[200x314]
У книг тоже своя судьба. Одним выпадает счастливая карта быть читаемыми и переиздаваемыми, другие - по самым разным причинам - не находят своих читателей и исчезают во мраке лет, так и не дождавшись заслуженной славы. Все ли из них действительно однодневки? И есть ли возможность исправить ошибку судьбы?
Все началось однажды рано утром, когда отец привел его в это странное место: кладбище забытых книг. В лабиринте стеллажей, полок, коридоров и темных переходов нашли последнее пристанище тысячи книг. Изданные в престижных издательствах, красивые, новенькие... они стоят здесь, никем не читанные и никому не нужные. "Ты можешь выбрать себе одну книгу - и дать ей возможность прожить еще одну жизнь", - сказал отец десятилетнему Даниэлю.
И разве мог он тогда предположить, что эта книга окажется роковой для его сына...
"Тень ветра" - не только название романа Сафона Карлоса. Так называется роман, который был выбран среди тысяч подобных и оказался в руках мальчика. Имя автора - Хулиан Каракс - ничего не говорило не только мальчику, но и его отцу-букинисту. И даже друзьям отца, страстным любителям книг. Единственное, что им известно, - это то, что в течение многих лет некий неизвестный планомерно и безжалостно уничтожал эти книги, предавая их огню. И тогда Даниэль начинает собственное расследование.
Действие книги начинается в 1945 году в Испании, в Барселоне, но все ниточки ведут в двадцатые-тридцатые годы. Именно тогда оборвался след таинственного Каракса и перестали появляться его новые романы. Что с ним, жив ли он, какие тайны скрывает? И кто такой Лаин Кубер - литературный герой или реальный человек? Как это часто бывает в романах, жизнь книжных героев и их автора оказалась тесно переплетенной с жизнью мальчика. Шаг за шагом он подбирается к разгадке, невольно повторяя шаги своего кумира...
В темных лабиринтах прошлого все оказывается переплетенным в страшный клубок. Детская дружба таких разных мальчишек, из которых каждый пошел своим путем. Давняя история любви двух юных созданий, не умеющих противостоять этому безжалостному миру. Ненависть подлеца и безмерная власть самодура-отца, не остановившегося ни перед чем... И все это на фоне гражданской войны, в которой, как в любой войне, на поверхность всплывает все самое дурное, что есть в людях... Давно я не читала таких страшных книжек. И завораживает, и боишься дальше читать... И вроде никаких особых ужасов с анатомическими подробностями нет, но то задувающий свечи сквозняк, то черный человек без лица со светящимися глазами, то сиплый голос в темноте, то два белых гроба на постаменте...
Книга меня поразила. Как это бывает далеко не всегда, Сафон Карлос сумел удержать напряжение до последних страниц - и не разочаровать читателя даже развязкой. Трудно говорить о красотах стиля в переводном издании, но читается роман легко и вдохновенно. Даже самые мрачные страницы. Единственное, что можно было бы сделать не так, - это не писать "рассказы очевидцев" слишком уж явно. А то получилось буквально "он(а) сел(а) и рассказал(а)/написал(а)". И эти длинные включения, в общем-то, нарушают течение романа. Особенно попавший в руки героя дневник-исповедь женщины, в котором Сафон забывает, что по его же задумке это все-таки писала женщина, и сбивается на чисто мужской стиль изложения...
Роман "Тень ветра" считается одним из самых читаемых романов современной испанской литературы. Автор - наш современник (род. в 1964 году), "Тень ветра" - первый роман, переведенный на русский язык, хотя не первый на счету писателя. И перевернув последнюю страницу, я еще долго не могла уснуть, продолжая думать, вспоминать, переживать... И сожалеть о том, что для меня эта книга уже закончилась...
***
И напоследок несколько фраз. Остальные вынесу в отдельный пост.
Книги - они как зеркала: в них отражается то, что у тебя в душе.
Глупцы говорят, трусы молчат, мудрецы слушают.
"Пока нас помнят, мы живы".