• Авторизация


Snorri Sturluson "История девушки в красном берете" 23-06-2012 09:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В рамках конкурса расскахов "Расскажи мне историю".

Затертый до дыр алый берет с рыжими подпалинами лежит на дальних стеллажах склада, где-то между хрустальной посудой, покрытой вековым слоем пыли, и новехонькими книжками о кучерявых облаках. Берет неприлично изношен – того гляди, развалится в чьих-то излишне настойчивых руках. По бокам отчетливо видна шляпная сетка и плотная коричневая подкладка, а на макушке застыло пятно канареечной краски, словно от небрежного взмаха кисти. Берет пахнет одиночеством, печалью и густым сливовым вином. Он пропитан терпким блюзом острого щемящего чувства, бьющегося на кончике языка. Вот оно – живое, теплое, влажное и манящее, дрожащее от нетерпения и удаляющееся вдаль, в обнимку с долгими беспощадными годами.

Этот берет носила девушка без лица, с восковой гладкой кожей и гуттаперчевыми костьми. Она куталась в голубые покрывала, сари и тоги – насыщенные, глубокие, небесные, как на картинах Вермеера. Ян мечтал об этом алеющем кусочке ткани, венчающем пушистую шапку волос цвета осеннего утра. Дождливого, в каплях серой, приглушенной воды, разливающейся благородными узорами на бревенчатых ступенях крыльца. Но рождались кувшин с молоком, розовощекая служанка и жемчужные серьги. Писать человека без лица – все равно, что рисовать чистый лист бумаги.

Девушка в красном берете пришла из ниоткуда. Она была всегда, как солнце, снег или ветер. В других нарядах, бусах, палантинах, во дворцах и на забытых постоялых дворах, среди королей и чумазой челяди – незримая, едва ощутимая, призрачная. Иногда она журчала, как горный поток, а другой раз скользила по мыслям людей, словно маленькая рыбка сквозь толщу океана. В шелесте древних ин-фолио можно было прочесть отголоски её мантр, а в блеске звезд поймать танцующий силуэт с теплым красным пятном на макушке.

Девушка жила в красивом каменном доме среди сугробов и непроходимых чащ норвежских лесов. В тишине и покое ледяного воздуха она раскладывала по фарфоровым чашкам масляные краски и рисовала на больших кремовых холстах африканские цветы, алжирский порт и колеблющийся силуэт мечети в предрассветном тумане. По четвергам она пила кофе с потеками краски в компании все того же Вермеера и сетовала на пустое небо над головой и голое лицо в зеркале. Холодное и бесполезное, оно маячило перед ней, как флаг разрушенной империи. Каждый раз, когда она садилась к мольберту, это несчастное лицо не давало ей покоя, сбивало с толку – хотелось снять ланцетом тонкий слой воска и посмотреть, что же там, какой цирковой уродец. А может быть, слезливый Арлекин или бесчувственная кукла? Но лицо молчало. Впрочем, как и девушка.

Одним ненастным днем – тяжелым, мрачным, затянутым в черные латы грозовых туч – девушка в красном берете нашла среди звериных троп, под неприметным мшистым камнем, карманные часы на старинной серебряной цепочке. Тусклая крышка слегка помялась, щербатый край резал глаз и надписи почти исчезли, но маленький кусок металла со скрипучим часовым механизмом внутри так уютно, и нежно, и славно лег в теплый ковшик ладони…

Под крышкой прятался разбитый циферблат с обломанными стрелками и портрет, украшенный высохшим лепестком неведомого цветка. Страстная испанка с дразнящими карминовыми губами и дерзким взглядом смоляных глаз усмехалась из-под пыльного толстого стекла. Казалось, что её сердечко на кусочке матовой бумаги бьется ничуть не хуже настоящего кровяного сердца с горячими аортами. И пальчики в камнях и кольцах вот-вот встрепенутся, чтобы поправить непокорный локон или заколку в глубине задорных кос.

Девушка застыла в кресле у потухшего камина, вглядываясь воспаленными глазами в цепкие, пикантные черты, на вкус – как огненный перчик в облаке специй и коричневого риса, с тонким запахом любовного приключения, которые так любит романтичный Ян. Капля томящейся любви, как половник колдовского варева лесной ведьмы, упал на мертвенно-бледный, едва ли не старушечий лоб, обжигая и оживляя одновременно. Как наваждение, как сон или проклятье, портрет вдруг оказался повсюду – в тающей льдинке за окном, в складках покрывала и щепотке соли за завтраком.

- Нарисуй её, - сказал Ян Вермеер, задумчиво склонившись над часами – возьми самые лучшие индийские краски и отдай мастерицам с цветными ступнями и бронзовыми браслетами, купи срез сандалового дерева и шелковый волос новорожденного жеребенка. Сложи все в картонный ящик для письма и запрись в мастерской. Рисуй, пока не загустеет воздух, пока стены дома не истончатся, а пол не провалится в болото. Сжигай все, что покажется недостойным совершенства. Пиши румянец на бархатной бежевой коже и шарик ртути в глубине чарующего зрачка, пиши так, чтобы холста не стало, а только лишь лицо, руки и загорелые ключицы выступали из мира грез, как Юдифь Караваджо, чья ярость не помещается на шматке трухлявой ткани. Вдохни в неё немного жизни, чтобы она вдохнула жизнь в тебя.

Девушка в красном берете извела три пастельных карандаша и полную банку умбры, чтобы нарисовать солнечную печать на плече. Стерла в кровь пальцы и покрылась паутиной – тонкие серебряные нити тянутся в темные углы комнаты, расщелины сухой, потрескавшейся земли и фиолетовые дали ночного неба, переплетаются, как замысловатые кружева и путаются, спотыкаясь на узелках и липких запятых. Она забыла свой голос в другой мастерской, на полке, рядом с языком водяных лилий, отчего тишина показалась особенно тяжелой.

Когда полумесяц в ореоле бледного оранжевого света коснулся полированной крыши неба, на прозрачном мольберте появились губы – лук Амура и ямочка со следами бежевой пудры. Складка рта изогнулась в порыве мимолетного смеха, а из розового мягкого нутра полезли жестяные рыболовные крючья на леске, как щупальца осьминога или корни столетнего дуба. Они впивались в кожу девушки, отдирая куски слой за слоем, а рот поглощал эту легкую закуску, смеясь отчаянно и остро. И без того обнаженное лицо обратилось исподним, выставленным без стеснения наружу. Сгустком неопределенного тумана, плошкой сырой зеленоватой глины, идеальным чистым материалом для кроваво-красного хохочущего рта, который заполнил собой всю комнату и весь мир, разрывая паутину, выдавливая в беспорядке глаза и наливные щечки, как на тряпичном лице безвольной игрушки. Осталось совсем чуть-чуть – и девушка в красном берете старается не кричать. Воск плавится, словно горящая свеча, из него медленно выступает высокий лоб, зеленый овал глаза, а за ним – второго. Последними появляются губы, тонкие и бледные от напряжения, но уже теплые и родные, как будто они всегда были тут – между круглым подбородком и плавной линией аристократичного носа.

Предзакатная краска рта стекает на пол, каплет с заточенный крючьев, течет по леске, как струйка венозной крови – тихий плеск накрывает развороченную мастерскую, и фигуру девушки, склонившуюся над живописной лужицей. Большое звездное небо свернулось, как яичный рулет, интимно, по-домашнему заполнив пустоту над головой. В теплом искрящемся воздухе разливается тусклый свет керосиновой лампы – её принес Вермеер вместе с тарелкой спелого черного винограда и сладким манго, истекающим приторным соком.

Девушка в красном берете пришла из ниоткуда. Она была всегда, как солнце, снег или ветер. И будет вечно – в шепоте трав и пении птиц, в свисте майского жука и дымке вишневой сигары. В новых нарядах, бусах, палантинах, с удивленными изумрудными глазами и персиковой нежностью скул. На картинах Ван Дейка, Гогена и Босха, среди вельмож, цветастых эфиопок и фантасмагории садов наслаждений. В объятиях коричневой испанки с бутылкой хереса и блюдом отборной икры, в прощальных поцелуях на рассвете и долгих осенних прогулках по звенящему щебню покинутых городов.

[500x334]

Картинка для привлечения внимания

pro_Chtenie

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (23):
Гефеста1 23-06-2012-10:22 удалить
Интересный рассказ, с хорощо продуманным и проработанным сюжетом, подробно описанн ыми деталями и своеобразным выбором идеи произведения, с идеальной орфографией и редактированием. Чувствуется знание Темы. А также удачно подобранное изображение, позволяющее глубже проникнуть в суть изложенного. Я получила от прочтения рассказа большое эстетическое наслаждение.
Госпади) Мне безумно интересно про девушку, но я просто вязну в ваших "красивостях". Перегруз эпитетов. И еще, знаете, бывает, что песни из иностранных мультфильмов перепевают наши актеры, вот тогда иностранцы говорят, что хоть голоса у русских прекрасны, но язык грубоват. В тексте должна быть мелодия. Хотя может быть я не до конца еще проснулась, но у меня аж язык свело от этого предложения "Дождливого, в каплях серой, приглушенной воды, разливающейся благородными узорами на бревенчатых ступенях крыльца". Хотя вот я его прочла пять раз и вроде бы ничего ) Просто когда человек читает новый текст, не знакомого автора, он это делает медленно, проговаривает про себя.. А некоторые предложения очень трудно сходу проговорить.. До конца я так и не проснулась, ну или по крайней мере с трудом продиралась сквозь ваш текст. Вы когда нибудь пытались смотреть через кружевную занавеску с расстояния в метр? Ничерта ж не видно! Из за всех этих красивостей одно головокружение и рябь перед глазами. Текст просто необходимо разгрузить ровно на половину, потому что посмотреть что там за занавеской очень хочется. С другой стороны есть вот писатель Пехов. Он мне нравится. Читала Пересмешник и про вампиров. Я его читала с превеликим трудом, бывало часто теряла нить сюжета. Объяснить не могу что с его слогом не так, но не я одна это заметила. И он мне все равно нравится. Я вот наберусь смелости и еще что нибудь почитаю. Чистый мазохизм. Однако писатель есть и его читают... В общем от вашего рассказа двойственные впечатления в итоге.
Гефеста1 23-06-2012-11:38 удалить
Ответ на комментарий Мадам_Лемпицка # Я тоже читала произведения Пехова, пытаясь понять ускользающий замысел этого автора. Возможно, что его укусил один из его персонажей - вампиров, от чего писатель впал в глубокий сабспейс, и в этом состоянии продолжал творить. Вот до чего доводит любовь к крови, вампирам и мистике...
Вот до чего доводит любовь к крови, вампирам и мистике...
Да ладно!)) стим панковская стилизация Пересмешник - имеет право на существование)) Что вы, право, к вампирам привязались)) у девушек должны быть сексуальный фантазии..)
большое эстетическое наслаждение.
Согласна - чистое эстетство.
Гефеста1 23-06-2012-13:41 удалить
Ответ на комментарий Мадам_Лемпицка # И знаете, сразу захотелось есть. Поехали на свою дачу на шашлыки, но ноутбук мужа я прихватила с собой.
Гефеста1 23-06-2012-13:46 удалить
Ответ на комментарий Мадам_Лемпицка # С верхней точки зрения вполне можно объединить фантазии с вампирами. Тема для моего нового опуса: "Укуси меня нежно".
Исходное сообщение Гефеста1 И знаете, сразу захотелось есть. Поехали на свою дачу на шашлыки, но ноутбук мужа я прихватила с собой.
Ага что нибудь этническое, экзотичное., острое.
Исходное сообщение Гефеста1 С верхней точки зрения вполне можно объединить фантазии с вампирами. Тема для моего нового опуса: "Укуси меня нежно".
Фуу)) Давайте хотя бы Пехова уберем отсюда по дальше) У него точно никто никого нежно не кусал! (что то мы зафлудили всё)
Гефеста1 23-06-2012-14:18 удалить
Ответ на комментарий Мадам_Лемпицка # Пехов - хороший писатель, а укусы - эротическая фантазия...(все поняли, что собачка Гефеста - редкая злопамятная стерва)
Гефеста1 23-06-2012-14:20 удалить
Ответ на комментарий Мадам_Лемпицка # Точно: ливер на углях с кровью.
Essterika 23-06-2012-17:46 удалить
Произведение очень необычное. Самобытное и пёстрое. Нельзя дать какую-то определённую оценку. Художественно, эстетично. Возможно даже остро... И кружевное: вьётся, сплетается. Хотя картинка брр... Но в тему, да.
Хотя картинка брр... Но в тему, да.
Да от чего же. К месту. Ливер на углях не зря упомянут.
Гефеста1 24-06-2012-13:11 удалить
Ответ на комментарий Мадам_Лемпицка # Мяяясо...опять есть захотелось...
"Когда полумесяц в ореоле бледного оранжевого света коснулся полированной крыши неба, на прозрачном мольберте появились губы – лук Амура и ямочка со следами бежевой пудры. Складка рта изогнулась в порыве мимолетного смеха, а из розового мягкого нутра полезли жестяные рыболовные крючья на леске, как щупальца осьминога или корни столетнего дуба. Они впивались в кожу девушки, отдирая куски слой за слоем," Вот тут я забуксовала. Из чьего розового нутра полезли жестяные рыболовные крючья на леске? И в чью кожу они впивались. Если я не совсем еще того, то в мастерской было двое - портрет и девушка в красном берете? Вы извините что я такие конкретные вопросы задаю о таком эстетском произведении, но хочется понять основные моменты сюжета. Если они не уместны и каждый читающий должен их понять по своему, скажите, я пойму.
Snorri_Sturluson 24-06-2012-20:05 удалить
И в чью кожу они впивались - "Они впивались в кожу девушки". Розовое нутро - нарисованного девушкой рта портрета.
Исходное сообщение Snorri_Sturluson И в чью кожу они впивались - "Они впивались в кожу девушки". Розовое нутро - нарисованного девушкой рта портрета.
Крючья из портрета в художницу? Это конечно логично, но по предложению трудно понять и лучше уточнить, а то автор написал про зеленого слона, а ты понял про синий самолёт)
Ответ на комментарий Мадам_Лемпицка # Мадам_Лемпицка, согласна. Откуда этот "терпкий блюз острого щемящего чувства, бьющегося на кончике языка" и тому подобная чушь?Действительно, не продерешься сквозь пустые "красивости"
Snorri_Sturluson 26-06-2012-07:53 удалить
Ответ на комментарий Ольга_Лукичева # Если вам не нравится рассказ, это еще не значит, что он - чушь. Это значит, что у вас другой вкус. Так что оставляйте свои ярлыки при себе.
Рассказ конечно имеет один большой существенный недостаток, но он вкусный, эстетский, с идеей и яркими образами, так что ставлю "нравится".
"Ян мечтал об этом алеющем кусочке ткани, венчающем пушистую шапку волос цвета осеннего утра. Дождливого, в каплях серой, приглушенной воды, разливающейся благородными узорами на бревенчатых ступенях крыльца." Я не по ленюсь и оставлю еще один комментарий. Начиная с "дождливого". Это предложение не имеющее подлежащего. Не понятно что там "долждливого" и в каплях воды, которая разливается благородными узорами. Но предыдущее предложение говорит что "дождливое" УТРО! И все встает на свои места но не на долго, потому что речь вообще то не про утро, а про Волосы! Вернее только про их цвет! От этого начинает правда укачивать. Пока ты читаешь о воде которая узорами, ты точно забываешь не только про Утро! Но уж точно про то что речь о волосах, вернее об их оттенке... Знаете, я обожаю эстетство и если бы это был просто набор красивостей, я бы сидела и молча пережевывала все эти "узоры", но в рассказе классный сюжет и харАктерные герои и мне их очень жаль.. Я хочу их видеть и хочу их понимать...
Эл_Кинн 11-07-2012-12:48 удалить
Витиевато,чуть затянуто-иногда,дочитав до конца предложения,я забывала с чего оно началось-,но сам рассказ мне понравился.Понравился сюжет,идея и вкусные подробности,описания мелочей.Так тонко и точно,что образы сразу же рождаются в голове.Ставлю "нравится"


Комментарии (23): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Snorri Sturluson "История девушки в красном берете" | pro_Chtenie - pro_Чтение | Лента друзей pro_Chtenie / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»