Наконец-то руки дошли написать о книге, за судьбой которой мы пристально следили на страницах нашего сообщества - романе Дж. Роулинг "Случайная вакансия".
Книга, вышедшая с сохранением оригинального оформления, упакованная в плёнку и изданная самой "Иностранкой" не разочаровала ни в чём, начиная от дизайна и концепта и заканчивая содержанием. Сразу оговорюсь, что "не разочаровала" и "понравилась" - несколько разные вещи: роман оказался чем-то вроде затейливого экзотического блюда, которое интересно было попробовать, но вкус понять пока не удалось. Впрочем, я не могла не увековить эту книгу в своём "СПАСИБО-дневнике" - чтение "Случайной вакансии" стало прекрасным досугом на последние несколько дней.
Прежде чем перейти к содержанию - остановлюсь на концепции издания. "Иностранка" сделала великолепный подарок филологам и всем, кто неравнодушен к судьбе русского языка, выпустив "Случайную вакансию" в двух вариантах: традиционном и ё-фицированном, т.е. таком, где поставлены буквы "ё". Трудно предать словами те ощущения, когда встречаешь давно знакомые слова в новом написании: "типы переплёта", "лёд", "её" - первые сто страниц, когда глаз ещё не "замылился", "ё" звучит как божественная музыка, звенит колокольчиками с каждой строчки.
После ста страниц восторг немного остывает и начинаешь сосредотачиваться на содержании. Странице к трёхсотой (из пятисот семидесяти одной) начинаешь догадываться, что скандалов, интриг, расследований и агрессивной борьбы за освободившееся в местном совете кресло ждать совсем не приходится. И дело вот в чём. Роман построен по принципу эдакого обратного детектива: читатель с самого начала знает, кто в чём виноват, кто кому родственник и у кого какие проблемы, загадка оказывается вывернута наизнанку, подсвечена и услужливо продемонстрирована читателю, поэтому сюжетной линии, которая опутывала бы и буквально волокла за собой, не имеется. Действие напоминает что-то вроде "Дома-2", где камера переключается с одной гостиной на другую, демонстрируя закулисные страсти внешне благополучных семей.
Откровением для многих станет ещё и то, что книга, написанная для взрослых и, якобы, про взрослых, больше рассказывает о подростках и школе. Даже не знаю, как это толком прокомментировать. Просто закрыв книгу внезапно понимаешь, что большую часть времени варился в исключительно подростковых проблемах: да, это было откровенно, это было грязно, но взрослее от этого оно не стало.
Ну и отдельно скажу про финал: примерно на 500 странице Роулинг как будто поняла, что надо что-то делать, и в срочном порядке прибегла к своему любимому приёму, неизменно вызывающему у читателя катарсис и сильнейшее переживание. Не догадываетесь? Нет? Нуу же, вспомните последние три части "Гаррии Поттера". Никаких спойлеров, уверена, что вы сами обо всём догадались.
Для чего, спрашивается в задаче, читать такую, мягко говоря, неоднозначную книгу? Да потому что это Роулинг, друзья. Старая добрая Роулинг, умеющая детально прорисовывать обстановку и городской ландшафт до того, что по книге начинаешь ориентироваться как по карте. Это всё та же Роулинг, блестяще умеющая передавать разные типажи и темпераменты и создающая из них при этом разветвлённейшую персонажную структуру (многие называют это недостатком, а я просто посоветую держать при себе листок и сразу же на нём записывать, кто кому кем приходится, ибо чтение - это тоже труд, можно и напрячься).
"Случайная вакансия" - роман для терпеливых, в нём интересно копаться, анализировать затейливость и резкость сюжетных поворотов, искать сходства и различия с поттерианой. Полагаю, Роулинг планировала создать что-то вроде "Отчаянных домохозяек" с внешним благополучием и кошмаром за кружевными занавесками. У "Домохозяек" получилось лучше. Но я в Роулинг верю. Это первый взрослый блин вышел комом, прочие наверняка будут лучше.