Это цитата сообщения
TimOlya Оригинальное сообщениеКристина Робертсон,урождённая Сандерс.1796-1854 гг.Шотландия.

Портрет императрицы Александры Федоровны

Портрет великой княгини Марии Александровны

Портрет великой княжны Ольги Николаевны
Кристина Робертсон — племянница лондонского художника Джорджа Сандерса. Вероятно, он и обучил Кристину живописи, и помогал ей найти заказчиков в начале её пути. С 23 мая 1822 года — супруга портретиста Джемса Робертсона; их венчание состоялось в церкви Мэрилебон в Лондоне. В браке родила восьмерых детей, но зрелого возраста достигли лишь четверо детей — два сына, Джон и Уильям, и две дочери, Агнесс и Мэри.
Автопортрет
В 1823 году работы Кристины Робертсон демонстрировались лондонской публике в залах Королевской Академии, а в следующие десять лет она приобрела солидную клиентуру среди аристократии и предпринимателей. С 1829 года — почётный член Королевской академии в Эдинбурге.
Великая княжна Александра Николаевна
Гравюры с портретов Робертсон, напечатанные в журналах и иллюстрированных альманахах, стали хорошо известны в континентальной Европе и в России. По мнению биографа Робертсон Елизаветы Ренне, эти портреты мало чем отличались от работ современников, публиковавшихся в тех же журналах, но именно следование духу времени сделало Робертсон модной среди петербургской знати.
Николай I
В первый раз Робертсон приехала в Санкт-Петербург в 1839 году. Вначале она писала портреты знати, некоторые из которых тиражировались в гравюрах Генри Робинсона (англ.)русск., также жившего тогда в России. Весной 1841 года Робертсон была приглашена ко двору писать портреты Николая I и его семейства. В том же году серия ростовых портретов императрицы Александры Фёдоровны и её дочерей выставлялась в Академии художеств, а сама Робертсон стала почётным вольным общником Академии (второй женщиной — членом Академии после Виже-Лебрён).
Портрет великих княжон Ольги Николаевны и Александры Николаевны у клавесина
Граф М. Д. Бутурлин, описывая художественную жизнь Петербурга, писал:
« Госпожа Робертсон отобрала почти всю практику у своих собратий. У петербургской тогдашней знати вошло в моду списывать свои портреты заморскою этою артисткою, которая брала за них неслыханные цены, по 4000 или даже по 5000 рублей серебром, если портрет был в натуральный рост, по 2000 (помнится мне) за поясной и по 700 (или около того) рублей за головной, с одними плечами... Модная Британская артистка написала поочередно всю царскую семью во весь рост и получила за то около ста тысяч рублей серебром... не прошло и шести лет, как все эти знаменитые произведения перешли из дворцовых зал в полутемные коридоры, и о г-же Робертсон едва ли кто ныне помнит. »
Портрет великой княгини Марии Александровны
Бутурлин был не вполне прав в своих оценках — акварельные портреты, написанные Робертсон, продолжали украшать рабочие кабинеты Александра II в течение всей его жизни. Парадный портрет Александры Фёдоровны оставался вывешенным в ротонде Зимнего дворца до Октябрьской революции, и пострадал во время переворота
Портрет великой княгини Марии Александровны
В 1847 году Робертсон вернулась в Санкт-Петербург. В январе 1849 года её вновь пригласили в Зимний дворец писать портреты невесток Николая I — Марии Александровны и Александры Иосифовны. В феврале 1850 года Робертсон известили о том, что Николай I «не удовлетворён» новыми портретами и приказали исправить уже написанное. В сентябре 1851 года двор повелел хранителю эрмитажных портретов Ф. А. Бруни вернуть все копии Робертсон без оплаты.
Портрет великой княгини Марии Александровны
В конце жизни бедствовала, из-за отсутствия средств не могла вернуться в Англию. Смерть Робертсон во время Крымской войны, когда большинство британской колонии в Петербурге уехало из России, осталась незамеченной. Художницу похоронили на Волковском кладбище.
Портрет великой княгини Марии Николаевны,герцогини Лейхтенбергской
После Октябрьской революции портреты работы Робертсон, хранившиеся в частных собраниях, были рассеяны по провинциальным музеям. В Государственном Эрмитаже хранятся тринадцать работ Робертсон, из которых двенадцать атрибутированы точно, а одна — предположительно. Это семь портретов семьи Романовых, четыре портрета представителей семьи Юсуповых из собрания Юсуповского дворца, портрет Ю. Ф. Куракиной и, по мнению Е. П. Ренне, одна из лучших работ Робертсон — «Дети с попугаем». Кто именно изображён на этом двойном портрете 1850 года — так и не известно. Вероятно, что лицо Марии Александровны на эрмитажном портрете было переписано в манере Франца Винтерхальтера уже после смерти Робертсон. Три портрета, вызвавшие в 1850 году недовольство Николая I, хранятся в музеях Петергофа
Портрет великой княгини Марии Николаевны,герцогини Лейхтенбергской
Великая княгиня Мария Николаевна , герцогиня Лейхтенбергская.
Великая княгиня Мария Николаевна, герцогиня Лейхтенбергская (1819-1876)
Великая княгиня Мария Николаевна ,герцогиня Лейхтенбергская с четырьмя старшими детьми.
Портрет императрицы Александры Федоровны Незаконченная миниатюра
Портрет императрицы Александры Федоровны
Портрет императрицы Александры Федоровны
Портрет императрицы Александры Федоровны
Портрет императрицы Александры Федоровны
Великая княжна Александра Николаевна
Портрет великой княжны Ольги Николаевны
Великая княгиня Елена Павловна (1807-1873)
Великая княгиня Елена Павловна (1807-1873)

Дети с попугаем

Анатолий Иванович Барятинский

Князь Борис Николаевич Юсупов (1794-1849), сын действительного тайного советника князя Н. Б. Юсупова и Т. В. Энгельгардт.

Портрет князя Николая Борисовича Юсупова (1827-1891)

Портрет княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой, урожденной Нарышкиной (1809-1893)

Портрет княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой, урожденной Нарышкиной (1809-1893)

Портрет княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой, урожденной Нарышкиной (1809-1893)

Княгиня Юсупова Татьяна Васильевна (урожд. Энгельгардт, племянница св. Кн. Г.А. Потемкина-Таврического)

Портрет княгни Татьяны Васильевны Юсуповой, рожд. Энгельгарт

Портрет Юлии Фёдоровны Куракиной (1814-1881), урожд. Голицыной

Портрет графа С.Д. Шереметева ребенком

Княгиня Елена Павловна Белосельская-Белозерская

Ольга Ивановна Орлова-Давыдова (1814–1876), дочь князя Ивана Ивановича Барятинского (1722–1825)

Ольга Ивановна Орлова-Давыдова (1814–1876), дочь князя Ивана Ивановича Барятинского (1722–1825)

Княгиня Мария Фёдоровна Барятинская, урожд. Келлер (1793-1858 гг.


Портрет княгини Марии Ивановны Кочубей (1818-1843), ур.Барятинской

Графиня Софья Андреевна Бобринская, ур. Шувалова (1829—1912) с сыном Алексеем (1852—1927).

Графиня Софья Андреевна Бобринская, ур. Шувалова (1829—1912) с сыном Алексеем (1852—1927).

Графиня Анна Сергеевна Шереметева (урождённая Шереметева) (1811 - 1849), дочь С. В. Шереметева от брака с В. П. Алмазовой; фрейлина императрицы Александры Федоровны (с 1831 года). Первая жена (с 1837 года) графа Д. Н. Шереметева, дествительного тайного советника, камергера.

Мария Сергеевна Бутурлина, ур. Гагарина (1815-1902), дочь обер-гофмейстера Сергея Ивановича Гагарина и Варвары Михайловны Пушкиной, замужем за генералом от инфантерии Сергеем Петровичем Бутурлиным (1803-1873).

Баронесса Софья Сергеевна Шлихтинг, ур. Охлебинина (1825–1901), жена миллионера барона Василия Карловича Шлихтинга (1799–1865), племянника Д. П. Трощинского.

Граф Шувалов Павел Петрович (1846 - 1902), сын графа Петра Павловича Шувалова и Софии Львовны (урождённой Нарышкиной).








Хелен Фрейзер, фёдд Колокхун Кэмпбелл

*****************
Серия сообщений "***Россика (живопись)":
Часть 1 - Придворный живописец Зичи Михаил Александрович (1827-1906).
Часть 2 - Джордж Доу. Военная галерея 1812 года. Часть 1
...
Часть 5 - Джордж Доу. Военная галерея 1812 года. Часть 4.
Часть 6 - Джордж Доу (George Dawe),1781-1829.Англия.
Часть 7 - Кристина Робертсон,урождённая Сандерс.1796-1854 гг.Шотландия.
Часть 8 - Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен(Еlisabeth-Louise Vigеe-Le Brun),1755-1842.Франция.Часть 1.