Это цитата сообщения
herodot_10 Оригинальное сообщениеТрадиции.
Оригинал взят у
[показать]o_k_x в Прекрасная подборка картин. Русский мир и его обитатели.
Этих картин нет в школьных учебниках. А зря. Алкоголизм и насилие в семье, издевательства над детьми, бесправие, грязь и прочие духовные скрепы. Чего только не увидишь на картинах русских художников (а также в книгах русских классиков).+ «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит…» (Максим Горький, «Детство», 1913 г.) Горький, конечно, великий писатель. И насчет свинцовых мерзостей разил не в бровь, а в глаз. Он же вырос среди них.
В автобиографичной повести «Детство» Горький описывает жизнь простой русской семьи ремесленников из Ниж. Новгорода. Они живут как скоты. Дедушка Василий Каширин сечет до полусмерти собственного внука, не говоря уже о подмастерьях. Бьет бабушку, издевается. Однажды в припадке широкой русской души отбирает у неё вещи (платья, лисий салоп), продает их, а деньги отдает в рост. По вечерам к дому деда приходит его сын, дядька Михайло, пьяный, с дубиной, пытается убить отца, кидает камни в окна. Причина? — Его обделили при дележе приданного сестры (мамы главного героя).+ Второй сын, дядька Яков тоже бьет жену и в итоге забивает её до смерти. Совесть мучает его и он решает воздвигнуть на её могиле крест. Тяжелый крест заставляют тащить добродушного подмастерья Ваньку-Цыганка. Он надрывается и умирает от кровотечения. Никто не за что не несет никакого наказания, правовое государство же + духовность.+ Светлое пятно в жизни героя — бабушка (правда, тоже пьющая), она рассказывает ему о боге и ангелах. Бабушка считает, что теперь жизнь её стала лучше: «Ну, в зубы ударит, в ухо, за косы минуту потреплет, а ведь раньше-то часами истязали!». В гости к ней ходит нищий, Никитушка, который верит, что Божью Матерь видели в Рязани. Соседи вокруг — не лучше Кашириных, их дети с малолетства так же жестоки, истязают кошек, собак, издеваются над нищими и гоняют еврейских коз.+ Это был Горький. Теперь — картинки.+ Алексей Корзухин. «Пьяный отец семейства». 1861 г. На картине — пьяный дебош в русской семье. Ужратый отец наезжает на жену, она покорно сидит. Вид у пьяного папаши — крайне злобный. Сейчас будет бить, видимо. Испуганный ребенок прижимается к матери.
[показать]
Иван Горохов. «Запил» (кон.19-нач. 20 вв). В отличие от корзухинского «пьяного отца» тут другая реакция домашних: жена в гневе сжимает кулаки, впереди мальчик лет 10 с искаженным от боли лицом и тоже со сжатыми кулаками. Сколько можно типа?! Но пьяному крестьянину плевать на семью, он радостно несет бутылку водки.
[показать]
Художник Иван Лаврентьевич Горохов, кстати, сам был из крестьян и большую часть жизни прожил в деревне под Можайском. Знал, о чем писал.+ Владимир Маковский. «Не пущу!». 1892 г. Это уже не крестьяне, а городская публика. Женщина в полном отчаянии у дверей кабака.
[показать]
Он, кстати, так… с вызовом на неё смотрит: «Чо, думаешь, ты меня остановишь?»- Вот если и правда остановит, то он не мужик. Придется ему вот так мыкаться:
Или вот так: Василий Максимов. «По примеру старших». 1864 г.
[показать]
Иван Богданов. «Новичок». 1893 г. У Горького дед Каширин издевался над внуком и подмастерьями, пользуясь бесправием последних. И таких дедов кашириных по стране было полно. Нищета заствляла крестьян отдавать детей «в люди», т.е. фактически в рабство. На картине «Новичок» — первые дни пацана в подмастерьях у сапожника. Пьяное быдло «учит жизни» заплаканного ребенка.
[показать]
Михаил Ватутин. «Воспитатель». 1892 г. Еще из той же оперы. Очередной пьяный урод (и опять сапожник) поставил на колени двух детей и что-то втирает им. Похоже, он только что их бил или за уши таскал.
[показать]
Впрочем, телесные наказания практиковались не только в кругах сапожников.+ Павел Ковалевский. «Порка». 1880 г.
[показать]
И не только в отношении детей.+ Сергей Коровин. «В волостном суде (приготовление к наказанию розгами)». 1884 г.
[показать]
А вот этот их коллега — уже не совсем.+ Николай Неврев.»Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие». 1866 г.
[показать]
А тут — и вовсе все перепились (самый классный — мужик в центре, в рубище и с иконой вверх ногами).+ Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасху». 1861 г.
[показать]
Николай Орлов. «Освящение водочного магазина». 1904 г.
[показать]
Владимир Маковский. «Освящение публичного дома». 1900 г. Бордель, шампанское, грешницы симпатичные. И батюшка с иконой.
[показать]
На Святой Московии освящали все, и водочные магазины, и публичные дома. Но и это еще не все. По домам ходили вот такие люди:+ Леонид Соломаткин. «Славильщики-городовые». 1864 г.
[показать]
Трое пьяных ментов пришли утром к купцу славить Господа на Пасху. Громко поют, стараются. По обычаю хозяин должен был одарить таких гостей денежкой. Купец готовится раскошелиться. Городовой слева косит глазом: сколько даст? А городовой в центре косится на графин.+ Ниже более поздний вараинт этой картины:+ Леонид Соломаткин. «Славильщики-городовые». 1882 г. На картине 1864 г. менты были слегка поддатые. Тут один (в центре) — уже не слегка.
[показать]
Шевченко — художник сравнительно молодой, его звезда взошла в 1990-е гг. А ниже — два мэтра советского соцреализма, которые дожили до краха СССР и отмены цензуры. И вот посмотрите, что начали рисовать.+ Игорь Симонов. «Второе пришествие». 1991 г. Явление Христа народу наоборот. Он пришел, повернулся спиной к ним и уходит прочь.
[показать]