[298x42]
[показать]
Песня ямщика
Аль опять
Не видать
Прежней красной доли?
Я душой
Сам не свой,
Сохну, как в неволе.
Я бывал
Я удал!
С ухарскою тройкой
Понесусь и зальюсь
Песенкою бойкой.
Ряд русских ямщицких песен известен в России с XIX века, и они могут считаться в литературе и в быту народными.В цикл песен про ямщиков вошли и песни про седоков-пассажиров из-за взаимосвязи тех и других в дороге. Поэтому какие-то ямщицкие песни сочинены от лица самого ямщика, какие-то — от лица его седока . Ямщицкие песни появились в России вместе с ямщиками (он же — возница, кучер). Такие песни могли напевать сами ямщики в дороге, погоняя коней и проносясь мимо русских деревень и городов; так, в пути песни и слагались под цокот копыт и звон бубенцов. Кони-тройки стали считаться чуть ли не символом русской поэзии XIX века.
[показать]
Запряженные тройки коней, летящие по Руси, воспевал и Н. В. Гоголь в «Мертвых душах»: «Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал! Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход — и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. …Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?..».
[показать]
Ямщицкая тема включает в себя столько народных или ставших народными песен 19 и начала 20 веков, что этой тематике не раз посвящались работы литературоведов более поздних периодов, в частности Ираклий Андроников опубликовал большую статью в «Литературной газете» за 1 января 1975 года под названием «Четырнадцать русских „троек“».
[показать]
Считается, что серии ямщицких песен положило начало создание романса «Вот мчится тройка удалая» (автор стихов: Фёдор Глинка, композитор Алексей Николаевич Верстовский) в 1828 году. Первым поэтическо-музыкальным откликом на этот романс стало положенное в 1832 году на музыку Павлом Петровичем Булаховым стихотворение Петра Вяземского под названием «Еще тройка» и получившийся в результате романс «Тройка мчится, тройка скачет». Подчеркивая связь своего произведения со стихотворением Федора Глинки, Вяземский дал ему название «Еще тройка».
А дальше — в русскую музыкально-поэтическую культуру вошел целый ряд «троек и ямщиков». Часто они перекликаются друг с другом, вступают в творческие «разговоры» — когда один романс пишется как ответ на другой, заимствуют друг у друга строчки и даже целые строфы, пререкаются, в чем-то повторяя друг друга, в чем-то различаясь. Исторический экскурс Появление ямщиков тесно связано с развитием почты. Возникновение на Руси первых почтовых служб относится к X веку. Есть факты, что тогда появился повоз — особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. В XIII веке была организована специальная служба для пересылки письменных сообщений на сменных лошадях по гонам, то есть перегонам, не кормя лошадей, так называемая ямская гоньба. В Московском государстве почта называлась ямом, а почтовая служба — ямской гоньбой. Ямы широко распространены в России с XV века. Тогда и появились ямщики, набиравшиеся из крепостных крестьян. В их обязанность входило возить на своих лошадях княжеских гонцов, а кроме того они занимались также починкой мостов и дорог. При Петре I было создано особое почтовое ведомство. Ямщики перешли в его подчинение, возили почту. Ямщиков с тройками лошадей обязаны были пропускать вперед все остальные выезды — для этого ямщиков специально снабжали колокольчиками, по звону которых загодя слышалось их приближение. Судьба ямщика приводила в пути к раздумьям о русской подневольной жизни — отсюда заунывная грустная мелодия, а порой и лихая, но за ее лихостью все равно звучат трагедия и отчаяние. Жизнь крепостного мало значила. Отец крепостного поэта Ивана Макарова (1821—1852), сочинившего песню «Однозвучно гремит колокольчик», был крепостным почтовым ямщиком у помещика Всеволожского. Однажды в дороге он попал в буран, нашли его уже умершим. А через несколько лет стал ямщиком и сам Иван Макаров: сначала был отдан в солдаты, а там определен в конвойную роту, которая сопровождала ссыльных, шедших по этапу в Сибирь. В 1852 году, в возрасте 31 года, Макаров умер — так же, как и его отец, замерз в дороге. В его мешке обнаружили рукописи — это были его стихи. Песни на его стихи, уже широко известные к тому времени, считались народными, без авторства. Лишь через годы, в 1930-х годах авторство Ивана Макарова и его судьбу установил пермский филолог Александр Кузьмич Шарц, найдя документы в Пермском Облархиве. Сколько было по Руси таких же безвестных, забытых ямщиков, сгинувших в долгом пути — от мороза, от болезней, от «лихих людей»…Часть ямщицких песен, к которой относились романсы, в начале советской власти, вскоре после Октябрьского государственного переворота, была запрещена к исполнению — как не соответствующая духу построения всеобщего счастья и уводящая от коллективизма в индивидуализм (песни о любви интимного характера трудно признать коллективистскими). Песни же о тяжелой ямщицкой доле — как соответствующие народному духу и обличающие старый режим — запрету не подлежали. Однако с конца 1950-х годов и с ямщицких романсов постепенно снимался запрет и они становились реабилитированными.
[показать]
блог -ирина палькевич,
[показать]
|