Вивьен Ли (настоящее имя Вивиан Мэри Хартли), леди Оливье, актриса, легенда, обладательница двух Оскаров - за роль Скарлетт в фильме "Унесенные ветром" (1939 год) и за роль Бланш Дюбуа в фильме "Трамвай Желание" в 1951 году.
Вивьен Ли обучалась в Королевской Академии Драматического Искусства. В театре и в кино актриса появилась в 1935 году. В 1937 году Вивьен Ли снялась в картине "Янки в Оксфорде". В том же 1937, Вивьен встретила Лоуренса Оливье и в 1940 году они поженились в Санта-Барбаре. В 1939 году Вивьен Ли стала всемирно известна после съемок в фильме "Унесенные ветром".
На расцвете карьеры у Вивьен Ли было еще два успеха в американском кино: "Мост Ватерлоо" (1940), и "Леди Гамильтон" (1941), а также относительные успехи в британском кино: "Цезарь и Клеопатра" (1945), "Анна Каренина" (1948) и "Глубокое синее море" (1955).
Чаще чем в кино, Вивьен Ли играла в театре. В основном в сотрудничестве с Лоуренсом Оливье, который до конца ее дней был для Вивьен Ли и примером в актерском искусстве. В воплощении В ивьен Ли представали такие знаменитые героини, как Офелия, Клеопатра, Джульетта, Леди Макбет и другие.
Красота Вивьен Ли порой становилась и препятствием к желанным ролям. Но еще большим препятствием стала ее болезнь. Страдая от биполярного заболевания (маниакальная депрессия) на протяжении большей части своей жизни, Вивьен Ли заработала репутацию актрисы с которой трудно работать. Хронический туберкулез стал еще одним бичем в жизни актрисы. Вивьен Ли и Лоуренс Оливье развелись в 1960 году, и после Вивьен работала нерегулярно, и в кино и в театре.
Вивьен Ли умерла 7-го июля 1967 года.
В 1905 году Эрнест Ричард Хартли прибыл в Калькутту в качестве биржевого маклера в брокерской компании "Пигготт Чепмен и компания". Ему еще не было и двадцати, но он уже был младшим партнером в компании и имел хорошие виды на будущее. Узы брака не были частью его планов на будущее. Однако, когда в 1911 году он приехал погостить к себе домой в городок Брайдлингтон в Йоркшире, он встретил Гертруду Робинсон Якжи. Молодой Хартли сделал ей предложение. Они поженились осенью 1911 года. 2 декабря 1911 года, молодожены приехали в Индию и поселились в горном местечке Дарджилинг, недалеко от Калькутты.
Распространенная легенда о том, как чтобы родить красавицу-девочку Гертруда Хартли смотрела на Гималаи уже вырастила такие сильные крылья, что даже если не являлась правдой, уже стала таковой. И так, вечером 5 ноября 1913 года английский врач сообщил Эрнесту Хартли, что он стал отцом здоровой и исключительно хорошенькой девочки. Ее назвали Вивиан Мэри.
В первый раз Вивиан выступила на сцене в возрасте трёх лет и четырёх месяцев, блеснув в роли пастушка в стихотворении "Маленький Барашек" в составе любительской театральной группы своей матери. Гертруда Хартли прививала дочери любовь к литературе, знакомила её со сказками Ганса Христиана Андерсена, Льюиса Кэрролла и Редьярда Киплинга, с рассказами из греческой мифологии. Ещё Гертруда занималась популярными в то время упражнениями на запоминание. Перед сном она раскладывала девочке на столике фигурки, а на утро переставляла их. Вивиан должна была выставить фигурки в первоначальном порядке.
В 1920 году, за два месяца до того как Вивиан исполнилось 7 лет, родители отправили девочку в Монастырь Святого Сердца в Рохемптоне (район на юго-западе Лондона). Вивиан стала самой маленькой ученицей при монастыре. Её лучшей подругой стала будущая актриса Морин О’Салливан, с которой Вивьен, по воспоминаниям О'Салливан, поделилась однажды своим желанием стать непременно "великой актрисой".
В мае 1932 года девушка поступила в Королевскую Академию Драматических искусств (РАДА) в Лондоне. Здесь у Вивиан развились не только актерские способности, но и комплексы. Так до конца своих дней Вивьен Ли стеснялась своих рук, она считала ладони слишком крупными и называла их "руки прачки".
В феврале 1932 года Вивиан, гуляя с подругами, встретила мужчину, который дружелюбно поприветствовал компанию. "Это Ли Холман", - пояснили друзья Вивиан. "Ты знаешь о нем что-нибудь? Он привлекательный, не правда ли?"
"Я думаю, он выглядит, как идеальный англичанин. Я выйду за него замуж!" - ответила Вивиан.
"Он практически помолвлен с другой девушкой!" - возразили друзья.
"Это не имеет значения. Он ещё не видел меня...", - парировала Вивиан.
Герберт Ли Холман был старше Вивиан Хартли на 12 лет (в 1932 году ему был 31 год, а Вивьен 19). Они поженились 20 декабря 1932 года в церкви Святого Джеймса. Вивиан и ее жених были первые в группе брачующихся. Подружки невесты были одеты в сатиновые платья персикового цвета. Волосы самой невесты, Вивиан украшала шапочка Джульетты и она была одета в простое белое сатиновое платье. Вивиан выглядела еще более юной такой бледной и взволнованной. И когда у алтаря она смотрела на своего жениха, трудно было понять был ли это обожающий взгляд женщины или ребенка.
После церемонии в церкви пришла пора переодеться в платье для отъезда невесты - голубое, отделанное серебряным лисьим мехом. Когда Вивиан зашла в ванную комнату помыть руки, она сняла с пальца бриллиантовое обручальное кольцо. При этом мать невесты Гертруда воскликнула: "Вивиан, ты не должна этого делать! Это к несчастью, к ужасному несчастью!"
По просьбе Ли Холмана, перед свадьбой Вивиан оставила обучение актерскому мастерству в Королевской Академии. Медовый месяц молодая семья провела в австрийском городе-курорте Китцбюэль.
Через три недели молодые вернулись из свадебного путешествия и поселились в квартирке Ли Холмана. Жилище влюбленных было не самым просторным: две большие комнаты и одна совершенно маленькая, кухня и ванная комната быстро окольцевали Вивиан тисками скуки. Вивиан мечтала вернуться к учебе.
Сначала Вивиан упросила мужа вернуть ей еженедельные уроки французского языка. Этот предмет Вивиан обожала. И после она добавила к своему расписанию еще несколько классов. Но вскоре Вивиан поняла, что она беременна. С учебой снова пришлось повременить. Маленькая Сюзанна Холман родилась 12-го октября 1933-го года на улице Балстрод, дом 8. Карандашом в своем дневнике Вивиан написала: "Родился ребенок - девочка".
Вивиан тяготила роль домохозяйки. Друзья посоветовали ей попробоваться на небольшую роль в фильме "Дела идут на лад". Эта роль стала дебютом Вивиан на киноэкране. Она наняла агента Джона Гиддона, который убедил её, что имя "Вивиан Холман" не звучное для актрисы. Отказавшись от предложенного псевдонима "Айприл Морн", она взяла имя "Вивьен Ли".
В первый раз Лоуренс Оливье увидел Вивьен Ли в спектакле "Маска Добродетели". Об этом он подробно описывает в своей автобиографии. Еще одна встреча произошла на спектакле "Счастливый Гиппократ". Вивьен Ли же посещала спектакли Лоуренса Оливье часто и всегда с упоением. Лоуренс Оливье вспоминает, как однажды молодая актриса зашла в его гримерную комнату, сказала несколько приветливых слов и, уходя, оставила на его щеке незабываемый поцелуй... Отношения Ли и Оливье начали своё необратимое развитие. Жена Лоуренса Оливье, Джилл Эсмонд, в это время была беременна.
Лоуренс Оливье вспоминал, что невозможно было не касаться, не влюбляться в Вивьен Ли, тем более, когда начались их совместные работы. Фильм "Пламя над Англией" (1937), где Лоуренс Оливье и Вивьен Ли сыграли любовников, не мог отобразить пожара происходившего в душах актеров, но во многом спровоцировал их сближение. Свидетели съемок вспоминают, что было практически физически видно, какие электрические разряды проходят между двумя молодыми людьми. Если Лоуренс Оливье исчезал со съемочной площадки, все знали где его искать. В его гримерной? - Нереально. В гримерной комнате Вивьен Ли? - самый верный способ найти! Дороти Мэсер, куратор актёров на съемках "Пламя над Англией", вспоминала: "В Дэнгеме было принято, чтобы все сидели вместе за длинными обеденными столами, а не парами - во избежание сплетен. Вивьен и Ларри сидели вдвоем, абсолютно поглощенные друг другом, и никто не мог даже подумать пристроиться рядом сними. Их окружало бесконечное пустое пространство. Они были так влюблены, что вокруг возникала особая атмосфера. Видеть их вместе значило видеть чудо". Еще один случай попал в книгу биографа Вивьен Ли Александра Уолкера. Вот примерный перевод:
Однажды Лоуренс и Вивьен неожиданно появились в офисе Корды.
"Алекс, мы должны рассказать тебе огромный секрет", - говорила Вивьен. " Мы любим, и собираемся пожениться."
Корда улыбнулся и oтветил: "Не глупи. Это уже каждый знает. Я знаю об этом уже несколько недель."
Почти сразу же после окончание съёмок фильма "Пламя над Англией", Вивьен была введена в фильм "Мрачное Путешествие". Работая рядом с актрисой в этой картине, многие уже начали узнавать интонации Лоуренса Оливье, Вивьен Ли стала глубже задумываться над ролью и даже терзаться ею "Что я делаю в этой сцене?" часто звучало то ли её вопросом, то ли отзвуком наставлений обожаемого Лоуренса Оливье.
В мае 1936 года роман Маргарет Митчелл "Унесенные ветром" был опубликован в Америке. Вивьен прочитала его и в её жизни стало две любви... "Ларри не будет играть Ретта Батлера, но я должна играть Скарлетт О'Хара. Подождите и вы увидите!", - однажды в кругу друзей уверенно сказала актриса.
Но пока у Вивьен были другие роли. После того как Лоурес и Вивьен освободились от съёмок в фильме "21 день вместе", Вивьен сыграла Офелию в спектакле "Гамлет". Её партнером по сцене снова был Оливье. И здесь с Вивьен Ли стало происходить нечто поначалу необъяснимое. Без явных провокаций со стороны, Вивьен Ли начинала кричать на Оливье, после чего вдруг становилась молчаливой, замкнутой, могла долго смотреть в пространство. Она была не в состоянии выполнять что-либо, но на следующий день Вивьен возвращалась к нормальному существованию, не воспоминая о странном происшествии. Конечно, Оливье стал самым частым свидетелем такого импульсивного поведения Вивьен Ли. Однако, они начали жить вместе, не смотря на то, что оба их супруга отказали и Вивьен Ли и Лоуренсу Оливье в разводе.
Первой британской картиной, прорвавшейся в это время на американские экраны стала "Янки в Оксфорде" с Вивьен Ли, Робертом Тейлором, Лайонел Берримор и Морин О'Салливэн в главных ролях. Произвела ли Вивьен Ли неизгладимое впечатление на режиссеров Голливуда? Как вспоминал Джордж Кьюкор, "я увидел её в "Янки в Оксфорде" и она показалась мне немного статичной, не вполне достаточной для яркой роли." Во время съемок, Вивьен Ли получила скользкую репутацию, избавиться от которой было трудно, а носить неразумно. Корда предупредил молодую актрису что она может быть в дальнейшем заменена, если её поведение не улучшится. Следующей ролью Вивьен стала хрупкая и задиристая девушка по имени Либерти в фильме "Переулок Святого Мартина", 1938 год.
А в это время в Голливуде в разгаре шли поиски актрисы на роль Скарлетт О'Хара. Продюсер Дэвид Селзник организовал из процесса выбора актрисы огромное публичное шоу, бурлящее страстями, надеждами и спорами. В списках вариантов актрис, пополнявшихся поклонниками, появилось и неизвестное имя Вивьен Ли. Вивьен Ли и Лоуренс Оливье навестили брата Дэвида Селзника - Мирона Селзника и попросили его представлять интересы Вивьен в процессе отбора кандидаток. Американский агент Вивьен, по совместительству брат продюсера, предложил кандидатуру Вивьен Ли на роль Скарлетт О'Хара в феврале 1938. В этот же промежуток времени (между февралем и августом) Дэвид Селзник посмотрел фильмы с её участием "Пламя над Англией" и "Янки в Оксфорде" и к августу он вёл переговоры с продюсером Александром Корда, с которым у Ли был подписан контракт. Вивьен Ли же не надеялась ни на кого, кроме себя. Она желала эту роль более всего на свете. Она готова была забыть о своем продюсере, о доходах, о неустойках и только работать и работать над желанной ролью!
Скарлетт ещё не была найдена, а в Лос-Анджелесе уже снималась первая сцена фильма "Унесенные ветром". На прощадках студии, изображающих Атланту, уже полыхали старые декорации, высвобождая место для съёмок фильма, а актриса на главную роль так и не была найдена! Когда пожар догорал, три фигуры появились на площадке. Два галантных кавалера (Мирон Селзник и Лоуренс Оливье) и невероятной красоты женщина - загримированная под Скарлетт Вивьен Ли. "Знакомься, гений, это - твоя Скарлетт О'Хара!" - окликнул Мирон брата. Стеклышки очков продюсера перестали плясать отблесками огня и опрокинули в своё отражение непропорциональные, но в тоже время красивейшие черты женского лица. Скарлетт О'Хара была найдена. Впереди ей предстояло пройти ещё пробы и примерки, но теперь уже не было сомнений Скарлетт О'Хара - это Вивьен Ли!
[показать]
Съемки проходили сложно. Сроки и деньги были на исходе. И только перфекционизм Дэвида Селзника был, как всегда, на высоте. Режиссера Кьюкора уволили за нерасторопность и чрезмерное внимание к женским ролям. Его заменил Виктор Флеминг, с которым Ли часто ссорилась не разделяя "солдатского" подхода к фильму. Флеминг, хоть он и организовал съемки в нужном графике, но не прорабатывал линию главных героинь и душа фильма стала медленно исчезать. Вивьен Ли и Оливия де Хэвилленд (Мелани Гамильтон) тайно встречались с Кьюкором по ночам и на выходных, чтобы с прорабатывать свои роли. Вивьен Ли почти не спала и была совершенно измотана. Вивьен работала 7 дней в неделю, часто до поздней ночи. Она стала раздражительной, к тому же она скучала по Оливье, который работал тогда в Нью-Йорке. Вивьен Ли писала мужу Ли Холману: "Я не выношу Голливуд. Я никогда к этому не привыкну - как я ненавижу сниматься в кино."
В 2006 году, Оливия де Хэвилленд опровергла заявления о маниакальном поведении Вивьен Ли во время съемок "Унесенных ветром", опубликованные в автобиографии Лоуренса Оливье. Судя по тому, что сэр Лоуренс так и не вспомнил фамилию Эшли из того же фильма, он мало уделял внимания как самому фильму, так и его предыстории, свидетелем которой он практически не был. Оливия де Хэвилленд встала на защиту Вивьен Ли, говоря: "Вивьен была безукоризненно профессиональна и безукоризненно дисциплинирована на съемках. У неё были 2 огромные задачи: делать все, что в её силах в работе над чрезвычайно сложной ролью и находиться в разлуке с Оливье, который был в Нью-Йорке."
"Унесенные ветром" принесли Вивьен Ли ошеломительную славу, но актриса отвечала: "Я - не кинозвезда. Я - актриса. Быть кинозвездой - просто кинозвездой - это как фальшивая жизнь, прожитая во имя фальшивых ценностей и ради известности. Актёрство это надолго и в нём всегда есть превосходные роли, которые можно сыграть." Из десяти премий "Оскар", выигранных "Унесенными ветром", премию за лучшую женскую роль получила Вивьен Ли.
В феврале 1940, Джилл Эсмонд согласилась на развод с Лоуренсом Оливье, а Ли Холман отпустил Вивьен Ли (однако дружбу Вивьен и Холман не прервут никогда). Сын Джилл Эсмонд и Лоуренса Оливье Тарквин остался с матерью, а дочь Вивьен - Сюзанна, осталась с отцом. 30 августа, практически в секрете от всех, Оливье и Вивьен поженились в Санта-Барбаре, штат Калифорния, на ранчо у своих друзей. Единственными свидетелями на церемонии стали Кэтрин Хепбёрн и Гарсон Канин.
Впереди у Вивьен Ли были грандиозные планы. Во-первых, она надеялась работать вместе с Оливье в фильме "Ребекка", режиссёром которого был Альфред Хичхок. После её кинопроб Сэлзник написал: "Она играет недостаточно искренне и взросло". Режиссёр же заметил, что она не проявляла никакого энтузиазма, пока главную роль не отдали Оливье и что в актрисе слишком многое осталось от Скарлетт. В итоге роль Ребекки отдали Джоан Фортэйн. Вивьен не получила еще одну роль в фильме "Гордость и предубеждение", где играл Оливье. Но здесь на сторону Вивьен Ли встал ее продюсер Александр Корда, имевший и свои интересны к судьбе Вивьен Ли. Чтобы поведение актрисы (развод, сожительство с женатым мужчиной и новый брак) зрители и поклонники не сочли вульгарным или безнравственным, чтобы Корда после такого поворота событий не потерял доходы от своей подопечной, он задумал снять вместе с Ли и Оливером фильм "Мост Ватерлоо". Но Лоуренса Оливье Селзник заменил Робертом Тэйлором, а Вивьен Ли приступила к съемкам. Этот фильм стал не только любим зрителями и одобрен критиками, но и сама Вивьен Ли считала его фаворитом своей карьеры.
После некоторого затишья в актерской карьере, Оливье и Ли сыграли в пьесе "Ромео и Джульетта" для Бродвея. Нью-Йоркские газеты не раз укололи актеров комментариями об их отношениях, обвиняя их в отсутствии нравственности, самовлюбленности и безответственному поведению во время начала войны. Критики не оценили постановку. Брукс Аткинсон из "Нью-Йорк таймс" писал: "Несмотря на молодость и красоту мисс Ли и мистера Оливье, это вряд ли можно назвать актёрской игрой". Особенно ругали игру и постановку Оливье, но и Вивьен Ли достались нелестные отзывы. Так один журналист написал про Ли, что её голос похож на голос продавщицы. Оливье и Вивьен вложили большую часть накопленных ими средств в эту постановку и её провал оказался для них катастрофой как финансовой, так и моральной. Нужно было на что-то существовать и актеры снова обратились к миру кино. К счастью, для них нашлось замечательное предложение!
В 1941 году они сыграли в фильме "Леди Гамильтон" Лоуренс Оливье в роли Горацио Нельсона, а Вивьен Ли в роли Эммы Гамильтон. Фильм стал популярен в США и имел огромный успех в СССР. Уинстон Черчиль организовал закрытый показ, на котором присутствовал Франклин Рузвельт, и в конце показа он обратился к пришедшим, сказав: "Джентльмены, мне показалось, что этот фильм заинтересует вас, он показывает великие события, подобные тем, в которых вы только что принимали участие". Оливье и Ли стали любимцами Черчилля. До конца своей жизни он приглашал их на званые обеды, восхищался Вивьен Ли и советовал Лоуренсу ее бросить потому что она сумасшедшая.
В скоре чета Оливье вернулась в Англию. В 1943 у Вивьен Ли началось турне по Северное Африке, где она выступала до того момента, когда у неё начались кашель и лихорадка. В 1944 ей поставили диагноз - туберкулез в левом легком. Однако после того, как Вивьен провела несколько недель в больнице, ей показалось, что болезнь прошла. Весной она сыграла в фильме "Цезарь и Клеопатра" (1945) и в это же время узнала, что она ждет ребенка. Вивьен Ли хотела этого малыша! Это был её символ любви и Лоуренсу Оливье. К несчастью, на съёмках актриса упала и у неё произошёл выкидыш. Вивьен Ли впала в глубокую депрессию. Иногда она бросалась на мужа, морально и физически атакуя его до тех пор, пока он не падал на пол рыдая. Лоуренсу Оливье эти симптомы показались знакомыми - несколько дней гиперактивности и, как следствие, эмоциональный срыв, после которого Вивьен ничего не помнила, но была сильно смущена и раскаивалась. Но он терялся в догадках, что всё это могло означать.
К 1946-му году Вивьен Ли окрепла и сыграла в успешной лондонской театральной постановке Торнтона Уалдера "На волоске от гибели". Однако фильмы, в которых Вивьен Ли появилась в то время - "Цезарь и Клеопатра" и "Анна Каренина" не имели успеха.
В 1947 Оливер был посвящен в рыцари, и Вивьен сопровождала его в Букингемский Дворец на церемонию. Она стала Леди Оливье, и даже после развода осталась таковой.
К 1948 Оливье вошел в Совет Директоров театра "Олд-Вик" и вместе с Вивьен отправился в турне по Австралии и Новой Зеландии, целью которого был сбор средств для театра. В течение шести месяцев Оливье играл в "Ричарде III" и вместе с Вивьен Ли в спектаклях "Школа Злословия" и "На волоске от гибели". Турне имело огромный успех! Вивьен Ли же страдала от бессонницы и периодически болела. Тогда её роли исполняла дублерша. Участники труппы нередко становились свидетелями скандалов между Оливье и Вивьен Ли. В Крайстчерче Вивьен Ли отказалась выходить на сцену, Лоуренс Оливье дал ей пощечину и Вивьен в ответ тоже ударила его по лицу, однако вышла на сцену. К концу турне они оба были измотаны и больны. Оливье признался журналистам: "Возможно, вы не замечаете, что разговариваете с парой остывающих трупов". В своей автобиографии Лоуренс Оливье вспоминал: "Я знал, что Вивьен была потеряна для меня. Когда мы возвратились домой, я сказал полушутя: "Я потерял тебя в Австралии".".
Не смотря на трещину в семье, Вивьен Ли и Лоуренс Оливье появились вместе в Вест-Энде. Они играли в тех же спектаклях, добавив в репертуар "Антигону". На "Антигоне" настояла Вивьен, всегда мечтавшая попробовать свои силы в трагической роли. Актриса так же добилась роли Бланш Дюбуа в Вест-Энде, в постановке по пьесе Уильямса Теннесси "Трамвай Желание". Оливье стал режиссёром постановки. Пьеса содержала намеки на изнасилование, гомосексуализм и беспорядочные связи, вокруг неё велись жаркие споры и дискуссии. Вивьен снова была надломлена. Игру Вивьен Ли в "Трамвае Желание" часто критиковали. Говорили, что она совершенно не подходит для роли, что британские актрисы слишком хорошо воспитаны, чтобы проявлять подобные эмоции на сцене. Лоуренс Оливье и Вивьен Ли были огорчены подобными рецензиями. Однако, нападки критики и интерес публики обеспечили постановке коммерческий успех. 326 раз был сыгран спектакль "Трамвая Желание", после чего Вивьен Ли пригласили принять участие в создании киноверсии этого произведения. Вивьен Ли легко нашла общий язык с Марлоном Брандо, исполнителем главной мужской роли. Она часто сквернословила и Брандо относился к ее выходкам дружелюбно. Однако у Вивьен были сложные отношения с режиссёром Элиа Казаном, который не ценил её как актрису. Он говорил, что у Вивьен Ли весьма посредственные актерские способности. Но Вивьен Ли была намерена раскрыться в фильме в полную мощь своего актерского мастерства. И она это сделала. Элиа Казан поменял своё мнение и позже восхищался решимостью Вивьен Ли отличаться от всех остальных актрис своего времени. "Она бы стала ползать по разбитому стеклу, если бы знала, что это поможет ей лучше исполнить свою роль". Вивьен Ли снова работала на износ. Она вспоминала: "Девять месяцев я была Бланш Дюбуа, и она до сих пор управляет мною". Резенции на фильм были отличные и Вивьен получила второй Оскар в номинации "Лучшая актриса", а также премию Британской академии кино- и теле-искусств. Теннеси Уильямс сказал, что в игре Вивьен "было всё, что я хотел и больше, чем я мечтал". Несколько лет спустя Вивьен Ли скажет, что роль Бланш Дюбуа привела её к безумию, завладела ей.
В 1951-м году Вивьен Ли и Лоуренс Оливье представили два спектакля о Клеопатре. "Антоний и Клеопатра" Вильяма Шекспира и "Цезарь и Клеопатра" Бернарда Шоу. Оба спектакля получили положительные отзывы критиков.
В январе 1953 года Вивьен уехала на Цейлон, сниматься в фильме "Прогулка слона" с Питером Финчем. На съемках Вивьен Ли стало плохо. У нее начался бред, ана принимала Питера Финча за Ларри. Съёмки прервали: контракт, объяснения, болезнь, злые слухи, всё смешалось в жуткий клубок. Вивьен Ли была заменена на Элизабет Тейлор. Оливье привез Вивьен Ли домой.
Дома Вивьен объявила Лоуренсу Оливье, что влюблена в Питера Финча. Если Оливье это оскорбило, то для Вивьен Ли это было обрушевшейся на неё болезнью. Оливье так и преподнес тяжелые известия обо всём случившемся родителям Вивьен: "У вас не было в роду сумасшедших? Теперь есть." Она постепенно возвратилась к нормальной жизни, но болезнь прогрессировала. Девид Нивен говорил "она совсем, совсем сошла с ума", а Ноэл Ковард в своём дневнике выразил удивление, что "всё было так плохо, и ухудшалось с 1948 года или около того."
[показать]
К 1953 году Вивьен Ли достаточно восстановила свои силы, чтобы сыграть в спектакле "Спящий принц" с Лоуренсом Оливье в главной роли. В феврале 1954 Вивьен Ли сломала руку и пропустила несколько спектаклей.
В 1955 году Вивьен Ли и Лоуренс Оливье провели новый сезон, в котором сыграли три пьесы Шекспира "Двенадцатая ночь", "Макбет" и "Тит Андроник". Спектакли получили в целом хорошие отзывы (хотя, по словам Оливье, больше восхвалявшие его и принижавшие заслуги Вивьен). Состояние здоровье Вивьен Ли, казалось, было стабильным.
Спектакль "Шорох южных морей" с Ноэлем Ковардом и Вивьен Ли шел успешно. Но Вивьен Ли забеременела и отказалась от участия в проекте. Несколько недель спустя у Вивьен Ли случился выкидыш. Она впала в период депрессии длившейся несколько месяцев. Вивьен Ли попыталась присоединиться к Оливье в европейском турне с "Титом Андроником", но поездка была омрачена частыми эмоциональными вспышками против Оливье и других участников компании. После возвращения четы Оливье в Лондон, бывший муж Вивьен - Ли Холман, который продолжал поддерживать Вивьен, приехал к ним и помогал Вивьен успокоиться.
К 1958 году брак Оливье и Ли был на грани распада. Оливье заинтересовался актрисой Джон Плоуйрайт, как возможной новой партнершей не только на сцене, но и в жизни. А Вивьен Ли сблизилась с актером Джеком Меривалем, который знал ее задолго до всех трагических событий и, конечно, был в курсе о болезни Вивьен. Он заверил Оливье, что будет заботиться о Вивьен, хотя готов был делать это и без всяких заверений. Вивьен Ли снова достигла успеха в 1959 году в комедии "Присмотрите за Лулу". Критики описывали Вивьен Ли: "красивая, сильная и действующая по сути, она владеет каждой ситуацией".
В 1960 Оливье и Вивьен Ли развелись и Лоуренс Оливье женился на Джоан Плоурайт. В своей автобиографии Оливье вспомнил тяжелые годы, проблемы которые они с Вивьен испытали из-за ее болезни.Он писал: "Когда болезнь овладевала ей, это был злой монстр. С маниакальной депрессией, с ее смертоносным ухудшением по спирали, Вивьен сохранила свою индивидуальную осторожность - способность скрыть свое подлинное психическое состояние почти от всех, кроме меня."
Общество Джека Мериваля положительно повлияло на Вивьен Ли. Она часто была весела и радовалась жизни. Джек Мериваль отправился с Вивьен Ли в тур по Австралии, Новой Зеландии и странам Латинской Америки. Тур длился с июля 1961 года до мая 1962 года. В прессе появились известия, что Вивьен Ли собирается выйти замуж за Джека Мериваля в ближайшие три месяца (The Daily Sketch, London).
Вивьен Ли получала позитивные отзывы от критиков и без Лоуренса Оливье. Хотя она все также страдала приступами депрессии, Вивьен продолжала работать в театре. В 1963-м году актриса выиграла награду "Тони" за лучшую женскую роль в мюзикле "Товарищ". Вивьен также появилась в фильмах "Римская весна миссис Стоун" (1961 год) и "Корабль Дураков" (1965).
В мае 1967-го Вивьен Ли репетировала с Майклом Редгрейвом в пьесе "Хрупкое равновесие", но внезапно чувствовала себя плохо. В последних числах мая этого же, 1967 года, лечащий врач сообщил Вивьен, что туберкулез захватил оба легких, что положение критическое и надо немедленно ложиться в больницу. Вивьен Ли от госпитализации отказалась. Отдохнув несколько недель, Вивьен почувствовала себя лучше. Вечером 7 июля Джек Мериваль оставил её и ушел в театр, где играл в тот день. Он вернулся домой около полуночи и заглянул в комнату Вивьен; она не спала. На кровати у Вивьен Ли безмятежно нежился кот. Мериваль поприветствовал Вивьен и вышел. Тридцатью минутами позже (8 июля) Мериваль услышал странный глухой звук. Он вернулся в спальню и обнаружил тело Вивьен Ли на полу. Вивьен не дышала...
...Она встала, возможно, судорожно вздохнула, но что-то в организме уже не работало. Легкие Вивьен Ли были заполнены жидкостью, она упала, захлебнувшись.
Джек позвонил Оливье, который был в это время был в больнице, на лечении рака простаты. В своей автобиографии Оливье описал и его "тяжкие страдания" и как не смотря на них, он немедленно выехал к дому Вивьен Ли и как обнаружил, что Мериваль уже переложил тело Вивьен на кровать. Оливье вспоминал как "стоял и молился о прощении за все беды, которые возникли между нами", а потом помогал Меривалю с организацией похорон. Вивьен Ли была кремирована, и пепел актрисы был развеян над озером у её поместья Тикередж Милл, недалеко от Лондона, 8-го октября 1967 года.
Ли Холман умер в семидесятых годах. Он больше никогда не был женат. Всё, что у него осталось, это дочь Сюзанна и внуки.
Лоуренс Оливье прожил с Джоан Плоурайт всю жизнь. У него родился сын и две дочери - мечта, которой они так и не достигли с Вивьен Ли. Актёр умер 11 июля 1989 года.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.