Здоровье для Жизни Часть II. (Ретроспектива здоровья)
12-01-2012 13:47
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
1.1. Ретроспектива здоровья
Здоровье – это не все,
но все без здоровья – ничто.
Сократ
Необходимость в здоровье, его важность и даже культ здоровья можно проследить во многих культурах народов населявших нашу землю. Культуры древнего мира, такие как Трипольская, Минойская, и многие другие, в равной степени несли в своей составляющей здоровье как одну из главных ценностей. Народы древних цивилизаций Майя, Ацтеки, Инки, индейцы, проживавшие на теперешней территории Америки, народы, населявшие Европейский, Азиатский, Африканские континенты, все они почитали и возносили хвалу дарованному им здоровью. Были, безусловно, и недостатки в культе здоровья и даже крайности, так в Спарте в достаточно жесткой и даже жестокой форме оставляли жизнь только тем младенцам, которые имели явные признаки здоровья. В тоже время в древнем Египте и Греции увековечивали память героям, которые благодаря крепости своего Духа, Тела и Души совершали подвиги, вошедшие в историю.
Согласитесь, для того, что бы формировать настоящее и строить какие либо планы на будущее, необходимо иметь, как минимум, представление о прошлом. Именно поэтому мы с Вами проведем небольшую экскурсию в прошлое, - на примере античной культуры, которая уже в те годы имела достаточный арсенал средств укрепления Тела, Духа и Души. Но в начале ответим на вопрос, - почему именно античная культура? В ответе на этот вопрос открывается один очень интересный факт. В культуре древних цивилизаций историки физической культуры и здоровья, не находили каких либо намеков на четко построенные общие системы оздоровления, каковые присутствуют в настоящее время. Оказывается, в этих системах не было никакой необходимости по одно простой причине, - уровень потенциала здоровья, функциональных возможностей организма человека тех времен был достаточен для их жизнедеятельности. Если говорить просто, то люди проживавших в те далекие времена, по сравнению с нами, просто-напросто были практически здоровы.
В настоящее время такое даже представить себе невозможно, поскольку у каждого человека имеется какая-то болячка и нередко она сидит в нас с самого рождения. Именно поэтому множество людей вместо размеренных прогулок на оставшихся небольших оазисах нашей Живой Природы, просиживают, простаивают в очередях к врачу.
Как же поступали в случае возникновения, каких либо отклонений в состоянии здоровья в те далекие времена? История представляет нам интересные факты. Прежде чем обращаться к знахарям и лекарям, человек просто садился у дороги, и рассказывал проходившим вдоль него людям какая у него проблема. Люди выслушивали сидящего у дороги, неспешно обсуждали его проблему, давали разнообразные советы, какие-то рекомендации из собственного жизненного опыта, что позволяло страждущему находить путь к выздоровлению.
Открытость общения, желание помочь ближнему и, в конце – концов, просто вовремя сказанное доброе слово это то, что действительно лечит и помогает человеку в трудную минуту. Задумайтесь, есть ли в наше время у человека такая возможность: обратиться за помощью и получить от незнакомых Вам людей искреннюю поддержку, понимание, сострадание, и, наконец, дельный и полезный совет? К сожалению, мы утратили не только эти качества, а как станет нам понятно дальше, - много больше. Но, давайте не спеша идти шаг за шагом дальше, и тогда мы не только поймем проблему, но и определим - как каждому для себя ее решить.
Именно со времен античной культуры начинают прослеживаться первичные оздоровительные системы. Философия античной гигиены строилась на непростых представлениях о взаимодействии Тела, Духа и Души, природных и космических начал в человеке. Так, к примеру, греческая гимнастика, в отличие от соревновательной атлетики, предусматривала использование простых физических упражнений в числе средств гигиены тела (в греческой мифологии Гигея - богиня здоровья). Наряду с гигиеной тела, в древней Греции, благополучно обитала и «гигиена Души»: мир музыки, поэзии, искусства и разнообразные культурные ритуалы обеспечивали достижение катарсиса - очищения и возвышения Души. Любовь к прекрасному вера в высокие идеалы и в себя изначально наполняло здоровым началом Душу, Дух и Тело человека, а позволяли ему возвышаться над жизненной суетой. Базовая идея античности заключалась в том, что здоровье рассматривалось как результат добродетельной, тщательно организованной, дисциплинированной жизни человека. Этот принцип был зафиксирован в V веке до н.э. в правилах школы пифагорейцев. Пифагор постулирован следующее: для всех, многих и для немногих, - беги от всякой хитрости, отсекай огнем, железом и любым орудием от те¬ла болезнь, от души невежество, от утробы роскошество, от города смуту, от семьи ссору, беги от всего, что есть неумеренность. Также и другие античные философы, и мыслители полагали, что величие Души и сила Духа, обеспечивающие добродетель, могут быть достигнуты путем самоограничений и состязаний человека с самим собой. Так, к примеру, в диалоге «Тимей» Платон рассуждает: «Человек - нечто отличное от своего тела... Человек - это то, что пользуется своим телом. Чело¬век - душа, тело и целое, состоящее из того и другого». «Для обеих частей, - утверждает Платон, - существует единственный путь спасения: не приводить в движение ни души без тела, ни тела без души, дабы одно и другая, помогая друг другу, приходили бы во взаимное рав¬новесие и таким образом оставались здоровыми». Несколько иной подход к формированию здорового образа жизни был заложен в идею самоограничения человека, - аскез как один из основных принципов стоицизма. Луций Сенека достаточно образно и точно представляет этот принцип: «Я скажу тебе, как распознать здорового: он доволен собою, доверяет себе, знает, что для блаженной жизни ниче¬го не дают ни молитвы смертных, ни те благодеяния, которые оказывают, которых добиваются. Держите тело в строгости, чтобы оно не пе¬реставало повиноваться душе: пусть пища лишь утоляет голод, питье - жажду, пусть одежда защищает тело от холода, в жилище - от всего, ему грозящего».
Как мы можем увидеть уже из этого небольшого обзора, Дух, Духовное начало, Душа человека, по мнению мыслителей тех времен, являются первоосновой здоровья.
Вряд ли сегодня мы можем представить, как выглядела оздоровительная культура древних, и сказать, в какой мере возможен перенос античной практики в мир наших проблем. Ясно одно: в древней Греции сформировались основные подходы к решению проблем здоровья, которые получили продолжение вплоть до наших дней. К примеру, в богатой культуре античного мира, мы можем найти все основные компоненты современной науки валеологии – науки о здоровье. В данном аспекте интерес представляют несколько фактов, так, к примеру, Клавдий Гален (130-200 годы н. э.), намного опережая взгляды современных валеологов (на 18 столетий), уже в те годы описал так называемое «третье состояние» - некое среднее состояние человека между здоровьем и болезнью, подчеркивая необходимость использования особых средств выхода из него. Более чем, на тысячу лет опередил в своих размышлениях и выводах современных валеологов, основоположник арабской меди¬цины, врач и мыслитель Абу Али Ибн Сина, больше известный нам как Авиценна (980-1037 го¬ды н.э.). Он указывал та то, что основной опасностью для здоровья является малоподвижный образ жизни (современный термин - гипокинезия). Еще одна примечательная деталь, которую нам следует взять на заметку - в текстах старых времен мы не раз встречаем упоминания о важности образа и способа жизни человека. Авиценна уже тогда предупреждал, что применение лекарств - крайняя мера. По его мнению, непременным средством терапии для человека должны быть двигательная активность и специально подобранное питание, а также способ его потребления. Подобную мысль утвердительно высказывали и наши современники - П. Брэгг и Г. Шелтон. Ибн Сина добавлял к своему утверждал, что человеку, который разумно и своевременно зани¬мается физическими упражнениями, не потребуется никакого лечения, его организм способен сам справиться с любой болезнью. Интересно то, что еще великий философ и мыслитель Сократ, в дополнение к сказанному Авиценной по этому же поводу, отмечал - «Если человек сам следит за своим здоровьем, то тяжело найти врача, который знал бы лучший способ для его здоровья, нежели сам человек. Нельзя лечить тело, не леча душу». Врач и философ Гиппократ (460-377 годы до н. э.) убедительно доказывал, что организм исцеляет Природа. Задача врача, утверждал он, уметь помочь ей. Логично, что в число основных средств оздоровления, по Гиппократу, должны быть внесены физические упражнения, диета (дословный перевод слова диета - про¬гулка), закаливание и массаж. Действительно, если вдуматься в вышеприведенные высказывания, то именно Природа, во всем ее многообразии, величии и неограниченных своих возможностях, и является тем самым Великим целителем всего живого на Земле.
В дальнейшем в истории формирования и развития оздоровительной культуры наблюдаются существенные изменения, основной акцент смещается от телесного к духовному началу. В средние века, в частности, господствовала идеология, исповедовавшая превосходство Духа и умерщвление плоти. Эпоха Возрождения существенно изменила представления человека о сути самой жизни и значении в ней здоровья. Работы о сохранении здоровья Фрэнсиса Бэкона вышедшие в 1597 году, довольно просты, понятны и доступны. Основной смысл их содержания основан на таких незамысловатых рекомендациях: «чередовать бодрствование и сон, но предпочитать сон, чередовать отдых и упражнения, но чаще упражняться; ...изучи свои привычки в отношении диеты, сна, занятий, одежды и тому подобно¬го и старайся мало-помалу сокращать то, что ты сочтешь вредным...; …не оставляй без внимания ни одного происшествия с твоим телом, когда бо¬лен, обращай внимание главным образом на здоровье, когда здоров - на свою активность; …вышколенное тело, столкнувшись с не очень серьезной болезнью, обойдется без лекарств».
Давайте, обратим наше с Вами внимание на одну немаловажную деталь - Фрэнсис Бекон фактически, кроме всего прочего, указал также на то, что человеку необходимо прислушиваться непосредственно к самому себе, к своим состояниям и учится управлять ими. Это важный аспект, так как баланс и гармония здоровья могут регулироваться человеком за счет умений чувствовать и ощущать свои состояния и на основании этого принимать правильные решения, что может, является одним из оснований в формировании потенциала здоровья. А способен ли современный человек восстановить эту важную способность? Ответ напрашивается сам собой – скорее всего, неспособен. И тогда возникает другой вопрос – решения, принимаемые людьми, касательно своего здоровья, могут ли быть верными и приносящими пользу? Скорее всего, ответ может быть только отрицательным. Но имеется и еще одно условие формирования потенциала здоровья, это способность сохранения душевного равновесия, как необходимое условие для внутреннего баланса. И вновь мы сталкиваемся с противоречием современного мира, так как выполняем мудрые рекомендации мыслителей древности с точностью до наоборот, в первую очередь - добродетель: «…избегай за¬висти, затаенного гнева, тонкого и путаного самоанализа, чрезмерных радостей и веселий, неразделенной печали...; …переживай удивление и восхищение от знакомства с новшествами: занимай ум такими блестящими и прославленными предметами, как история, предания и размышления о при¬роде…».
Почему так важно для здоровья баланс и гармония внутренних состояний человека? Давайте пока этот вопрос, как говорят диспетчеры в авиации, «подвесим», поскольку ответ должен прийти сам собой, в нужное время и в нужном месте. Не станем торопиться и продолжим наш экскурс из прошлого в настоящее с перспективой на будущее.
Здоровью уделялось значительное внимание философами и моралистами нового времени, которые полагали, что оно является самой важной ценностью. Один из ярких представителей того времени - Мишель Монтень утверждал: «Здоровье - это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становит¬ся нестерпимой и унизительной. Без здоровья меркнут и гибнут радость, мудрость, знания и добродетели... Всякий путь, ведущий к здоровью, я не решился бы назвать ни чересчур трудным, ни слишком дорого стоящим». Стремление к сохранению баланса душевных состояний, естественная и нередко рационально построенная двигательная активность, соблюдение постов, что от части помогало формировать баланс с внешним миром, давали возможность какое то время обходиться без специальных знаний об оздоровительных упражнениях. Но, пришло время технологической организации производства, развития военного дела, которые потребовали специальной, в том числе и психофизической, подготовки людей. Ситуация существенно изменилась в XIX веке. Тогда возникла необходимость вспомнить многое из былого, в том числе и об античных системах гимнастики. Возникла необходимость в новых конструктивных идеях. Авторами данных систем оздоровительной культуры были физиологи и педагоги, на которых оказывал существенное влияние новый вектор в развитии мышления - инженерные идеи. В связи с этим в Европе появляются оздоровительные системы - шведская и немецкая системы гимнастики, построенные на использовании специальных средств, и гимнастических снарядов. При этом сохраняются и те, которые построены на естественных упражнениях и ритме танца - французская (Ж. Эбер) и швейцарская (Ж. Далькроз). Кстати говоря, от данных систем и берут свое начало современная ритмическая гимнастика и аэробика.
Требования времени и опыт использования новых средств, впоследствии формируют технологии современного мира. Мира, который все в большей степени становится искусственным, фактически тем самым, отдаляя человека от естественного мира Живой Природы.
И снова, давайте вместе с Вами, обратим внимание на эту деталь изменения хода развития мира, всей биосферы. Появляется «пружина» скручивающая, и тем самым и запускающая новые небывалых размеров процессы уничтожения мира Живой Природы. Искусственный мир, созданный человеком, стал поглощать потенциал, предназначенный для жизни и здоровья всего живого на земле. Это было началом тупикового пути.
К началу XX века несоответствие быта людей темпам технологизированного производства становится всеобщей проблемой цивилизованных стран. Данное несоответствие было порождено искусственной составляющей жизни – неестественным темпом и ритмом жизни современного человека. Эта ситуация начинает уводить людей и целые страны все дальше от возможности духовного развития и мироощущения себя (человека) как составляющей единицы мироздания. Потребовались, какие либо новые средства переключения, позволявшие людям компенсировать первые вызовы формирующегося технологизированного мира. Первым среагировал на данную ситуацию датский инженер Йоган Мюллер. Он разработал комплекс простых и доступных гигиенических упражнений, проверил их эффективность и написал знаменитую книгу «Моя система». Безусловно, гимнастика Мюллера по современным меркам примитивна: полтора десятка элементарных движений, рекомендации по поводу закаливания и водных процедур, использование приемов самомассажа. Однако его книга имела всемирный успех. Оказалось, что укрепление здоровья - вполне реальное дело: отдавай ежедневно 20 минут гигиенической гимнастике – и отойдут, а возможно и вовсе пропадут болезни.
«Моя гимнастика» на какое то время оживила и помогла многим восстановить радость бытия, но временное затишье было недолгим. Оздоровительных эффектов европейских оздоровительных средств было уже недостаточно.
В 20-е годы ХХ столетия житель Америки Мак-Керди «зазвонил во все колокола»: конвейерное производство заводов и фабрик, и темп и ритм жизни крупных городов, оказались намного хуже всемирных эпидемий. Эту проблему подтвердило открытие в середине 40-х годов феномена стресса. В 1959 году вышла в свет знаменитая книга Ганса Селье «Стресс жизни». Многолетние клинические исследования Г.Селье подтвердили, что на любую длительную нагрузку, будь-то физичес¬кие и психические напряжения, интоксикация или неблагоприятные климатические условия, организм реагирует одинаково. Вначале возникает реакция тревоги, за ней - фаза сопротивления и, наконец, - фаза истощения. Г.Селье считал, что существует некоторая индивидуальная мера адаптационной энергии, обеспечивающей сопротивление стрессу. Реагируя на стресс, наш организм интенсивно выделяет особые вещества - кортикостэроиды, которые обеспечивают на какое-то время возможность жить человеку на пике своих возможностей. Но при этом нарушается жизненно важное биохимическое равновесие в организме человека. Г.Селье доказал - дис¬баланс может быть устранен интенсивным двигательным режимом, при котором сжигаются гормональные излишки. Гипотезы Г.Селье (в особенности в его итоговой книге «Стресс без дистресса») оказались весьма продуктивными.
В ХХ веке жизнь людей в большинстве стран мира начинала меняться все быстрее и вызовы жизни уже требуют от человека адекватных действий. В 60-е годы в развитых странах высокий жизненный уровень уже не гарантирует здоровья, если люди не относятся к свое¬му Телу, Духу и Душе осознанно, разумно и бережно. Без соответствующих усилий и напряжений, направленных на сохранение здоровья, человеку уже не обойтись. Технологии начинают во всю захватывать саму жизнь человека. Но сам по себе стресс не страшен, страшны: бездуховность, безысходность, уныние, лень, страх.
Приоткрыли еще одни новые возможности и пути к сохранению здоровью бестселлеры 70-х годов - книги Гарта Гилмора «Бег ради жизни» и К. Купера «Аэробика для хорошего настроения». Массовое увлечение оздоровительным бегом (трусцой) приняло почти глобальный характер. Автором «Жизнь в беге» - Гартом Гилмором, была предложена интересная формула в виде афоризма: «Лучше пить, курить и бегать, чем не пить, не курить и не бегать». Бег оказался вол¬шебным средством спасения от перенапряжений и малоподвижного образа жизни, помогая человеку на какое - то время выйти из сфер технологизированной жизни, заполнить километры и часы индивидуальной тренировкой, мыслительными, двигательными и психоэмоциональными переключениями, забытыми ощущениями естественного состояния единения с Живой Природой. Бег трусцой, в те годы, стал распространенным рекреационным занятием для мужчин. Для женщин, благодаря усилиям американской актрисы и мастера шоу-бизнеса Джейн Фонды, таким спасением здоровья стала аэробика, которая была не только новой эмоциональной системой движений, но и становилась своего рода клубом для досуга и общения.
Маркетинг «рынка здоровья» развивался темпами, вполне сопоставимыми с технологизированными процессами, что в какой то степени взаимозависимо и в этом смысле объяснимо. Сфера оздоровительной культуры принимала и новые внешние формы, так в 90-е годы появляются первые специализированные фитнесс-центры и оздоровительные клубы. Эти структуры представляют собой уже настоящие комбинаты технологизированной деятельности: оздоровительные центры с бассейнами, саунами, компьютеризованными тренажерами, массажными кабинетами, аэрариями, кабинетами фитотерапии, спасалоны и многое другое. Таким образом, искусственный мир, созданный человеком, требовал создания новообразований для возможной компенсации всех тех бед для здоровья, которые были привнесены самим же человеком в свою жизнь. Можно сказать и так, что для поддержания здоровья теперь уже требовалось, определенное и достойное место в самой жизнедеятельности человека. Но, к сожалению, ниша здоровья получила свое место, прежде всего, как успех точно разработанных финансовых схем и маркетинговых кампаний, в связи с чем, человек конца XX-го столетия здо¬ровее, естественно, не стал.
Гигантские социально-экономически¬е и технологические изменения целых стран и народов завели человечество в ссужающийся коридор выбора. Все больше возрастают требования и их уровень, предъявляемые к деятельности человека и его здоровью. Знаний, средств и образцов сохранения здоровья в избытке, но отсутствует соответствующие требованиям современного мира новое мировоззрение и система индивидуально построения здоровья. Проблема заключается в том, что человек из мира производственных технологий, вынужден попадать в технологии оздоровления. Таким образом, мы погружаемся в искусственный мир и все больше отдаляемся от естественно – природного начала. Мы находимся в том состоянии неестественного темпа и ритма жизнедеятельности, которые уже заставляют нас искать пути и возможности восстановления баланса сил и энергий. Но, при этом, мы все меньше думаем о сохранении и приумножении здоровья всего живого, находящегося рядом с нами на планете Земля. Проблема, которую необходимо решать, но давайте посмотрим - в чем же суть самой проблемы здоровья.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote