|
Справочник по декупажу составлен исключительно по материалам Хоббипортал, темы "Декупаж-теория", "Материалы", "Идеи из интернета", с ссылками на сообщения форума и их авторов, которым выражаю искреннюю благодарность от составителей Справочника. Убедительная просьба к читателям: пожалуйста, не цитируйте материалы полностью, а только в виде ссылки!
Прошу меня понять: проделана огромная трудоемкая работа, прочитано более 500 страниц форума, где все "в куче", проанализировано, скомпоновано, отредактировано, снабжено ссылками и т.д.
|
Отдельное место в декупаже занимает поталь - имитат сусального золота.
[180x241]
Еще средневековые мастера знали способ получения состава, имитирующего по цвету золото. Сплавляя олово и ртуть и далее соединяя их с серой и нашатырем, получали пурпурную краску, или так называемое "муссивное золото", способ его приготовления подробно описан анонимным автором XIV века.
Поталь - это современный имитатор сусального золота, в виде тонких листочков или полосок золотого цвета (фольги) из сплава меди (12 частей) и цинка (2-3 части).
Поталь бывает не только золотая, но и серебряная, и бронзовая. Тонкие листки служат для золочения (серебрения, бронзирования) изделий из дерева, керамики, стекла, картона, кости, чёрных металлов, гипса и т.д.
Поталь не содержит драгоценных металлов, а по внешнему виду напоминает сусальное золото, и значительно дешевле последнего. Но в отличие от настоящего сусального золота, имитационное нуждается в дополнительной защите от потускнения.
Поталь выпускается в хлопьях, в листах (14х14, 16х16 см и др.размеров) и в рулонах.
Источник
Поталь в xлопьях
[показать] фото Lilian
Поталевая крошка и клей для металлической фольги
[показать]
(автора фото не знаю. Откликнитесь, пожалуйста. - Мадам Елена)
| Цитата: Как поталь по-английски, а лучше по-немецки? |
На конверте упаковки с поталью фирмы Eberhard Faber такие названия (rampa)
Blattmetall (нем.)
Leaf metal (англ.)
Me\\'tal en feuilles (фр.)
Metallo laminato (ит.)
Hoha meta\\'lica (исп.)
Точное название данного материала по-немецки - "Blattgold zum Dekorieren". (Victoria Di Falco)
Мастер-классы по работе с поталью (Золочение)
[483x371]
Намажьте поверхность клеем для сусального золота или потали,
дайте просохнуть 30-40 минут и приклейте поталь или сусальное золото широкой мягкой кистью, работать лучше в перчатках
Затем посыпьте тарелку крупной солью, намочите тряпочку уксусом и накройте тарелку на 30 минут.
Через полчаса смойте быстро тарелку под струей холодной воды, чтобы удалить уксус и соль. И у вас получится красиво "проеденная" тарелочка, с дырочками на поверхности салфетки.
Людник, 2, 3, обсуждение
[показать]
[показать]
Наносим нужный фон. Самой широкой кистью наносим миссию для позолоты и ждем, пока она станет бесцветной и очень липкой. Потом берем кисточку, наэлектризуем ее (например, о волосы) и "примагнитим" кусочек золотого или серебрянного листика потали. Иx нельзя трогать руками, иначе они порвутся или просто прилипнут к рукам.
Мягкой кисточкой или кусочком ваты разгладим каждый кусочек по поверxности. Совершенно не важно расправлять складочки, даже наоборот. Так заклеиваем всю поверxность. Ну все, осталось только покрыть лаком и любоваться результатом
Lilian , обсуждение
[показать]Золочение с помощью листовой потали
(lenivka)
Мастер-класс от lenivka
[340x255]
[340x255]
Мастер-класс от Larissa (Larissa)
Мастер-класс от Ilana
Мастер-класс по работе с поталью (примерно с середины страницы) (l\\'acqua)
В каких случаях применяют поталь в листах, а в каких - в хлопьях?
Все по вкусу и желанию. Конечно, если хочется получить сплошной чисто-золотой или серебряный фон, то лучше взять листы. Но не всегда получается наклеить листовую поталь целиком, а она может порвалаться. В этом случае "прорехи" можно заклеить кусочками. Позже никаких стыков не заметно. Некоторые считают, что с поталью в хлопьях работать удобнее. Вероятно, если хлопья однородные по цвету, можно получить эффект целого листа, но, конечно, занятие это долгое. Ilana
Если поталь положить на слегка высохший мордан и потом кончиками пальцев легонько разорвать поталь, получается вот такая красота:
[581x419]
Klumba
Чем наносить поталь?
Листочки потали нельзя трогать руками, иначе они порвутся или просто прилипнут к рукам.
1. Кисточку наэлектризовать, "примагнитить" ею кусочек золотого или серебряннго листа и осторожно перенести на подготовленную поверхность. Lilian
2. Листочки брать пинцетом, накладывать и "пройтись" сверху мягкой кистью (пони). lenivka
[150x223]
3. Лампензель- кисть для золочения (для позолоты). Она помогает переместить тончайший лист золота на требуемую поверхность. http://www.samodelkino.ru/product_info.php?products_id=297kamparik вставить ссылку
4. Для проглаживания потали можно использовать толстую косметическую кисточку, какой накладывают румяна. Ilana
Как наносить поталь в хлопьях
Просто насыпать на покрытую клеем поверхность плотным слоем, прихлопать кисточкой, нужное приклеивается, лишнее смахнуть, можно - в коробочку и оставить на следующий раз. Ginger
Какую соль лучше использовать?
Соль можно брать обычновенную столовую, только насыпать не из солонки с мелкими отвертиями, а из банки или пакета. Солью посыпать обильно, чтобы в некоторых местах совсем закрывать поталь. Magnuna
Если соль мелкая, она ложится кучками и как бы растворяется в уксусе, и получаются большие дырки. А если соль крупная, то рисунок получается больше похожим на кружево. Светомила
Уксус должен быть 5-9%-ным. Наливать столько, чтобы полотенце было мокрым, но не текло. Magnuna
Процесс окисления занимает от минут 30-40 минут (Светомила) до 2-3 часов и больше. Серебряная поталь окисляется дольше золотой, несколько часов, до суток Ilana. Периодически надо приподнимать осторожно тарелку и смотреть с лицевой стороны. Если решите, что дырок достаточно, соль можно смывать. Ilana
Соль с уксусом нужны для окисления металла и получения декоративного эффекта. Можно обойтись и без окисления, а, следовательно, без соли и уксуса. Золото кладется на поверхность стык в стык, без пробелов, можно "заплатки" делать. Потом подождать примерно сутки и можно отполировать предмет мягкой шерстяной тряпочкой, покрыть акриловым лаком или специальным, для потали. lenivka
Серебряная поталь окисляется дольше золотой
Защита потали от дальнейшего окисления
Покрывать поталь нужно любым лаком на спиртовой основе. На водной основе лаки не подходят, так как от них поталь окисляется при прямом контакте. Спиртовые лаки удобны тем, что сохнут моментально, но образованный слой обязательно нужно защитить любым синтетическим лаком или лаком на водной основе. Вот последовательность в работе с поталью (финишный этап):
[180x219]
1. После нанесения потали и очистки поверхности предмета от ее излишков (при помощи сухой кисти!) равномерно наносим Гуммилак (или любой другой спиртовой лак) и 5 мин. сушим. Фен не использовать.
2. Должно быть не менее трех покрытий Гуммилака, так как он образует очень тонкий защитный слой. Второй слой сушим 10-15 мин., после третьего оставляем работу сохнуть на 2-4 часа. А можно - до следующего дня.
3. Покрываем работу любым финишным лаком. (Victoria Di Falco)
Для защиты потали надо ее сразу покрывать одним тонким слоем яхтного лака и только потом наносить краску и все остальное. Magnuna
Поталь можно защитить от окисления простым лаком-фиксативом для пастели, угля и карандаша. Покрыть 2-3 слоями, и потом уже можно и водным, и другими. Кася
Мордан
[181x286]
(фото Klumba)
Мордан — масляный лак на основе янтаря. Используется как клеящая основа для сусальных покрытий (сусальное золото, сусальное серебро или потали). Ранее мордан был длительного высыхания, что было неудобно для золочения. Чтобы добиться нужного отлипа, позолотчику приходилось ждать высыхания неделю. Сейчас же существуют морданы с более коротким сроком высыхания — 12-, 3- и 1-часовые — что значительно ускоряет процесс золочения (Источник)
Заменить мордан можно животным (его еще костным называют) клеем, который продается в гранулах, по 500 г и больше. Обычно должны быть представлены в ряде с хлопьями шеллака (гуммилака) и камеди (гуммиарабик). Готовят этот клей на паровой бане, раствором служит вода. На 100 г хлопьев - литр воды. Но пропорции следует уточнить на сайтах по профессиональному золочению. (Victoria Di Falco)
Можно использовать немецкий лак для фольги. Приклеивает поталь хорошо, пользоваться удобно. (Nimfa)
Можно клеить поталь на водный мордан - Микстион. Он не пахнет. Но сохнет он тоже долго. Elen Fist
Также предлагают клеить на неразведенный ПВА Светомила
Молочко для потали
Это клей для потали. Наносишь тоненьким слоем, немного ждешь, минут 5-10, и кладешь на него поталь. Через час можно кистью излишки потали счистить. Ки-Ви
[показать]Лак защитный бесцветный для сусального золота MECCA TRANSPARENTE
(фото Kzero)
Это защитный лак, который наносится на предметы и защищает их от воздействия времени и истирания. Выпускается бесцветный и цвета золота, который используется, когда мы хотим затемнить тон выбранного золота или позолотить серебристый предмет.
На спиртовой основе. Сохнет он намного дольше Lacca alcolica. Защитный слой, образованный Меккой, не мутит золотой блеск. Это профессиональный защитный лак для реставраторов и иконописцев, работающих с сусальным золотом.
Его можно применять для кракле.
Victoria Di Falco писала: Я взяла тарелку и покрыла ее в один слой Меккой. Затем разделила ее на два участка:
1. На один участок через 20 мин. нанесла гуммиарабик. Так как у меня под столом стоит обогреватель, то в течение часа стал образовываться кракелюр. Сетка образования идентична кракелюру с применением традиционного спиртового лака. Разница лишь в количестве покрытий, т.е. Мекки достаточно однослойного покрытия.
2. На второй участок также через 20 минут нанесла кистью финишный кракелюрный лак. Образовалась мелкая кракелюрная сетка, фаянсовый эффект.
Использование лаков при работе с поталью
На поталь наносят не менее трех слоев алкольного лака (Lacca alcolica, Gomma Lacca, Lacca decerata, Vernice Mecca), и лишь затем работа покрывается финишными лаками на водной основе. Если поталь соприкасается напрямую с лаками на водной основе, то она окисляется. Для этого и служат алкольные лаки, как защитный слой. Т.к. данный вид лаков образует очень тонкий защитный слой, то для его уплотнения требуется не менее трех покрытий. Далее можно использовать любой финишный лак на выбор (синтетический или водный). Профессиональные "золотники" используют обычно Lacca Mecca, которая усиливает золотой блеск. Она бывает двух видов: Мекка бесцветная (Mecca incolore) и Мекка Золотая (Mecca colore oro). Продается в товарах для художников,т ак как относится к профматериалу для реставраторов, которые работают с сусальным золотом. (Victoria Di Falco)
[180x377]
[180x414]
[180x232]
[180x267]
[180x224]
Творёное золото
Со времени появления художественных лаков (во втором тысячелетии до н.э. в Китае) тончайшая роспись по черному или темному цветному фону осуществлялась полихромными, а также золотыми лаками. Для получения краски золотого цвета порошок из настоящего золота разводили соком лакового дерева.
Для палехской миниатюры характерны детальная золотая штриховка (блики света, узорная разделка) и обрамление сцен росписи сложным по рисунку золотым орнаментом. Выполняются они твореным золотом.
Твореное золото – это краска, приготовленная художниками на основе растёртого листового золота и гуммиарабика. Гуммиарабик – это вязкая прозрачная масса, выделяемая различными видами акаций, и после разведения в воде применяемая как клеящее вещество.
Перед нанесением золотой краски готовую роспись лакируют, просушивают и снова пемзуют. Очень тонкой кистью оно наносится на форму в известной системе и последовательности. Краска должна легко сходить с конца кисти, чтобы дать упругую тонкую линию. Роспись золотом полируется, покрывается лаком и снов полируется.
Творёное золото, обильно «вплетённое» в живопись, создаёт эффект свечения. Kriksi-Kraksi
Источник
Ну и - в качестве бонуса:
Вот тут упоминается весьма дорогой способ самоубийства китайских аристократов – они вдыхали листики сусального золота! Причем автор сообщения ссылается на Гумилева (очевидно, Льва – Прим.модератора).
"Способ этот воистину аристократический, хотя и чудовищный. Что в нем страшного? Дело в том, что сусальное золото представляет собой сверхтонкую фольгу. Прилегая к поверхности, листки сусального золота закрепляются на ней "намертво" без какого-либо клея. Когда такой лепесток попадает в дыхательные пути, он прилипает к стенкам дыхательных путей так, что вентиляцией его уже не удалить. Если человек вдохнет достаточное количество золота и будет перекрыта большая часть дыхательных путей, лёгкие перестанут работать и наступит аристократическая азиатская смерть от удушья." (с)
Так что будьте осторожны! Galine
Серия сообщений "Патина, поталь, битум и другие":
Часть 1 - Патина, поталь, битум и другие _ Патина
Часть 2 - Патина, поталь, битум и другие _ Поталь
Часть 3 - Гуммилак, гуммиарабик, битум
Часть 4 - "Старая медь"
...
Часть 8 - Золочение и патинирование
Часть 9 - Поталь трансферная как материал для золочения в технике декупаж
Часть 10 - Имитация патины