• Авторизация


Неизвестный художник. Коллекция Государственного Русского музея 11-07-2022 15:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Неизвестный художник. Коллекция Государственного Русского музея




[показать]
01. Неизвестный художник
Портрет царя Ивана IV Грозного 1680
Холст, масло
72 х 61
Экспонирование: Михайловский замок, Зал 209. Помещение лейб-гвардии


Царь Иван IV Васильевич (Грозный) (1530—1584) — сын Василия III и Елены Глинской. Венчан на царство в 1547 после непродолжительного регентства матери и правления бояр. Эта же дата считается началом образования Московского царства (1547—1721), когда Иоанн IV Васильевич во время коронации принял титул «царя Всея Руси». Таким образом, утверждал себя в качестве суверенного правителя и наследника византийских императоров (Иоанн был внуком Софии Палеолог, племянницы последнего императора Византии). Однако притязания великих московских князей на царский титул прослеживаются еще от Ивана III, когда из Византии были заимствованы многие ритуалы и символика. «Грозным» Иван IV был прозван народом за казни политических изменников.

Портрет Ивана Грозного был написан примерно через полтора века после его смерти, преимущественно, с опорой на исторические и литературные описания. Таким образом, он представляет скорее воображаемый, нежели подлинный облик царя





[показать]
02. Неизвестный художник
Портрет царя Алексея Михайловича
С гравюры К. Мейсенса (1646 – ?)
для книги «Historia di Leopoldo caesare», изданной в Вене в 1670 году.
Не позднее 1670 (?)
Холст, масло
126 х 95
Экспонирование: Михайловский замок


Алексей Михайлович (19 марта 1629 – 29 января 1676) – царь из династии Романовых, отец Петра I. Сын царя Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны Стрешневой. Вступил на престол 14 июля 1645, коронован 28 сентября 1645. В его царствование Земский собор принял «Уложение» 1649, были приняты Таможенный (1653) и Новоторговый (1667) уставы, произошло воссоединение Украины с Россией (1654), завершившееся Андрусовским перемирием с Польшей (1667). 16 января 1648 вступил в брак с Марией Ильиничной Милославской (1 апреля 1624 – 3 марта 1669), имел тринадцать детей. 22 января 1671 вступил во второй брак с Натальей Кирилловной Нарышкиной (22 августа 1651 – 25 января 1694), от которого родилось трое детей


[показать]
03. Неизвестный художник
Портрет царя Михаила Федоровича
Вторая половина XVII века. 1680-е (?)
Холст, масло
83,5 х 71,5 (овал в прямоугольнике)


Михаил Федорович (22 июля 1596 – 23 июля 1645) – первый царь из династии Романовых, дед Петра I. Сын боярина Федора Никитича Романова-Юрьева, племянника первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны Захарьиной и двоюродного брата царя Федора Иоанновича, и Ксении Ивановны Шестовой. Избран на царство Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613, правил с 27 марта 1613, коронован 11 июля 1613. Внутренняя и внешняя политика в царствование Михаила Федоровича была направлена на ликвидацию последствий Смутного времени. 18 сентября 1624 вступил в брак с княжной Марией Владимировной Долгорукой, вскоре умершей. 5 февраля 1626 вступил во второй брак с Евдокией Лукьяновной Стрешневой (1608–1645), имел десятерых детей.


[показать]
04. Неизвестный художник
Портрет царицы Марфы Матвеевны
Не позднее 27 апреля 1682
Холст, масло
89 х 70
Экспонирование: Михайловский замок, Зал 209. Помещение лейб-гвардии


Марфа Матвеевна Апраксина (1664—1713) ─ дочь боярина Матвея Васильевича Апраксина и Домны Богдановны Ловчиковой. С 14 февраля по 17 апреля 1682 — царица, супруга царя Федора Алексеевича. Федор Алексеевич скончался 27 апреля того же года, оставив Марфу Матвеевну вдовой. Во вдовстве жила до конца дней. Сестра генерал-адмирала Ф. М. Апраксина, А. М. Апраксина («Андрея Бесящего») и сенатора П. М. Апраксина.

Портрет исполнен в период, когда Марфа Матвеевна имела статус царской невесты. 15 февраля 1682 года состоялось венчание. Веер не был характерной деталью допетровского быта, хотя его «язык» был хорошо известен. Царица Марфа держит веер «стрелой» – то есть он закрыт, находится в правой руке и повернут в сторону собеседника. Такое положение веера означает любовь и расположение.


[показать]
05. Неизвестный художник (Ефим Копьин ?)
Портрет Ермака
Конец XVII -XVIII (?)
Холст, масло
98 x 75


Ермак Тифомеевич (Василий Тимофеевич Аленин,1540-1584?, 5?) — атаман волжских казаков, положивший начало присоединению Сибири к России. В 1581 разбил хана Кучума, но в очередном сражении на Иртыше был ранен и утонул, "отягченный железной броней, данное ему Иоанном".

Портреты Ермака восходят к нескольким типам. Наиболее известный соответствует описанию Н. М. Карамазина: "Он был видом благороден, сановит, росту среднего, крепок мышцами и широк плечами; имел лицо плоское, но приятное, бороду черную, волосы темные, кудрявые, глаза светлые, быстрые...". Кольчуга и панагия на портрете — подарки Ивана Грозного. Личность Ермака была чрезвычайно популярна в Сибири: его портреты висели в храмах, государственных учреждениях и домах сибиряков.


[показать]
06. Неизвестный художник
Портрет Якова Тургенева 1694 (?)
Холст, масло
105 x 97,5
Экспонирование: Михайловский дворец, Зал 5


Тургенев Яков Федорович (16? – 1695). Жилец рейтарского строя, находился в службе с 1671; участник «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы». Носил звание «старого воина и Киевского полковника». Командовал ротой в Кожуховском походе (1694). В январе 1695 праздновалась шутовская свадьба Я. Ф. Тургенева, вскоре после которой он умер.


[показать]
07. Неизвестный художник
Портрет Андрея Бесящего - А. М. Апраксина
Между 8 октября 1696 – не позднее 11 мая 1697
Холст, масло
93 х 88


Андрей Матвеевич Апраксин (1663—1732) — брат царицы Марфы Матвеевны, генерал-адмирала Ф. М. Апраксина и сенатора П. М. Апраксина. Стольник царя Иоанна Алексеевича. Обер-шенк Петра I, с 1724 — граф. Носил шутовской сан члена коллегии кардиналов «Всепьянейшего собора всешутейшего князь-папы» и прозвище Бесящий.


[показать]
08. Неизвестный художник
Западная Европа
Портрет Петра I 1697 (?)
Холст, масло
62 х 51
Экспонирование: Михайловский замок, Покои Протасовой. "Галерея Романовых"


Иконографический тип портрета определяли как «версальский». Якобы «версальский оригинал поясной, без рук; подарен Петром Лудовику XV». Легенда связывает этот портрет с авторством И. Риго. В Версале есть подобный портрет, однако, по мнению французских коллег, он восходит к портрету работы Питера ван дер Верфа из Государственного Эрмитажа


[показать]
09. Неизвестный художник
Школа Оружейной палаты
Портрет князя Михаила Федоровича (?) Жирового-Засекина
Не позднее 30 августа 1698
Холст, масло
85 х 72,5


Жировой-Засекин Михаил Федорович (? – не позднее 1707). Cтольник (с 1693), с 1706 – окольничий. Один из участников «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы». Вместе с братом Василием Федоровичем участвовал в Кожуховском походе 1694 года.

Экспонировался на выставке 1870 года как портрет Ивана Абрамовича Жирового-Засекина – шута, пожалованного за придворную службу в дворяне. Однако наиболее вероятными кандидатурами следует считать Никиту Михайловича Жирового-Засекина или князя Михаила Федоровича Жирового-Засекина, поскольку он принимал участие в мероприятиях Всешутейшего собора с титулом «преосвященного Мисаила». Наличие бороды также позволяет датировать портрет не позднее 30 августа 1698 года.


[показать]
10. Неизвестный художник
Школа Оружейной палаты
Портрет стольника Федора Ивановича Веригина
Не позднее 30 августа 1698
Холст, масло
92,5 х 76,5


Веригин Федор Иванович (годы жизни неизвестны). C 1658 – стольник царя Алексея Михайловича, до 1692 – Петра I. Один из участников «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы». Его дочь Мария была замужем за В. С. Долгоруким, внук женат на А. В. Шереметевой.


[показать]
11. Неизвестный художник
Портрет князя Андрея Меньшого Ивановича Репнина
Школа Оружейной палаты
Не ранее 27 января 1699
Холст, масло
195 x 149


Андрей Меньшой Иванович Репнин (?–1699) — младший сын ближнего боярина и дворецкого царя Алексея Михайловича И. Б. Репнина (1615–1697) и Е. Н. Плещеевой (?—1695).

По мнению исследователей, портрет «демонстрирует новый этап развития русского костюма, начавшийся в октябре 1681 года, когда царь Федор Алексеевич указал вельможам, дворянам и приказным людям носить короткие кафтаны и ферези по польской моде вместо старозаветных охабней и однорядок, в которых было запрещено не только являться ко двору, но даже входить на территорию Кремля».

Персонаж на портрете одет в полном соответствии с указом 1681. Длиннополое одеяние на меху — так называемая польская шуба. Под шубой черный зипун, застегнутый наискось на левом боку в соответствии с заимствованной из Турции модой. Такой покрой нижнего платья был очень характерен для русского костюма 1681–1700 годов. Типичен для этого времени и изображенный в правой руке князя головной убор — «польская шапка-кораблик с красным верхом и фигурным меховым околышем».



[показать]
12. Неизвестный художник
Школа Оружейной палаты
Портрет князя Аникиты Ивановича Репнина
Конец 1690-х
Холст, масло
181 х 128


Есть серьезные основания считать этот портрет — один из самых важных и высокохудожественных образцов парсуны — ранним изображением А. И. Репнина, среднего сына ближнего боярина и дворецкого царя Алексея Михайловича И. Б. Репнина и Н. Н. Плещеевой. Аниките Репнину в начале 1690-х было около 25 лет, что соответствует возрасту изображенного. Датировка портрета концом XVII века, помимо стилистических признаков, подтверждается и изучением холста: швы, соединяющие шесть отдельных кусков полотна в одно целое, «в точности повторяют прием соединения полотнищ парусного холста, существовавший в России в конце XVII — начале XVIII века», а «производство парусного полотна в Москве возникает около 1693 года»


[показать]
13. Неизвестный художник
Портрет А. Н. Ленина с калмыком
Начало XVIII века. Не позднее 1707
Холст, масло
89 х 116


Ленин Алексей Никифорович (? –1707). Cын московского дворянина Никифора Леонтьевича Ленина. С 1693 — стряпчий, в 1696 в качестве стряпчего принимал участие во Втором Азовском походе, с 1702 был стряпчим «в началных людех» и в 1707 «умре».

Опубликованный впервые в альманахе «Художественные сокровища России» за 1903 год "портрет двух шутов" долгие годы не имел имен изображенных. Только в 1965 году его соотнесли с двойным портретом, вошедшим в опись Преображенского дворца 1739 года (согласно «Описи» Преображенского дворца, в Передней находилась «картина Алексея Ленина с хлопцом»), и вернули ему первоначальное название (Молева, Белютин. С. 14). Существовало мнение, что этот хлопец — калмык, поэтому в литературе произведение иногда называют «Портретом Алексея Ленина с калмыком». "Хлопец" пострижен в скобку как дворовый человек, но неожиданно одет в черную рясу поверх темно-зеленого кафтана. Однако технологическое исследование позволило установить, что одеяние калмыка и фон портрета полностью переписаны. В руке "калмыка" бутыль. Поэтому, по мнению исследователя, этот портрет легко вписывается во «всепьянейшую» серию. Е. И. Гаврилова конкретизировала определение персонажа, обнаружив в Боярских книгах упоминание об Алексее Никифоровиче Ленине, бывшем в 1693 году стряпчим «в началных людех» и в 1707 году «умре». (Гаврилова 1975. С.53-54). Следовательно, портрет мог быть написан не позднее этого времени.


[показать]
14. Неизвестный художник
Портрет самодержицы Софьи Алексеевны 1700
Холст, масло
119 х 100
Экспонирование: Михайловский замок, Покои Протасовой. "Галерея Романовых"


Софья Алексеевна (17/27 сентября 1657, Москва – 3/14 июля 1704, Москва) — царевна, четвертая дочь царя Алексея Михайловича от брака с Марией Ильиничной Милославской. Пришла к власти в результате восстания стрельцов в Москве (1682). С мая 1682 по сентябрь 1689 – правительница Московского государства, регент при младших братьях Петре и Иване. В сентябре 1689 имя Софьи было исключено из царского титула; сама царевна арестована в Новодевичьем монастыре. В 1698 пострижена в монахини под именем Сусанны, незадолго до смерти приняла великую схиму под именем Софьи


[показать]
15. Неизвестный художник
Портрет царицы Марфы Матвеевны, вдовы царя Федора Алексеевича
Последняя четверть XVII – начало XVIII века
Не позднее конца 1715 (?)
Холст, масло
81 х 62


Апраксина Марфа Матвеевна (1664–1715). Дочь боярина Матвея Васильевича Апраксина и Домны Богдановны Ловчиковой. С 14 февраля по 27 апреля 1682 — супруга царя Федора Алексеевича. Сестра генерал-адмирала Ф. М. Апраксина, А. М. Апраксина («Андрея Бесящего») и сенатора П. М. Апраксина.

Портрет мог быть исполнен как в конце московского, так и в петербургский период ее жизни. В начале 1708 года Петр I повелел переехать в Петербург обеим вдовствующим царицам – Марфе Матвеевне и Прасковье Федоровне с дочерьми. Членам царской семьи разрешалось строить дома на берегу Невы, восточнее Литейного двора. Дворец царицы Марфы Матвеевны располагался рядом с дворцом царевича Алексея (Шпалерная ул., 29). В нем она прожила последние годы своей жизни.


[показать]
16. Неизвестный художник
Портрет князя Александра Даниловича Меншикова
Начало XVIII в
Холст, масло
62 х 52
Экспонирование: Летний дворец Петра I, Вторая приемная


Меншиков Александр Данилович (6 ноября 1673 – 12 ноября 1729). Государственный и военный деятель, сподвижник Петра I. Сын придворного конюха. Начал свою карьеру в «потешных ротах», денщик Петра I (1693). Принимал участие в Азовском походе. Вместе с Петром «инкогнито» путешествовал в составе Великого посольства в конце XVII века. С 1703 – первый губернатор Петербурга. С 1707 – светлейший князь. Одержал победы над Шведами при Лесной (1708) и Переволочной (1709). За Полтавскую битву (1709) произведен в генерал-фельдмаршалы. Президент Военной коллегии. В 1725 принял активное участие в возведении на престол Екатерины I. Возглавлял Верховный тайный совет. Генералиссимус (1727). При Петре II арестован, лишен всех чинов и состояния, сослан в Ранненбург, затем в Березов, где умер и похоронен.


[показать]
17. Неизвестный художник
Портрет царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I
Конец 1700-х (?)
Холст, масло
77 х 62 (овал)


Наталья Алексеевна (22 августа 1673 – 18 июня 1716). Царевна, дочь царя Алексея Михайловича и его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимая сестра Петра I. В 1698 году, после того как царица Евдокия Федоровна Лопухина была пострижена в монастырь, к царевне Наталье в Преображенское был отдан маленький царевич Алексей. Позже в ее же доме Петр поселил Марту Скавронскую, где она получила в крещении имя Екатерины, а ее крестным отцом стал царевич Алексей. При дворе царевны Натальи жили две сестры А. Д. Меншикова. С 1708 жила в Петербурге.

Портрет мог быть исполнен как в конце московского, так и в петербургский (с 1708) период жизни Натальи Алексеевны. В настоящее время портреты Натальи Алексеевны находятся в собраниях ГРМ и ГТГ и традиционно датируются: не позднее 1716 (?) и 1714–1715 годами.


[показать]
18. Неизвестный художник
Портрет Петра I 1710
Холст, масло
250 х 180
Экспонирование: Михайловский замок, Зал 231. Тронная и Предтронная императрицы Марии Федоровны



[показать]
19. Неизвестный художник
Таннауер И. Г. (?)
Портрет Шарлотты Кристины Софии, рожденной принцессы Брауншвейг-Вольфенбюттельской, жены царевича Алексея Петровича 1710-е
Холст, масло
79 х 66 (овал)
Экспонирование: Михайловский замок, Покои Протасовой. "Галерея Романовых"


Шарлотта Кристина София Брауншвейг-Вольфенбюттельская (2 июля 1694 – 22 октября 1715). Третья дочь герцога Людвига Рудольфа Брауншвейг Вольфенбюттельского и Кристины Луизы Эттингенской. Жена царевича Алексея Петровича. Умерла через несколько дней после рождения сына Петра, будущего императора Петра II.


[показать]
20. Неизвестный художник
Портрет светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова 1710-е
Эмаль, медь
6 х 5


Изображен в латах и малиновой с горностаем мантии, шейный платок заколот булавкой с драгоценным камнем, через плечо – лента ордена Св. Андрея Первозванного. Меншиков – практически единственная особа, не принадлежащая к императорской фамилии, чьи портреты были созданы на эмали. Так в 1709 году Мусикийским было выполнено 11 миниатюрных портретов Меншикова.


[показать]
21. Неизвестный художник
Школа Оружейной палаты
Портрет Сергея Леонтьевича Бухвостова
Не ранее августа 1711
Холст, масло
116,5 х 98,5


Бухвостов Сергей Леонтьевич (1642 (59?) – 1728). «Первый российский солдат», начал службу при дворе стряпчим. В 1683 первым зачислен в потешный, впоследствии Преображенский полк. В 1695 в чине капрала бомбардирской роты был в Азовском походе, за участие в Северной войне произведен в подпоручики. После ранения при осаде Штетина переведен в чине майора в петербургскую гарнизонную артиллерию.

Портрет датирован на основании прикрепленной к петлице золотой медали за Прутский поход 1711 года. О «первом солдате» помнили. Есть сведения, что в 1724 году Петр заказал скульптору Б.-К. Растрелли его бюст, а в 1728 году «Санктпетербургские ведомости» поместили его некролог.


[показать]
22. Неизвестный художник
Портрет старика в красном кафтане
Первая четверть XVIII века
Холст, масло
133,5 х 103,5
Экспонирование: Летний дворец Петра I, Вторая приемная


Портрет издавна считался изображением шута Петра I Ивана Александровича Балакирева (1699–1763). С таким определением он и поступил в Русский музей вместе со всей знаменитой коллекцией князей Лобановых-Ростовских. Идея такой атрибуции, видимо, принадлежала известному художественному деятелю М. П. Боткину, который и был посредником при покупке коллекции (Косолапов 1995. С. 154–158). Однако уже в первом каталоге Русского музея это определение было подвергнуто сомнению (Врангель 1904. С. 322–323). Позднее портрет был известен под разными названиями, а с 1950-х годов осторожно назван «Портретом старика в красном кафтане» работы неизвестного художника. Полвека назад появилось предположение о принадлежности картины кисти Г. Гзеля, а в недавнее время была сделана попытка увидеть в изображенном сподвижника Петра Я. В. Брюса (Коваленская 1960. С. 307–308; Хилимончик 2002. С. 123–134).


[показать]
23. Неизвестный художник
Портрет царевича Петра Петровича (1715-1719)
Первая четверть (?) XVIII в.
Холст, масло
95 x 71
Экспонирование: Михайловский замок, Зал 232. Столовый зал


Петр Петрович (1715—1719) — шестой из девяти детей Петра I и Екатерины Алексеевны, прозванный «Петенька-Шишечка». После отречения царевича Алексея Петровича был объявлен наследником престола. Умер младенцем. Основанием для определения портрета как изображения Петра Петровича служит письмо А. Д. Меншикова Петру I от 1716 года: «Посылаю к Вашему Величеству угодный Вам презент… персону дражайшего Вашего Купида» (Кат. исторической выставки. № 285—288). Портрет Петра Петровича указан и в описи произведений Л. Каравака, однако местонахождение оригинала кисти самого мастера остается неизвестным. Очевидно, существует еще несколько вариантов портрета. В каталоге Петрова отмечено, что один из портретов имеет над головой в сиянии буквы «IHS» (начальные буквы имени Христова), однако ни в одном из известных портретов подобных букв нет. Изображение сияния, «солнца» над головой царевича вполне соответствует представлениям, существовавшим во французской живописи XVIII века. Так, в музее Сен-Клу существует картина Жана Нокре, изображающая семью Людовика XIV олимпийскими богами. Около 1722 года Л. Каравак написал самого Петра в виде Аполлона и царевну Наталью Алексеевну в виде Дианы (ГТГ), так что изображение Петеньки-Шишечки в виде маленького Купидона, со стрелой, орденом Св. Андрея Первозванного и короной вполне укладывается в традицию аллегорической символики, существовавшей в живописи петровского времени. Существует целый ряд подобных портретов


[показать]
24. Неизвестный художник
Портрет царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I с портретами Петра I, царицы Екатерины Алексеевны, царевичей Алексея Петровича, Петра Петровича и Петра Алексеевича
Между 1716 и 1718
Холст, масло
235 x 134


Написана в связи со смертью царевны. Композиция представляет собой конклюзию — произведение, сочетающее в себе портреты, сцены, аллегорические фигуры и тексты из Священного Писания. Обычно конклюзии гравировались, а в данном случае — редкий для этого жанра живописный вариант, не имеющий гравированных аналогов. Это своего рода эпитафия, в центре которой помещен портрет царевны. Конклюзия была поднесена Петру I автором программы и стихотворных текстов протопопом Новгород–Северского собора Афанасием Заруцким. Датируется годом смерти Натальи Алексеевны или следующим годом (до начала следствия по делу царевича Алексея, портрет которого в латах, под короной включен в композицию).


[показать]
25. Неизвестный художник
Кормилица с ребенком
Вторая четверть XIX века
Холст, масло
66 x 53 см



rusmuseumvrm
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Неизвестный художник. Коллекция Государственного Русского музея | Кесовский - Дневник Кесовский | Лента друзей Кесовский / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»