Константин Николаевич Истомин — известный советский художник, живописец, художник-авангардист, педагог, член обществ «Маковец», «Четыре искусства», АХРР.
Константин Истомин родился в Курске. В Харькове, учась в гимназии, посещал художественную школу. В 1905 году после участия в революционных событиях эмигрировал в Германию. В Мюнхене обучался в школе живописи венгерского живописца Шимона Холлоши. В 1909 году вернулся в Россию и поступил на искусствоведческое отделение МГУ.
В 1921 году по распоряжению Народного комиссариата просвещения Истомин занимался организацией художественного рабфака. В 1920-е годы был профессором сначала Высших художественных мастерских (ВХУТЕМАС, позже Высший художественно-технический институт — ВХУТЕИН), а затем, после реорганизации ВХУТЕИНа, — Московского художественного института имени В. И. Сурикова. В период с 1930 по 1939 год преподавал в Московском полиграфическом институте. Занимаясь педагогической деятельностью, в эти годы активно участвовал в выставках общества «Четыре искусства», создал большое количество работ: пейзажей, натюрмортов, портретов, жанровых картин.
Рассказ об этом талантливом художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России и странах дальнего зарубежья.
/www.stydiai.ru/wp-content/uploads/206566117_2878822589033545_5923067693026122299_n60e9e0c959067-119x150.jpg" target="_blank">https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20656611...299_n60e9e0c959067-119x150.jpg 119w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20656611...299_n60e9e0c959067-237x300.jpg 237w" style="max-width: 100%; height: auto;" width="480" />
«Живопись Истомина не отличается большим жанровым разнообразием, хотя слово «жанр» тут несколько неуместно, он вообще не решает каких бы то ни было жанровых — в академическом понимании — проблем. Его поиски лежат в области преобразования зримой натуры в форму на плоскости холста или бумаги, а натура морфологически делится на пейзажи, интерьеры с фигурами и просто фигуры, часто обнаженные» (А. Толстова, искусствовед).
«Жатва», 1924 год, картон, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
/www.stydiai.ru/wp-content/uploads/11-150x107.jpeg" target="_blank">https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/11-150x107.jpeg 150w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/11-300x214.jpeg 300w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/11-768x547.jpeg 768w" style="max-width: 100%; height: auto;" width="1000" />
Константин Истомин, обладая уникальным собственным стилем, оставался незаслуженно забытым на протяжении многих десятилетий. Он писал натюрморты и пейзажи, бытовые сцены, эскизы костюмов и декораций для театральных постановок, очень серьезно относясь к каждой своей работе и тщательно продумывая все детали — от поиска основного цвета и тональности до расстановки предметов. Его картины, всегда цельные, завершенные и эмоциональные никогда не запрещали, они просто не были популярны. К счастью, время меняет наше отношение ко многому, что нас окружает, и сегодня творчество этого замечательного художника вновь становится доступным и востребованным.
«Улица в Нальчике», 1927 год, холст, масло, 67 х 79 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.
/www.stydiai.ru/wp-content/uploads/DSC_6104%20copy-150x127.jpg" target="_blank">https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/DSC_6104%20copy-150x127.jpg 150w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/DSC_6104%20copy-300x254.jpg 300w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/DSC_6104%20copy-768x651.jpg 768w" style="max-width: 100%; height: auto;" width="1024" />
Константин Николаевич Истомин родился 26 декабря 1886 года в Курске, в дворянской семье Николая Владимировича Истомина, офицера армейской пехоты, подпоручика 67-го резервного пехотного батальона и его супруги Елизаветы Ивановны (урожденной Недригайловой).
На фото его родители — Николай Владимирович Истомин, дворянин, подпоручик 67-го резервного пехотного батальона, мать — Елизавета Ивановна (урожд. Недригайлова).
/www.stydiai.ru/wp-content/uploads/209474900_2882192602029877_8042149286860828840_n-150x101.jpg" target="_blank">https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20947490...2149286860828840_n-150x101.jpg 150w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20947490...2149286860828840_n-300x203.jpg 300w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20947490...2149286860828840_n-768x519.jpg 768w" style="max-width: 100%; height: auto;" width="800" />
В Курске он начал ходить в гимназию, однако в 1901 году его отца перевели служить во Владивосток, куда семья переехала к новому месту службы главы семейства. Там, учась в гимназии, Константин увлекся рисованием и стал посещать местную художественную школу. Познакомился с искусством Китая и Японии, при этом особенное впечатление на него произвели красочные гравюры и лубки со своеобразными сюжетами.
«Портрет Лидии», начало 30-х годов, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
/www.stydiai.ru/wp-content/uploads/209635674_2882186818697122_2538891310394012642_n-127x150.jpg" target="_blank">https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20963567...8891310394012642_n-127x150.jpg 127w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20963567...8891310394012642_n-254x300.jpg 254w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20963567...8891310394012642_n-768x907.jpg 768w" style="max-width: 100%; height: auto;" width="800" />
В 1904 году, незадолго до начала войны с Японией, Истомина-старшего перевели служить в Харьков, где его сын смог окончить гимназию. Не забывал Константин и о своем детском увлечении, продолжая заниматься живописью в местной художественной школе. Революционные события 1905 года захватили и 18-летнего Константина, который принимал в них активное участие на стороне рабочих, за что был арестован полицией и угодил в тюрьму.
«Лена с кошкой», начало 30-х годов, холст, масло, частное собрание.
/www.stydiai.ru/wp-content/uploads/208821859_2882187068697097_3850718751555555949_n-123x150.jpg" target="_blank">https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20882185...0718751555555949_n-123x150.jpg 123w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20882185...0718751555555949_n-247x300.jpg 247w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20882185...0718751555555949_n-768x934.jpg 768w" style="max-width: 100%; height: auto;" width="789" />
В 1906 году после неожиданного освобождения не стал более испытывать судьбу и покинул пределы царской России, направившись в Германию. В Мюнхене начал посещать художественную школу-студию известного в Европе венгерского живописца Шимона Холлоши (1857—1918), где познакомился с Владимиром Фаворским (1886—1964), тоже учившимся в это время у Холлоши.
«Шахтерка метростроя», 1937 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
/www.stydiai.ru/wp-content/uploads/210436219_2882187308697073_4420544433162370288_n-109x150.jpg" target="_blank">https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/21043621...0544433162370288_n-109x150.jpg 109w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/21043621...0544433162370288_n-218x300.jpg 218w" style="max-width: 100%; height: auto;" width="699" />
В историю искусства конца XIX — начала XX века Холлоши вообще вошел не только как интересный живописец, но и в еще большей степени как поистине выдающийся педагог. У него учились мастера из Германии, Польши, России, среди которых — Оскар Глац (1872—1958), Мстислав Добужинский (1875—1957), Зиновий Гржебин (1877—1929), Александр Августинович (1865—1944), Кузьма Петров-Водкин (1878—1939), Елена Бебутова (1892—1970), Константин Коровин (1861—1939), Николай Розенфельд (1886—1938). В отличие от Антона Ашбе (1862—1905), руководителя другой знаменитой частной мюнхенской школы-студии, Холлоши учил более рациональному, умозрительному подходу к анализу формы, прежде всего в рисунке головы и фигуры человека с натуры.
«Девушка из Карачая (Портрет Софьят Б.)», 1927 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петребург.
/www.stydiai.ru/wp-content/uploads/208848899_2882187678697036_89602970233326004_n-126x150.jpg" target="_blank">https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20884889...9602970233326004_n-126x150.jpg 126w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20884889...9602970233326004_n-252x300.jpg 252w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20884889...9602970233326004_n-768x916.jpg 768w" style="max-width: 100%; height: auto;" width="800" />
Весной 1909 года Истомин вернулся в Россию, а уже летом поступил на искусствоведческое отделение МГУ, как он впоследствии говорил, скорее желая отсрочить военную службу, чем ради знаний. Но учеба в МГУ привила ему настоящую культуру, оказала определяющее влияние на его художественные воззрения и позволила в 1912 году совершить увлекательное путешествие по Греции и Италии, где художник познакомился и на всю жизнь увлекся искусством античности и эпохи Возрождения.
«Зимний пейзаж. Московский переулок», 1926 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
/www.stydiai.ru/wp-content/uploads/4b6c7532f9d90103b5673534ea0d3f6a-150x150.jpg" target="_blank">https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/4b6c7532...03b5673534ea0d3f6a-150x150.jpg 150w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/4b6c7532...03b5673534ea0d3f6a-300x300.jpg 300w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/4b6c7532...03b5673534ea0d3f6a-768x764.jpg 768w" style="max-width: 100%; height: auto;" width="800" />
В 1913 году Истомин был призван в армию, попал в артиллерию. В ходе Первой мировой войны он командовал артиллерийской батареей, был контужен, лежал в госпитале. В 1917 году его избрали в полковой комитет, но вскоре демобилизовали. Октябрьский переворот и советскую власть принял безоговорочно и сразу, что совсем не удивительно — не мог не принять, атеист, марксист, еще студентом, в 1905-м, побывавший и на баррикадах, и в тюрьме за убеждения. Он переехал в Москву и в 1918 году устроился на работу в секцию изобразительных искусств Моссовета, где занимался оформлением агитпоездов и изготовлением наглядной агитации к первым советским праздникам.
«Эсфирь», 1928 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
/www.stydiai.ru/wp-content/uploads/209474900_2882188432030294_1414306529596776619_n-138x150.jpg" target="_blank">https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20947490...4306529596776619_n-138x150.jpg 138w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20947490...4306529596776619_n-277x300.jpg 277w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20947490...4306529596776619_n-768x832.jpg 768w" style="max-width: 100%; height: auto;" width="800" />
С марта 1919 года находился в рядах Красной Армии, однако, будучи раненым и переболев тифом, был демобилизован. В творческом плане гражданская война принесла художнику только разрозненные заметки, которые легли в основу графической серии к десятилетию Октября «Красная Армия в Донбассе». Остальные батальные рисунки Истомина, к сожалению, пропали. А на основе того, что удалось сберечь, Константин Николаевич выпустил к 1927 году на юбилей событий Октября 1917 года графическую серию «Красная Армия в Донбассе».
«Московский пейзаж», 1930-е годы, холст, масло, частное собрание.
/www.stydiai.ru/wp-content/uploads/c739c535c9c36b6edd3e2cc10720960d-114x150.jpg" target="_blank">https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/c739c535...6edd3e2cc10720960d-114x150.jpg 114w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/c739c535...6edd3e2cc10720960d-229x300.jpg 229w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/c739c535...edd3e2cc10720960d-768x1007.jpg 768w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/c739c535...edd3e2cc10720960d-781x1024.jpg 781w" style="max-width: 100%; height: auto;" width="1200" />
В 1920 году Истомин непродолжительное время занимал дипломатическую должность, но потом его направили в распоряжение Народного комиссариата просвещения для организации художественного рабфака. С 1921 года и до конца жизни Истомин уже занимался преподавательской деятельностью. В 1920-е годы Константин Николаевич занимал должность профессора сначала Высших художественных мастерских (ВХУТЕМАС, позже Высший художественно-технический институт — ВХУТЕИН), а затем, после реорганизации ВХУТЕИНа, — Московского художественного института имени В. И. Сурикова. ВХУТЕМАС (и институты, возникшие на его руинах) был богат педагогическими талантами, но система в целом в те годы держалась на двух друзьях-однокашниках по мюнхенской школе Шимона Холлоши: Владимир Фаворский учил графике, Константин Истомин — живописи. В период с 1930 по 1939 год Истомин преподавал также в Московском полиграфическом институте.
«Мать и дитя», 1927 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
%20%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%20%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD.%20%C2%AB%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6%C2%BB,%201922.jpg)
Истомин никогда не был приспособленцем. Его, несмотря на дворянско-офицерское происхождение и откровенное «низкопоклонство перед Западом», не коснулись репрессии и не слишком сильно потрепали кампании по борьбе с формализмом, ему не надо было подлаживаться и унижаться, он и так регулярно ездил в творческие командировки, участвовал во множестве официальных, отчетных и тематических, выставок, работал на павильонах ВСХВ, иллюстрировал фурмановского «Чапаева».
«Женский портрет», 1922 год, холст, масло, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева.
/www.stydiai.ru/wp-content/uploads/208848174_2882188235363647_2817808843607520413_n-147x150.jpg" target="_blank">https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20884817...7808843607520413_n-147x150.jpg 147w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20884817...7808843607520413_n-293x300.jpg 293w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20884817...7808843607520413_n-768x786.jpg 768w" style="max-width: 100%; height: auto;" width="800" />
При этом долгие годы Истомин был известен лишь своей успешной преподавательской деятельностью. Студенты отзывались о нем как о спокойном, обаятельном, отзывчивом учителе. Он был отличным педагогом, нередко помогал бедным студентам с материалами, выручал в сложных жизненных ситуациях. Именно благодаря своим студентам спустя многие годы Истомин, наконец, стал известным. Широкой публике картины Константина Истомина открылись лишь в 1961 году, когда стараниями бывших студентов была проведена персональная выставка мастера.
«Крыши», 1922 год, холст, масло, Собрание Татьяны и Сергея Литвиных.
/www.stydiai.ru/wp-content/uploads/209635674_2882191745363296_3472254498094095369_n-145x150.jpg" target="_blank">https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20963567...2254498094095369_n-145x150.jpg 145w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20963567...2254498094095369_n-291x300.jpg 291w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20963567...2254498094095369_n-768x792.jpg 768w" style="max-width: 100%; height: auto;" width="800" />
В 1920-х годах Истомин много экспонировал свои пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые картины. В эти годы он был уже вполне зрелым художником. Вступив в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и исповедуя принципы соцреализма, он, однако, стремился сочетать традиции искусства передвижников с выразительной пластикой, типичной для европейского искусства. Для себя он избрал стиль живописи эмоций и цвета. В эти годы Константин Николаевич Истомин участвовал на выставках общества «Четыре искусства».
«Пейзаж с мостом», 1920-е годы, холст, масло, галерея «Ковчег», Москва.
/www.stydiai.ru/wp-content/uploads/209277508_2882191392029998_2349013081461774094_n-135x150.jpg" target="_blank">https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20927750...9013081461774094_n-135x150.jpg 135w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20927750...9013081461774094_n-270x300.jpg 270w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20927750...9013081461774094_n-768x854.jpg 768w" style="max-width: 100%; height: auto;" width="800" />
Одно из своих самых известных полотен — «Вузовки», приобретенное при жизни автора Третьяковской галереей, Константин Истомин создал в 1933 году. Другие заметные картины художника — «Женский портрет» 1922 года и «Утро», законченная им в 1928 году, первая из них находится в Саратовском государственном художественном музее, а вторая — в Русском музее Санкт-Петербурга. Истомин много времени посвящал иллюстрированию книг, ярко проявил себя и в качестве театрального художника, создав эскизы декораций и костюмов к ряду спектаклей; писал теоретические работы и учебные программы.
«Вузовки», 1933 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
/www.stydiai.ru/wp-content/uploads/209907382_2879665208949283_7476119648513624495_n-150x132.jpg" target="_blank">https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20990738...6119648513624495_n-150x132.jpg 150w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20990738...6119648513624495_n-300x264.jpg 300w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20990738...6119648513624495_n-768x677.jpg 768w" style="max-width: 100%; height: auto;" width="1024" />
Начало войны Константин Николаевич встретил в столице, а уже осенью 1941 вместе со всем Московским художественным институтом имени В. И. Сурикова, профессором которого являлся, эвакуировался в Самарканд. Умер Константин Николаевич Истомин 28 августа 1942 года в Самарканде, где и был похоронен.
«Букет на красном», 1910-е годы, холст, масло, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой, Махачкала.
/www.stydiai.ru/wp-content/uploads/207340036_2882191128696691_6139669727903261287_n-128x150.jpg" target="_blank">https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20734003...9669727903261287_n-128x150.jpg 128w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20734003...9669727903261287_n-257x300.jpg 257w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20734003...9669727903261287_n-768x898.jpg 768w" style="max-width: 100%; height: auto;" width="800" />
После смерти его надолго забыли, мастерскую очистили — работы вынесли на помойку. Их спасли случайные люди, а затем уже друзья и ученики. Позже руководство отдало холсты Истомина из мастерских ВХУТЕМАСа студентам под запись, пришлось спасать и их. Благодаря ученику-подвижнику, Леониду Казенину, удалось сохранить многое из творческого наследия Истомина, не имевшего родственников и никаким официальным творческо-педагогическим организациям посмертно не интересного.
«Дочь рыбака», 1924 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
/www.stydiai.ru/wp-content/uploads/208822919_2882186578697146_1867772108447238486_n-126x150.jpg" target="_blank">https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20882291...7772108447238486_n-126x150.jpg 126w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20882291...7772108447238486_n-251x300.jpg 251w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20882291...7772108447238486_n-768x918.jpg 768w" style="max-width: 100%; height: auto;" width="800" />
Первую персональную выставку Константина Николаевича Истомина организовал в Москве в 1961 году его ученик И. В. Савицкий, директор Каракалпакского художественного музея. Вторая выставка состоялась в 1975 году, а в 1985 в Москве был издан альбом репродукций с картин Истомина «Избранные произведения». После многих лет забвения картины Константина Истомина, наконец, начали приобретать популярность, появляясь и на мировых художественных аукционах. В 2019 году состоялись выставки в Государственной Третьяковской галерее («Константин Истомин. Цвет в окне») и в галерее «Ковчег» в Трубниковском переулке(«Константин Истомин. Море и Лидочка»).
«Девушка в голубом», 1930-е годы, холст, масло, частное собрание.
/www.stydiai.ru/wp-content/uploads/206504527_2882280515354419_4837141162183274888_n-93x150.jpg" target="_blank">https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20650452...37141162183274888_n-93x150.jpg 93w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20650452...7141162183274888_n-186x300.jpg 186w" style="max-width: 100%; height: auto;" width="480" />
Сегодня работы Константина Истомина украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Саратовского государственного художественного музея, Курской картинной галере, других художественных и краеведческих музеев России, а также многочисленных частных собраний в России и за ее пределами.
«Сидящая натурщица в голубом», конец 20-х годов, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
/www.stydiai.ru/wp-content/uploads/209021536_2882188658696938_6909692649846879041_n-134x150.jpg" target="_blank">https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20902153...9692649846879041_n-134x150.jpg 134w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20902153...9692649846879041_n-268x300.jpg 268w, https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/20902153...9692649846879041_n-768x859.jpg 768w" style="max-width: 100%; height: auto;" width="800" />
«Натюрморт», 1922 год, картон, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург