Советский живописец. Заслуженный Художник РСФСР. Народный Художник России. С 1934 г. по 1938 г. учился в Московском художественно-педагогическом училище Памяти 1905 года у П.Д. Покаржевского, В.В. Фаворского. В 1938 г. без экзаменов поступает в МГХИ им. В.И. Сурикова, который заканчивает по мастерской профессора Покаржевского в 1948 г. дипломной работой «Предатель». За отличную учёбу награждён творческой поездкой на «Академическую дачу» им И.Е. Репина и принят в Союз Художников СССР.
Всесоюзную известность Николаю Сысоеву принесли работы «В.И. Ленин и Н.К. Крупская среди крестьян д. Горки в 1921 г.», «В.И. Ленин на коммунистическом субботнике в Кремле 1 мая 1920 г.», «Коллективизация». В 1987 г. основал в Липецкой обл. (посёлок Лев Толстой) Картинную галерею, которая сегодня носит имя художника. Персональные выставки художника проходили в Москве (1979, 1980, 1988, 2002), Ленинграде (1981), Твери (1981), Липецке (1990, 2001). Работы хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Историческом Музее, Тверской Картинной Галерее, Тульском областном художественном музее. «Николай Александрович Сысоев первоначальное художественное образование получил в Московском художественном училище памяти 1905 года (1934—1938). В те годы там очень хорошо было поставлено преподавание живописи и рисунка, царила творческая атмосфера, и учащиеся горели желанием учиться. Среди энтузиастов, занимавшихся буквально с утра до ночи, был и Николай Сысоев. Он выделялся своей одаренностью, пытливостью и любовью к работе. Выполнение бесчисленных этюдов и рисунков сверх обязательной программы очень помогало ему в учебе.Окончив техникум и поступив в Московский Государственный художественный институт (ныне имени В. И. Сурикова), будущий художник продолжает с тем же рвением постигать секреты мастерства. В институте, руководимом И. Э. Грабарем, студенты воспитывались в духе последовательного реализма, поэтому и живопись, и рисунок требовались полнокровные, как можно ближе передающие жизнь и натуру. Николай Александрович и по сей день остается верен этим принципам.Уже в годы учебы определились его вкусы и привязанности. Бесконечно любя и восхищаясь великими мастерами прошлого, он чувствовал наиболее близкими себе русских художников, и, в первую очередь, И. Е. Репина и В. И. Сурикова.В 1947—1948 годах неподалеку от Вышнего Волочка был создан Дом творчества художников «Академическая дача». В числе первых художников, начавших там работать, был и Н. А. Сысоев. Позднее, познакомившись с местными жителями, многие из которых впоследствии стали героями его картин, и покоренный красотой окружающей природы, Николай Александрович обосновался в ближайшей деревне, где построил себе мастерскую. С тех пор он почти безвыездно там живет и работает. Содержанием его произведений становится жизнь колхозной деревни. Им написаны картины и о ее мирном труде и быте, и о тяжелых годах военного времени. Все его картины создавались на местном материале.
Прообразами героев служили односельчане и жители близлежащих деревень. Поэтому Николая Александровича знают буквально все в округе, а у некоторых в домах висят репродукции с его полотен, на которых они изображены. Н. А. Сысоевым написано несколько картин, посвященных В. И. Ленину. Во всех картинах Ленин изображен среди народа, окруженный людьми, близкий им, простой и человечный. Особенно хороша картина «В. И. Ленин и Н. К. Крупская среди крестьян в деревне Горки». На мой взгляд, это одно из лучших произведений о В. И. Ленине в советской живописи. Самой привлекательной стороной искусства Николая Александровича является его искренность. И эта искренность покоряет в картине. Вы верите в подлинность всего запечатленного здесь: и прекрасно написанного пейзажа, и изображений крестьян, и образов В. И. Ленина и Н. К. Крупской. А как хороши санки с молодым возницей в левой части картины! Чистые половики, покрывающие санки, так и светятся в рефлексе от снега! В картине есть свой особый строй, присущий всем полотнам Николая Александровича, и вместе с тем видны традиции русского искусства, которые он продолжает.Работая над картинами, Николай Александрович всегда пишет много подготовительных этюдов. Часто к одной фигуре возвращается по нескольку раз, добиваясь нужного ему решения. Многие из этих этюдов благодаря мастерству исполнения имеют и самостоятельную художественную ценность. В пейзажах Н. А. Сысоева видна любовь к родной природе. Он прекрасно передает ее настроение и состояние в любое время года. С любовью пишет деревни, сараи, перелески — всю неброскую красоту наших мест. Николая Александровича часто можно видеть работающим на пленэре: и ранней весной у бегущего, журчащего ручья, пробивающегося сквозь снег, и летом в лесу у покрытых мхом елей, и осенью среди золота берез, у сверкающего темной голубизной озера. Он неустанный работник и поэт нашей родной земли.» — Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина Юрий Кугач.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.