своего времени, Фрэнк был наполовину индеец, он родился сразу после окончания Гражданской войны в кабине лесовоза в Форт Ларами, Вайоминг. Его отец был армейским разведчиком, мать, предположительно, дочерью вождя племени Лакота Сиу. Вся жизнь этого человека была связана с мустангами: еще ребенком он вместе с индейцами охотился за ними, объезжал их. Подростком Фрэнк доставлял депеши для генералов Майлза и Крука, позже он был охотником на бизонов, участвовал в скачках. Всю жизнь он ездил верхом на мустангах и был выдающимся специалистом во всем, что касается этой породы лошадей. Выступал в цирке братьев Ринглинг, в шоу Буффало Билла «Дикий Запад». В 40-е годы в Америке вышла его книга "Vermont Horse and Trail Bulletin". Фрэнк Хопкинс умер в 1951 году.
По утверждению журнала "US Remount Service Journal" за 1936 год, Фрэнк "принял участие почти в 400 соревнованиях по верховой езде и большую часть из них выиграл. Самую громкую свою победу он одержал в Аравии, где в скачке на 3000 миль одолел чистокровных арабских лошадей на своем мустанге по имени Идальго". Позже история победы Фрэнка Хопкинса в скачке по аравийской пустыне была описана в книге Энтони Эмэрела "Фрэнк Хопкинс… Самыйвыносливыйнаездник?" (Amaral, Anthony. "Frank Hopkins... Best of Endurance Riders?" WesternHorsemanMagazine. 1969). Эта книга и послужила основой сценария фильма «Идальго. Погоня в пустыне», вышедшем на экраны в 2004 году.
Слово «мустанг» произошло от испанского слова «mesteno» или «monstenco», означающих «дикий», «неприрученный», «ничейный». Этот термин точно характеризует диких лошадей Соединённых Штатов. Самые первые особи населяли Северную Америку и были известны ещё в давние времена. К сожалению, все они уже считаются вымершими около 10 тысяч лет назад. Возможно, это произошло из-за смены климата или из-за активной охоты на них. Лошади вернулись в прерии, когда исследователи Кортес и Ди Сото появились верхом на великолепных берберийских и андалузских лошадях. Это были лошади, изменившие жизнь американских индейцев, населявших Великие Равнины и их окрестности. Индейцы пуэбло научились ездить верхом и передали навыки другим племенам. Прошло много лет, испанские лошади смешалась с другими породами, акклиматизировались и стали неотъемлемой составляющей экосистемы Северной Америки.
Фрэнк Т. Хопкинс считал мустангов самым значительным животным американского континента. Он говорил, что эти лошади способны двигаться день и ночь, безо всякой поддержки, их не нужно подгонять и каждая из них может выиграть пробег, не важно по правилам или нет. Во время службы Фрэнка у генерала Крука, тот обратил его внимание на то, что если солдаты не способны одержать верх над индейцами за пару часов, то продолжать не стоит. На просьбу Хопкинса объяснить — в чем же причина, генерал ответил, что индейские пони способны пробежать 90 миль без еды и питья, и могут вынести то, на что не способны кавалерийские лошади. Офицеры-кавалеристы также не раз убеждались в удивительных качествах, присущих мустангам: эти лошади отличались понятливостью, энергичностью, послушанием и невероятной выносливостью. Кроме невероятной выносливости, Фрэнк Хопкинс отмечал ум и экономичность этой породы лошадей. Но существовало и другое мнение. Джон Ричард Янг, известный тренер, так говорил о мустангах: “Мы не только должны позволить мустангам исчезнуть, мы обязаны сделать все возможное, чтобы истребить их, поскольку просто не в состоянии вывести лучших лошадей, чем чистокровные мустанги. Сейчас хороший скакун после специальных тренировок и зернового корма способен показать чудеса выносливости, но любой неплохой мустанг с легкостью его превзойдет”.
Время, когда Фрэнк начал участвовать в пробегах тесно переплелось у него с линией лошадей, которую она назвал «белоглазой» (White-Y). Началась она с небольшой белой кобылы, которую он выкупил у армии за три серебряных доллара, после того как ее конфисковали у одного из вождей резервации Пайн Ридж по имени Белый Теленок, друга детства Хопкинса. Позднее Фрэнк выкупил у апачей жеребца-пинто. В результате скрещивания этих лошадей и появилась «белоглазая» линия.
Собственно, поэтому первые пробеги Хопкинс совершил на мустанге по кличке Джо, который достался ему от Баффало Джонса. Он выкупил его вместе с табуном других лошадей. Надо казать, что Джо был с достаточно сварливым характером, однако за два месяца работы Фрэнку удалось завоевать его доверие и он начал на нем выезжать на охоту за быками.
Летом 1886 года был объявлен пробег от Галвестона (штат Техас) до Рутлэнда (штат Вермонт). Протяженность этого маршрута была 1799 миль.
Баффало Джонс, такой же поклонник мустангов как и Хопкинс предложил тому финансировать его участие в этом пробеге, поскольку они решили доказать, что мустанги способны победить в пробегах любую лошадь. По условиям пробега допускалась только одна лошадь для каждого всадника и время дневного пробега не должно было составлять более 10 часов. Вдоль пути были расставлены судьи, которые должны были следить за выполнением правил.
Фрэнк готовил Джо к гонке, так же как и всех своих лошадей. Вначале он неспешно приучал лошадь к дороге. Она должна была подготовить себя к маршруту и умственно и физически. Вообще говоря, умственное развитие лошади было тем, в чем Фрэнка разбирался лучше многих других всадников. Хопкинс работал с лошадью, постепенно доводя дневную дистанцию до 50 миль, причем так, что бы лошадь потом была способна двигаться дальше, если понадобится. Причем, когда лошадь была способна выполнить эту работу, и при этом, показывала настрой на то, что бы продолжить маршрут - Фрэнк считал, что лошадь в хорошем состоянии. Перед началом гонки, Хопкинс проехал по маршруту в обратном направлении, что бы познакомить с ним коня. А 13 сентября - гонка началась. “На следующий день,- писал Фрэнк, - я оставил позади себя 12 уставших лошадей. Джо же чувствовал себя хорошо. Когда я расседлал его в конце дня, он повернул голову и направился ко мне. На 17 день Джо оставил позади себя последних лошадь и всадника. Мы были в долине Миссисипи, где шли сильные дожди и желтая грязь липла к ногам Джо. Наш маршрут был размечен красной краской на деревьях, заборах, камнях, и по нему было просто двигаться. В этом пробеге я весил 152 фунта, снаряжение 34 фунта, Джо 800 фунтов.
Джо с Фрэнком выиграли пробег и 3000 долларов. Они прошли его за 31 день, в среднем по 57.7 мили в день. Следующий участник прибыл в Рутлэнд спустя 13 дней. Фрэнк писал, что лошадь второго участника пришла сломленной духом, а третьего - совсем развалиной.
Феноменальная победа принесла Фрэнку и его коню большую известность. Уильям Фредерик Коди, владелец шоу “Баффало Билл на Диком Западе”, прислал ему телеграмму с предложением присоединиться к его шоу. Хопкинс присоединился к труппе, и, в последующие годы, встретил множество наездников, благодаря организации, известной как Всемирный Конгресс Всадников. В 1889 году Фрэнк был на Всемирной Парижской Выставке. Огромное количество заводчиков, в основном кавалеристов, прибыло выставить своих лошадей на шоу. Рау Расмуссен, арабский бизнесмен, прослышал о Фрэнке и его мустангах. Кроме того, он слышал и об индейцах, уходивших на своих лошадях от американской кавалерии. По этому, желая столкнуть мустангов и арабских лошадей, рассказал о ежегодном Аравийском событии - 3000-мильном пробеге, в котором ранее побеждали исключительно лошади арабских кровей.
Скорее всего, Фрэнк забеспокоился о том, как примут его лошадь в Аравии. Его неуверенность основывалась, помимо всего, и на финансовых причинах. На следующий день, Натан Солсбери, один из чиновников Всемирного Конгресса Наездников и Рау Расмуссен посетили Хопкинса, что бы еще раз обсудить этот вопрос. Солсбери проинформировал Фрэнка, что если тот пожелает поехать на этот пробег, то Всемирный Конгресс Всадников профинансирует эту поездку.
В итоге, Хопкинс привез в Аравийский Аден трех своих мустангов. Его фаворитом был жеребец-пинто по кличке Идальго. Остальные два жеребца были полукровными братьями из фрэнковский “белоглазой” линии. Идальго был восьми лет отроду. “Он выглядел таким, каких еще поискать. Я ездил на нем в самых тяжелых пробегах и знаю, на что он способен, если его попросить”.
Чуть больше ста лошадей стартовали в пробег из Адена, в 1890 году. Огромный караван опытных всадников взял своих лучших лошадей. Даже в огромной массе лошадей мустанги Хопкинса выделялись среди одноцветных арабских лошадей.
Пробег продвигался вдоль Сирийского залива, затем вглубь, по границе двух стран. Большая часть пробега, согласно одному из писем Фрэнка, прошла по известняковой долине. Единственной доступной пищей было так называемое вача (аир болотный), растение, оказавшееся очень питательным. Верблюды, сопровождали всадников и везли для лошадей ячмень. Воды было недостаточно на один раз, и случалось, что лошади обходились без воды до двух дней. Песчаные бури мешали всадниками, и, когда они усиливались, пробег останавливали.
Во вторую неделю Фрэнк попытался вырваться вперед. Как всегда, начинал он медленно, что бы конь привык к дороге. К этому моменту жесткие условия пробега, скудного кормления, свели на нет выдающиеся способности арабских лошадей. День ото дня цепочка всадников сокращалась. Каждый день Хопкинс, побуждал Идальго ускориться и, в конце концов, они захватили лидерство. Верблюжий, же, караван, растянулся вдоль маршрута, что бы подкармливать лошадей.
На шестьдесят восьмой день Фрэнк и Идальго достигли финишного камня этой, гонки, протяжённостью в три тысячи миль. Идальго сильно потерял в весе, но они с Фрэнком хорошо отъелись и отдохнули, пока ожидали следующую пару, финишировавшую 33 часа спустя. Кроме них еще только три всадника технически завершили гонку. Арабские наездники горячо благодарили Идальго за это достижение.
Однако существует и другое мнение, что история Фрэнка Хопкинса и его побед – не более чем миф, созданный самим Фрэнком и его биографом Чарльзом Б. Ротом. В частности, The Long Riders' Guild (Гильдия наездников, специализирующихся на длинных дистанциях) называет биографию Фрэнка Хопкинса "паутиной лжи", а его самого – "величайшим лжецом Старого Запада". Специалисты Гильдии перерыли гору архивных документов и собрали доказательства, способные, по мнению Гильдии, полностью развенчать миф о Хопкинсе. Подробнее об этом можно узнать на сайте Гильдии www.thelongridersguild.com, раздел "The Hopkins Hoax".
Как бы ни решили историки, но великий всадник Фрэнк Т. Хопкинс стал легендой, а итогом его интереснейшей биографии являются живущие до сих пор на американской земле вольные лошади – мустанги.