• Авторизация


А.С.Пушкин... 08-06-2024 22:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!


i-21774 (518x600, 109Kb)
ПУШКИН
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

(26 мая[6 июня]1799, Москва - 29 января[10 февр.]1837, Санкт-Петербург)
русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, литературный критик и теоретик литературы, историк, публицист, журналист, редактор и издатель.

"...Из наслаждений жизни одной любви
Музыка уступает, но и любовь - мелодия..."

Русские композиторы создали при жизни поэта на протяжении почти пятнадцати лет (начиная с 1823 года) более 70 романсов на тексты лирических стихотворений А.С. Пушкина. Большинство этих произведений принадлежит популярным в то время композиторам во главе с Верстовским: Алябьеву, Титову, молодому Глинке. Преимущественное признание у первых музыкальных интерпретаторов пушкинской лирики получает то, что может быть передано в куплетной форме, что носит песенный характер.

Уже при жизни поэта на текст его песни "Старый муж" были написаны романсы композиторами Верстовским, Гурилёвым и Ганнибалом (дядей поэта). На слова "Татарской песни" ("Дарует небо человеку") - романсы Одоевского, Титова. Стихотворение "Не пой, красавица, при мне" уже в те годы нашло воплощение в романсах Глинки, Титова, Гедике; стихотворение "Два ворона" ( "Шотландская песня") было положено на музыку Верстовским и Алябьевым; "Певец" - Верстовским и Титовым; "Я помню чудное мгновенье" - Н.А. Мельгуновым и, позже, - М.И.Глинкой.
Один из первых романсов на стихи А.С.Пушкина "Чёрная шаль" Верстовского с огромным успехом был интерпретирован в театральной обстановке при участии любимого в те годы певца Булахова. В письме одного из современников А.С.Пушкина А.Я.Булахова мы встречаем подробное описание такого исполнения. Оно относится к 1823 году и, следовательно, происходит в отсутствие поэта.
Некоторые стихотворения А.С.Пушкина выходят в свет вместе с музыкой, разумеется,с разрешения автора. Так, стихотворение "Слеза" было напечатано в виде нотного приложения к альманаху "Мнемозина" в 1825 году. Автор романса М.Л.Яковлев, лицейский товарищ Пушкина (при жизни поэта, кроме названного романса, М.Л.Яковлевым была написана музыка к стихотворению "Зимний вечер"). Таким же образом (как текст в романсе) было опубликовано стихотворение "Я здесь, Инезилья" на музыку Глинки в 1834 году. Любопытно отметить, что стихотворение "Я помню чудное мгновенье", положенное на музыку при жизни А.С.Пушкина двумя композиторами - Н.С.Титовым и Н.А.Мельгуновым, после появления глинковского романса на те же стихи в 1939 году было вновь использовано лишь двумя - тремя, совершенно незначительными композиторами.




К направлению с налётом декоративности принадлежит романс "К живописцу" лицейского товарища А.С.Пушкина Н.А.Корсакова, положившего, кроме того, на музыку стихотворения "О, Делия драгая" и "Вчера мне Маша приказала".

Особенного внимания заслуживают композиторы Алябьев, Верстовский и Глинка. В песенном творчестве Алябьева есть черты, раскрывающие его большое композиторское дарование: мелодическая гибкость, разнообразие тематики, гармоническая свежесть - всё это выдаёт его среди других современников. На стихи А.С.Пушкина им написаны романсы "Два ворона", "Зимняя дорога", "Саша, Саша, я страдаю безотрадною тоской". Эти три романса принадлежат к лучшим образцам вокального творчества того времени.

Верстовским на слова А.С.Пушкина написано семь романсов: "Чёрная шаль", "Старый муж", "Ночной зефир", "Певец", "Два ворона", "Казак", "Ложится в поле мрак ночной". Популярности романса "Чёрная шаль" способствовали заложенное в нём драматическое напряжение, стремление к изобретательности, пафос. Популярность этого произведения была столь значительна, что романс был переведён на французский и итальянский языки.




Лучшим, быть может, произведением Верстовского во всём его романсовом творчестве, стал романс "Старый муж". Дикая энергия, подлинная страсть переданы здесь необычайно выразительно. В характере музыки чувствуется непосредственное влияние таборного цыганского творчества 20-х годов XIX века.

К сожалению, при жизни А.С.Пушкина М.И.Глинка почти не писал музыки на его тексты. Стихотворение "Не пой, красавица, при мне" А.С.Пушкин сочинил на данную мелодию - пример сочинения поэтом стихотворения под влиянием музыкального впечатления. В "Записках" Глинки читаем следующее: "Провёл около целого дня с Грибоедовым, с автором комедии "Горе от ума". Он был очень хороший музыкант и сообщил мне тему грузинской песни, на которую вскоре поэт А.С.Пушкин написал романс "Не пой, красавица, при мне". На рукописи романса Глинки сохранилась надпись: Национальная эта грузинская мелодия сообщена М.И.Глинке от А.С.Грибоедова". Другим романсом, написанным Глинкой при жизни А.С.Пушкина, был романс "Я здесь, Инезилья", напечатанный впервые в 1934 году.




Романсы А.Даргомыжского на стихи А.С.Пушкина общеизвестны: "Ночной зефир", "Я Вас любил", "Юноша и дева", "Вертоград" и др. По сравнению с М.И.Глинкой, музыка Даргомыжского отличается большей драматичностью и декламационностью. Например, "Ночной зефир" - не столько лирический, как у Глинки, романс, сколько поэтическая сцена. Иные средства музыкальной выразительности применяет Даргомыжский в романсе "Я Вас любил": это романс - раздумье.

Большую художественную ценность представляют романсы на стихи А.С.Пушкина Ц.И.Кюи. Их характеризуют черты, типичные для всего творчества композитора - искренность лирического чувства, душевная открытость, простота выражения, глубокие связи с русской народной песней и бытовым романсом. Во всём романсовом наследии композитора выделяются романсы "Сожжённое письмо" и "Царскосельская статуя" на стихи А.С.Пушкина.

Романсовое творчество на стихи А.С.Пушкина достаточно обширно представлено в композиторском наследии Н.А.Римского-Корсакова. На его стихи композитором написано одиннадцать романсов. Самыми популярными из них являются: "Редеет облаков летучая гряда", "На холмах Грузии", "Не пой, красавица, при мне", "Что в имени тебе моём", "Анчар - древо смерти", "Пророк", "Поэт" , "Эхо".

Музыкальный язык этих романсов отличается яркой выразительностью мелодического рисунка, красочностью гармонического движения и оригинальностью штриховой драматургии.

Многие русские композиторы оставили нам богатейшее наследие - удивительные образцы камерного вокального творчества. Высокое искусство русского классического романса, соединённое с золотой россыпью пушкинской неповторимой лирики, составляют единое гармоничное целое. Неизъяснимая прелесть произведений этого жанра со временем всё больше привлекает сердца профессионалов и любителей музыки. Порою кажется, что некоторые лирические шедевры великого поэта словно ожидали именно этого филигранного музыкального воплощения, духовного соответствия гения и волшебства музыки, какое мы видим в романсах Глинки, Римского-Корсакова, Алябьева и др.

(автор статьи Olga Avdouhina)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник А.С.Пушкин... | Dyklida - Дневник Dyklida | Лента друзей Dyklida / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»