***
РУССКИЙ МИР и ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
(сочинение ученицы 11 класса)
"В последнее время в западной и в либеральной
отечественной публицистике много пишут
о русском варварстве на фоне европейской
цивилизованности.
Но если сравнить нравственные идеалы
и реальную жизнь народов, полистать героические
страницы истории русского народа,
то возникает совсем другая картина.
Например, в русском языческом пантеоне никогда
не было бога войны, в то время как среди европейских
народов понятие о воинственном божестве
доминировало, весь эпос построен вокруг войн
и завоеваний.
Русский человек после победы над иноверцами никогда
не стремился насильственно обратить их в свою веру.
В былине «Илья Муромец и Идолище» русский богатырь
освобождает Царьград от поганого Идолища,
но отказывается быть воеводою города
и возвращается на родину.
В древнерусской литературе отсутствует тема обогащения
при завоеваниях, разбоях, в то время как сюжеты
на эту тему распространены
в западноевропейской литературе.
Герои «Песни о Нибелунгах» одержимы поиском
зарытого клада – золота Рейна.
Главный герой древней английской поэмы «Беовульф»
погибает, «насытив зренье игрой самоцветов
и блеском золота…
В обмен на богатства жизнь положил я».
Ни одному из героев русского эпоса не приходит
в голову жизнь положить в обмен на богатства.
Более того, Илья Муромец не способен принять откуп,
предлагаемый разбойниками, – «золотой казны,
платья цветного и коней добрых сколько надобно».
Он, не сомневаясь, отвергает путь, где «богату быть»,
но добровольно испытывает дорогу, где «убиту быть».
И не только в эпосе, но и в легендах, сказках, песнях,
пословицах и поговорках русского народа долг личной
или родовой чести не имеет ничего общего
с долгом личной или родовой мести.
Понятие мести как таковое вообще отсутствует
в русском фольклоре, оно как бы изначально
не заложено в «генетическом коде» народа,
а русский воин всегда был воином-освободителем.
И в этом – отличие русского человека
от западноевропейского.
Русский историк и философ Иван Ильин писал:
«Европа не знает нас… потому что ей чуждо
славянорусское созерцание мира, природы
и человека. Западноевропейское человечество
движется волею и рассудком.
Русский человек живёт прежде всего сердцем
и воображением и лишь потом умом и волею.
Поэтому средний европеец стыдится искренности,
совести и доброты как «глупости».
Русский человек, наоборот, ждёт от человека
прежде всего доброты, совести и искренности.
Европеец, воспитанный Римом, презирает про себя
другие народы и желает властвовать над ними.
Русский человек всегда наслаждался естественной
свободой своего пространства…
Он всегда «удивлялся» другим народам,
добродушно с ними уживался и ненавидел
только вторгающихся поработителей…».
О милосердии и справедливости русского человека
свидетельствует добрососедское отношение
к народам присоединённых территорий.
Русский народ не творил таких злодеяний,
как просвещённые европейцы на завоёванных землях.
В национальной психологии было некое
сдерживающее нравственное начало.
От природы сильный, выносливый, динамичный народ
был наделён удивительной выживаемостью.
На силе духа основывались и знаменитое русское
долготерпение, и терпимость к другим.
Под непрерывными нашествиями со всех сторон,
в невероятно суровых климатических условиях
русский народ колонизировал огромные территории,
не истребив, не поработив, не ограбив
и не перекрестив насильно ни один народ.
Колониальная политика западноевропейских народов
искоренила аборигенов трёх материков,
превратила в рабов население огромной Африки
и неизменно метрополии богатели за счёт колоний.
Русский народ, ведя не только оборонительные войны,
присоединяя, как и все большие народы,
большие территории, нигде не обращался
с завоёванными, как европейцы.
От европейских завоеваний лучше жилось
европейским народам,
ограбление колоний обогащало метрополии.
Русский народ не грабил ни Сибирь, ни Среднюю Азию,
ни Кавказ, ни Прибалтику.
Россия сохранила каждый народ, в неё вошедший.
Она была их защитницей, обеспечивала им право
на землю, собственность, на веру,
обычаи, культуру.
Россия никогда не была националистическим
государством, она принадлежала одновременно всем,
в ней живущим. Русский народ имел только одно
«преимущество» – нести бремя
государственного строительства.
В результате было создано уникальное в мировой
истории государство, которое русский народ
защищал своей кровью, не щадя жизни.
Именно потому, что на его долю выпали такие
страдания и колоссальные жертвы,
мой народ принял, как свою собственную боль,
страдания других народов под гнётом
гитлеровских фашистов.
И после освобождения родной страны
с таким же самопожертвованием,
с такой же энергией освободил пол-Европы.
Вот какой был героизм!
Вот какой силы духа людей рождает русская земля!
И думается мне, что на такой подвиг даже великий
народ может решиться один раз в века.
Патриотизм, который продемонстрировал
русский солдат на полях Великой Отечественной
войны – это патриотизм высочайшей пробы,
которого не знала ни мировая,
ни отечественная история.
И я никогда не соглашусь с высказываниями
в прессе о русском «варварстве»
и европейской «добродетельности».
Я горжусь, что такими красивыми, стойкими,
мужественными и выносливыми были наши предки,
наши героические предки, а мы – их потомки!"
Анна Жданова,
16 лет, ученица Радьковской школы
Прохоровского района,
участница областного конкурса
юнкоров «Свой голос».
***
